По древним городам России
Осенний день в Клину
Рязань, 23 октября – Областная Рязанская Газета. Золотая осень навевает воспоминания. Неоднократно побывав в старинном городе Клину, в основном с экскурсиями, и в основном с целью посещения Дома-музея великого русского композитора Петра Чайковского, несколько лет назад я решила посетить этот город самостоятельно, одной побродить по его улицам, вдохнуть запах старины, послушать в шелесте листвы волшебные мелодии и, конечно, помечтать. Ведь этот город – частичка нашего прошлого и настоящего.
Главная же цель поездки – побывать в старой части его, где были, как бы собраны, городские храмы. С этого и начать. Ведь в программы экскурсионных поездок это не входило.
Сначала немного об истории. Клин – город старинный, первое летописное упоминание о нём относится к 1234 году. Владимирский князь Юрий Всеволодович, стремясь обезопасить границы своего обширного княжества, велел заложить ряд городов-крепостей на правых притоках Волги. Так, на крутом высоком холме, окружённом с трёх сторон рекой Сестрой, возникла крепость. В XIII веке из состава Владимиро-Суздальских земель выделилось Тверское княжество, и Клин вошёл в линию его городов-крепостей. В 1239 г. город разорён полчищами Батыя, в 1409 г. сожжён татарским ханом Едигеем. В XV веке присоединён к Москве. Жизнь города оживилась, когда через него пролёг столбовой тракт из Москвы в Санкт-Петербург. Император Пётр распорядился учредить в городе почтовый ям. И в 1702 г. жители Клина были определены в ямщики. С этого времени около полутора веков Клин обслуживал дорогу между столицами, став большим постоялым двором. Город получил свой герб, на котором на зелёном поле был изображён почтарь, скачущий на коне и трубящий в рожок. В нём отразилось главное назначение города – доставка почты.
Важнейшее изменение в жизни города связано с открытием в 1851 г. Николаевской железной дороги, также связавшей обе столицы. В Клину строится здание вокзала, ямщицкое дело постепенно приходит в упадок. Клин превращается в захолустный город купцов и мещан. И вот в ясный оранжево-красный октябрьский день я очутилась на Советской (Соборной) площади города, это его старая часть. Здесь и находятся немногочисленные клинские храмы. Спешу в действующий Успенский, его недавно возвратили верующим. Это самая древняя церковь города. По преданию, её заложили в 1572 г. в память о сотнях клинчан, погибших от рук царских опричников. Был здесь Успенский мужской монастырь, упразднённый при Императрице Екатерине II.
После октябрьского переворота 1917 года храм постигла участь других церквей. В нём разместили соляной склад и добавили хозяйственные пристройки. Это дало повод местным властям опровергнуть историческую ценность храма. Но Пресвятая Богородица не допустила окончательного поругания Её Дома. Нашлись специалисты-подвижники, боровшиеся за сохранение русской старины. Это архитектор-реставратор Пётр Барановский и его коллега Николай Свешников. Было проведено исследование памятника архитектуры, получено разрешение на его реставрацию. Николай Свешников сам руководил работами по восстановлению святыни. И вновь звучит в нём молитва, возжигаются свечи, лампады. А рядом поднялась новая звонница в стиле древнего псковского зодчества. Помолившись в храме и получив благодать, с чувством душевной радости продолжаю свой путь к храму, прихожанином которого был Пётр Чайковский. Великий композитор любил «до страсти русский элемент во всём», чувствовал глубинную связь с Православной верой и то, что Создатель даровал ему непревзойдённый талант (в одном из номеров я писала о его Литургии по чину святого Иоанна Златоуста). Это храм Воскресения Христова, история его идёт от петровских времён, когда город был Ямом. Храм в стиле нарышкинского барокко, а его колокольня – самое высокое строение старого города. Но пока тут идут реставрационные работы.
Перейдя Советскую (Соборную) площадь, оказываюсь у храма святителя Тихона. История его такова. В начале XX века это была церковь во имя Тихона Задонского при местной тюрьме. После 1917 года храм закрыли, он стал разрушаться и растаскиваться жителями на хозяйственные нужды. Во время оттепели его отдали верующим, была начата его реставрация. В 1992 г. храм освящён, но уже во имя другого святителя Тихона – первого Патриарха после 1917 года.
На этой же площади находится сохранившееся здание почтовой станции. Здесь останавливались и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и многие другие, проезжавшие по главному российскому тракту. Интерес связан с именем Александра Радищева, который увидел у здания слепого старика, певшего об Алексии, человеке Божием. Эта сцена вошла в сюжет его книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
Осмотрев достопримечательности старого города, помолившись в храме, по ул.Чайковского прихожу к Дому-музею великого композитора. Здесь присутствует особая атмосфера – атмосфера близкого присутствия композитора. Кажется, вышел он просто прогуляться по городу и скоро вернётся. В своих записках Пётр Ильич отмечал: «Я лично ужасно доволен своими большими чудесными двумя комнатами… Здесь я гораздо более у себя, а прогулок очень много и весьма удобно, ибо живу на самом шоссе, так что и в дождь могу гулять, не утопая в грязи. К Клину ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте». И вот его эти комнаты. Кабинет-гостиная со знаменитым роялем, касаться клавиш которого могли лишь лауреаты Международных конкурсов имени композитора. Спальня. Обращает на себя внимание древний образ Казанской Божией Матери. У окна рабочий стол, за которым была написана знаменитая Шестая (Патетическая) симфония. Пётр Ильич писал: «…Я положительно считаю её наилучшей и особенно наиискреннейшей из всех моих вещей. Я её люблю, как никогда не любил ни одно их других моих музыкальных чад».
Но время моё ограниченно, надо ещё пройтись по осеннему, горящему разноцветной листвой парку, и полюбоваться из него на вид дома с чудесной террасой. А сколько деревьев здесь было посажено членами жюри конкурсов имени Петра Чайковского! Перед тем, как покинуть этот удивительный уголок, иду отдохнуть в музыкальный зал и слушаю отрывок из любимой Шестой симфонии.
Вечереет, незаметно прошёл день, пора возвращаться. Сколько тепла я увожу с собой! Прошло несколько лет, но в эти октябрьские дни я как бы вновь побывала в этом чудесном городе. И это маленькая частица моей личной жизни. Желаю читателям моих воспоминаний пройти этим путём, вдохнув запах старины, и побывать в доме, где создавались великие шедевры.
А ещё можно посетить Дом-музей писателя Аркадия Гайдара. Он проживал в Клину три года, до начала Великой Отечественной войны. Здесь им созданы: «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Если оставить идеологическую составляющую этих книг, то они по-прежнему несут в себе общечеловеческие ценности: любовь и дружбу, взаимовыручку, патриотизм.
Обязательно побывайте в Клину!
К Новому году и Рождеству город готовит интересные подарки. Об этом позже.
Ия КИРИЛЛОВА