Евгений Кузка: «Наш «Спартак» был способен на большее!»
Легендарный Евгений Кузка оставил заметный след в истории рязанского футбола
Рязань, 22 марта – Областная Рязанская Газета. Лучший бомбардир двух сезонов (1998-1999 гг.), первый из которых – 1998-й – стал одним из самых ярких для нашей команды, ставшей тогда «бронзовым» призёром Второго дивизиона. Не поговорить для читателей с Кузкой при встрече я просто не мог.
Женя приехал на очередной тур мини-футбольной Высшей лиги Б в качестве… водителя команды МФК «Липецк». К сожалению, прекрасный рассказчик Кузка из тех, кто за жизнь говорит охотно и с удовольствием, но как только включается диктофон, замыкается. Тем не менее, интервью для рязанских болельщиков всё же состоялось.
«Рад, что оставил след в истории рязанского футбола»
– Сильно ошибусь, если скажу, что рязанский этап – самый яркий в твоей карьере?
– Наверное, совсем категорично так утверждать я бы не стал. Но то, что один из самых запоминающихся – безусловно. Благодарен руководству клуба, что пригласили, поверили в меня, хочу сказать огромное спасибо болельщикам, которые поддерживали. Играть в Рязани было, безусловно, очень приятно. И город, и команда навсегда остались в моём сердце, всегда приезжаю сюда с большим желанием. Рад, что оставил след в истории рязанского футбола, что меня до сих пор помнят.
– Какие мысли, в первую очередь, возникают, когда вспоминаешь свою игру за рязанский «Спартак»?
– Чувство недосказанности… Та команда была способна на большее, чем бороться за тройку призёров во Втором дивизионе. Но… Как вышло – так вышло. Увы, в 1999-ом того «Спартака» не стало. Почему – обсуждать не буду, не моё это дело. Всегда неприятно, когда что-то хорошее заканчивается. Хочется, чтобы такие минуты длились вечно.
– А кто запомнился больше всего из того периода?
– Президент Юрий Куприянов. Сильная личность. Фактически клуб на нём и держался. Ещё раз спасибо ему, что поверил в меня. Надеюсь, и я не разочаровал. При случае обязательно передайте Юрию Анатольевичу привет!
– Что не хватило той команде, чтобы выполнить задачу выхода в Первый дивизион?
– Ой, продолжаешь ты давить на больную мозоль! Если бы не хватило чего-то одного, то было бы проще ответить. Где-то мастерства не хватило. Где-то везения. Да всего понемногу! Но, в первую очередь, не хватило, конечно, финансирования. Куприянов старался, как мог. Но он не царь и бог. А помощи не было. Жаль – та команда была способна на многое. В Первом дивизионе мы бы уж точно не затерялись бы.
– Про твою «дружбу» с режимом уже в те времена слагали легенды. Насколько болельщицкие разговоры близки к истине?
– Не давал бы повод, и разговоров бы не было… Но насчёт «легенд» – всё же перебор. Да, могли позволить себе расслабиться после матча, выпивали. Но уж точно не до потери человеческого достоинства. И на игру пьяным никогда не выходил.
«Два раза в одну реку не входят»
– У тебя была попытка второй раз заиграть в Рязани, в 2001 году. Почему не получилось?
– Видимо, та ситуация – яркий пример, что два раза в одну реку не входят. Честно говоря, тот сезон вспоминать, у меня никакого желания нет. В том, что не сумел заиграть в «Агрокомплекте», виню только себя. Приехал физически не готовым – от этого всё и пошло-поехало. Конечно, один забитый мяч за полгода – не тот результат, что я от себя ждал, и что от меня ожидали…
– Закончил профессиональную карьеру ты рано для футбола…
– Да, после Рязани ещё немного поиграл в Тамбове и повесил бутсы на гвоздь. На то были веские причины. В первую очередь – травмы. Дважды за карьеру получал серьёзные повреждения голеностопа. Правый я вылечил полностью, прошёл все сроки восстановления. А вот с левым были проблемы: врачебная ошибка, более раннее, чем нужно, возвращение на поле, рецидивы. До поры это не давало о себе знать. Но после 30-ти стало сказываться. Со временем «галик» рассыпался напрочь. Какой тут футбол? Играть, конечно, хотелось. Но был риск стать инвалидом. Пришлось сказать карьере «стоп».
– Сейчас хотя бы на любительском уровне бегаешь?
– Увы, нет. После окончания карьеры в большом футболе ещё два года играл в мини за липецкий «Энерком». Но лишь окончательно угробил ноги. Если газон голеностоп ещё как-то держал, то паркет добил окончательно. Потом пробовал выступать за ветеранов, но быстро понял, что долго не протяну. Здоровье дороже. Хочется ходить на своих ногах, а не на костылях. Так что сейчас наблюдаю за любимым зрелищем исключительно со стороны.
– Чем занимался?
– Практически сразу после окончания карьеры позвали в Высшую школу профессионального мастерства Липецка. Сел за руль автобуса и, как видишь, вожу ребят. Ни о чём не жалею и ни на что не жалуюсь.
– А почему не стал тренером? Или администратором?
– Может быть, отвечу банально, но – это не моё. Одно дело играть, другое – учить этому других. Думаю, у меня вряд ли получится.
– Но во время игр подходишь, подсказываешь…
– Так ведь столько лет футбола из жизни не вычеркнешь! Думаю, могу чем-то поделиться с действующими игроками. Но это отдельные, эмоциональные порывы. Заниматься тренерской карьерой профессионально не хочу. Ответственность? Не в этом дело! Просто понимаю, что этот хлеб не для меня. И всё!
«Все люди занятые»
– У других липчан из того состава «Спартака» как дела?
– Юра Веретин, как и я, вообще не играет. По той же причине – травмы, связки колена выходить на поле просто не позволяют. Пытается наладить свой маленький бизнес. Саша Сушков тренировал на уровне Липецкой области. Также ищет себя в малом предпринимательстве, открыл станцию техобслуживания автомобилей.
– Из других ребят тех лет с кем-то поддерживаешь отношения?
– Если честно, то особо нет. В телефоне у меня, во всяком случае, ничьих номеров не записано. С кем встречаюсь по работе – с удовольствием общаюсь. Например, с главным тренером «Элекса-Фаворита» Володей Ивановым. Но так, чтобы в гости друг к другу ездить – такого нет. Оно и понятно – люди все занятые, времени не хватает.
– В 2011 году проводился матч, посвящённый 100-летию рязанского футбола. Тебя приглашали?
– Какая-то мутная ситуация с этой игрой получилась. Связь была через Сушкова. Он позвонил и сказал – мол, готовься! Но в итоге – больше звонков так и не было. Даже не знаю почему. Может быть, в запарке про нас просто забыли? А так мы с Веретиным и Сушковым с удовольствием приехали бы!
Беседовал Михаил СОЛДАТОВ