Вторая Пасха
28 августа все православные христиане празднуют Успение Царицы Небесной. Словом «Успение» названа кончина земной жизни Божией Матери
Рязань, 29 августа – Областная Рязанская Газета.Святая Церковь, говоря о Матери Жизни, хочет избежать слова смерть, однако мы видим в храме в этот день Священный образ, поставленный для поклонения, который представляет погребальный одр, на нём – Святое Тело.
Успение Богоматери – это чудо. Вернёмся в те давние времена. После Вознесения на небо Иисуса Христа Пречистая Дева, оставаясь, согласно завещанию Сына, на попечении святого Иоанна Богослова, постоянно пребывала в посте и молитве. У неё было живейшее желание видеть Сына, сидящего одесную Отца-Бога. По Промыслу Божиему, Пресвятая Богородица «имела кончину сообразную с природой» для радости всех людей, чтобы они не страшились проходить на небо теми же вратами, которыми прошла Царица Небесная.
Наше наследие
Из проповеди архимандрита Авеля (Македонова)
Мы привыкли называть этот праздник «Успение». Но вот беда: не всякий знает смысл этого слова. Церковь никогда не называет умерших мертвецами. И не поминает «помяни, Господи, умершего», а «помяни, Господи, усопшего». Потому, что это не смерть, это как сон, переход из одной жизни в другую. И Мать Божия, хотя Она и Мать Бога нашего, не минула такой участи. И вот сегодня по закону естества Матерь Божия умерла.
И произошло это при следующих обстоятельствах. Она жила как обычный человек, трудилась, молилась и каждый день ходила в Гефсиманский сад, где перед смертью молился Её Сын. И когда Она молилась там, то становилась на колени, и деревья преклоняли перед ней свои верхушки. Когда же поднималась – и они расправлялись, неодушевлённо осознавая, что она не простая женщина, а Матерь их Творца.
И вот за две недели до смерти Она была в Гефсимании, пред ней предстал Архангел Божий Гавриил и сказал: «Радуйся, Твои воздыхания Господь принял. Желания Твои исполнит, и скоро возьмём Тебя к Себе».
Она восприняла весть о смерти как простой человек, Её сердце наполнил ужас: как душа Моя будет проходить мытарства? Святейшая всех святых Ангелов!
А мы-то с вами, погрязшие в грехах, во всех пороках, даже ни во мгновение не задумываемся, как мы будем умирать, как Ангелы поведут душу нашу.
А Матерь Божия боялась и молилась. Она никому ничего не говорила. За три дня до смерти Её Архангел Гавриил вновь явился к Ней, принёс белую благоухающую лилию и сказал: «На третий день Сын придёт за Тобой».
Придя домой, она показала благоухающую лилию апостолу Иоанну Богослову и сказала: «Когда понесут Моё тело хоронить, ты неси эту лилию впереди, перед гробом».
Потом попросила убрать и украсить комнату, приготовить много свечей. В одежде, которую носила, Она приказала похоронить Себя, а остальную раздать бедным женщинам.
И вот наступил этот день. Матерь Божия скорбела, что с ней только один Иоанн Богослов. Прочие апостолы разошлись по свету проповедовать Евангелие. Хотелось Ей поблагодарить за труды, попрощаться, благословить. Господь Её желание исполнил и собрал их из разных концов земли. Только не было апостола Фомы, он проповедовал в Индии.
Матерь Божия со всеми попрощалась, поблагодарила, попросила зажечь свечи, положить ладан. Сама легла на одр, сложив руки. Вдруг всё затрепетало, загремел гром, засверкала молния. Расступился потолок, и все увидели, что сошёл с небес Сам Господь в окружении Ангелов. Христос говорит: «Приди, голубица Моя, приди, чистая Моя». Она протянула Ему руки со словами: «Готово сердце Моё». Господь взял Её душу на Свои пречистые руки, а Ангелы запели хвалебные песни. Бог вознёс на небеса Её душу, а тело просветилось светом и стало благоухать.
По восточному обычаю хоронят в тот же самый день. И понесли Её пресвятое тело в Гефсиманский сад, как Она завещала, для погребения. Здесь были похоронены Её отец и мать, старец Иосиф-Обручник. Все верующие шли со свечами, пели псалмы. Шли все апостолы, кроме Фомы, а впереди Иоанн Богослов нёс благоухающую лилию.
И вот один из противников именем Афоний захотел подойти и опрокинуть носилки, на которых несли Её тело. Он подбежал, коснулся носилок, кипя злобой, и в одно мгновение почувствовал, что руки его кто-то неведомый отрубил, а сам он ослеп. Обратился Афоний к апостолам: «Простите! Помолитесь обо мне!»
«Ты не нас оскорбил, – ответил апостол Пётр, – ты оскорбил Матерь Божию. Если ты Её исповедуешь как Матерь Божию, а Христа – как Сына Божия, Она умолит о тебе Бога».
И воскликнул тогда Афоний: «Исповедую всем сердцем, всем умом и помышлением, что воистину Ты Богородица и Приснодева Пречистая. И Сын Твой – воистину Сын Божий». У него глаза открылись, и руки срослись. А отсёк их ему Архангел Михаил. Он невидимо охранял тело Божией Матери. Сверху сошло облако и прикрыло всё шествие. Все видели движущееся облако и слышали ангельское пение. Так донесли тело до гроба, положили, привалили камнем.
На третий день прибыл апостол Фома, он был чудесно перенесён из Индии.
Узнав, что похоронили Матерь Божию, заскорбел, заплакал, что не получил благословение. Апостолы посовещались между собой, в нарушение закона (а по иудейскому закону нельзя к мёртвому телу прикасаться) решили открыть гроб, чтобы Фома увидел тело Матери Божией и попрощался. Отворили камень от дверей гробницы и, к ужасу своему, увидели, что она пуста, хотя они никуда не отходили.
Апостолы сели обедать и рассуждать об этом событии. Куда делось тело Божией Матери? После Воскресения Господа у апостолов сложился обычай оставлять одно место пустым и на трапезе преломлять часть хлеба во имя Господне.
Они верили, что Господь присутствует невидимо с ними и благословляет их. После обеда эту часть хлеба они разделяли на всех присутствующих, съедали как благословение Божие. Апостол Пётр взял эту часть хлеба и только хотел сказать: «Господи, помогай нам», поднял глаза и увидел – Матерь Божия стоит над ними, окружённая Ангелами. Пётр воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!», и Она ответила всем: «Радуйтесь, я всегда с вами». Ангелы запели Ей хвалу, и Она стала невидима. В этот момент подошёл апостол Фома, плача от радости и неся в руках пояс Матери Божией, которым Она была подпоясана: «Братья, не скорбите, Матерь Божия воскресла. Я Её видел. Она подошла и говорит: «Фома, не плачь, вот тебе пояс. Ты не думай, что Я призрак, Я живая». Сняла с Себя пояс и сказала: «Неси апостолам, покажи, что Я жива». С тех пор Матерь Божия предстоит перед Престолом Сына Своего и молится за всех нас, за весь мир, почему и называется Заступницей всех народов христианских. Почему и праздник сегодня особый, как бы вторая Пасха. В жизни Спасителя самые главные события – распятие, смерть, погребение, вознесение на Небеса.
Так и Матерь Божия – Она умерла, воскресла и вознеслась на Небо. И пребывает Она во славе перед Богом. Она Царица Небесная, Царица всей Вселенной. И сейчас невидимо пребывает с нами, всех нас благословляет.
И батюшка Авель добавляет: «У нас, в этой святой обители (Свято-Иоанно-Богословском монастыре), в день Успения, пока мы все в церкви молились, люди – кто запоздалый шёл – видели, что в ясную погоду, когда не было ни одного облачка, над этим собором три венца было из радуги! Разве это естественно? Мы знаем, что радуга бывает после дождя, когда в воздухе пары, капельки, они преломляют лучи солнца. А тут никакого дождя, даже облаков не было. И радуга – три венца, три круга!
А на другое Успение видели от собора до большой колокольни дорогу из радуги. Ведь это всё как бы знамение, что мы здесь молимся, а благодать Божия над нами и с нами.
Допустим, всем тут раздавали бы манную крупу: счастлив тот, у кого было, во что положить. А если худой мешочек и карман худой? Дадут тебе, а ты ничего не принесёшь, потеряешь.
Так и благодать Божия: она даётся, но не каждый, получая, её сохраняет. Если сердце чистое, то в полноте всё пребывает; а если сердце загрязнено, занято ненавистью, злобой, то, конечно, всё мимо пройдёт.
Прочтя проповедь архимандрита Авеля, каждый скажет – просто, доступно, а душа наполнилась радостью. Вот этим отец Авель притягивал к себе людей.
Вечная память доброму батюшке Авелю.
Ия КИРИЛЛОВА