Небесный покровитель
Будущий храм в честь святителя Василия Рязанского (5-й микрорайон Дашково-Песочни) будет двухуровневым, общей площадью около 4 тысяч кв. метров, высотой с 16-этажный дом. Внешние размеры вместе с галереями 55х57 м, а без них 40х50 м.
На страницах газеты печатается обращение к рязанцам об оказании помощи в строительстве храма в честь святителя Василия Рязанского. Владыка Василий видел и возносил молитвы в Спасском соборе Старой Рязани.
Именно такой собор, разрушенный татаро-монголами, будет строиться в Рязани. Реконструированный образ храма был взят из материалов археологических раскопок, проведённых на городище Старой Рязани. Реконструкция храма выполнена в Отделе Славяно-Русской археологии Института археологии Российской академии наук. Строительство храма ведёт Приход Крестовоздвиженского храма Рязани Рязанской митрополии Русской Православной Церкви.
Через века пронесла Рязань свой говор, свой нрав, свой лик. Сохранила в сердце своих святых, пророков, праведников, мучеников, героев, которые, противостоя злу, не жалели подчас и жизни. Среди них героические защитники Старой Рязани, испившие «единую чашу смертную», но не склонившие головы перед несметной Батыевой ордой. Богато наше родословное древо. Уходит оно корнями в глубь столетий, помогая узнать, кто мы, коснуться благодати отцов наших, почувствовать в себе и предков своих, и потомков, увидеть и услышать сердцем, что Русь, Россия — вот она, перед тобой. Эти мысли приходят, когда стоишь на высоком берегу Оки у Поклонного креста над братской могилой защитников Старой Рязани. Это городище древнейшего города с крутыми оврагами и обнесённое земляными валами, создающими ощущение полной неприступности. Видна знаменитая арка — руины Борисоглебского храма, построенного в начале XX века средствами помещицы Стерлиговой и взорванного в советский период. А у подножия расположено село Старая Рязань с церковью Преображения, в которой ежедневно служатся молебны в память о защитниках города. Вспоминаются легенды о мужественном воеводе Евпатии Коловрате, храброй Авдо-тье-Рязаночке, Алдырь-камне, Золотом коне, мече-кладенце. А близ городища Старая Рязань в местечке Спасская Лука археологами в 2 003 г. было найдено древнее сооружение, схожее по строению с английским Стоунхенджем. Его возраст оценён в 4 тысячи лет. Это святилище находится на самом высоком холме у слияния двух рек — Оки и Прони. Но в отличие от английского собрата, Рязанский Стоунхендж меньших размеров и деревянный. О многом можно говорить, но мала газетная полоса.
Штурм Старой Рязани |
А теперь мысленно возвратимся в этот древний город, пропитанный историей давно минувших столетий. До XVIII века городище Старой Рязани называли «Русской Троей». Первые упоминания о нём относятся в летописях к 1096 г. Старая Рязань входила в область расселения вятичей. В середине XII в. после активного переселения жителей из других областей Древней Руси произошло обособление Рязанского княжества. Власть находилась в руках князя и городского веча. С этого же времени произошло упрочение христианства. При князе Глебе Ростиславовиче были построены Борисоглебский и Успенский соборы, а после учреждения в 1198 г. отдельной Рязанско-Муромской епархии — Спасский собор. Храмы строились на месте языческих капищ, что подтвердили археологические раскопки. На месте Спасского собора были обнаружены остатки идола и жертвоприношений (хранится в музее Рязанского Кремля).
Но наступили лихие времена. Осенью 1236 г. в Рязанское княжество пришли тревожные вести о вторжении войск хана Батыя в Европу. Год спустя многочисленное монгольское войско подступило к границам Рязанской земли. Хан Батый потребовал отдать ему «десятую часть» от всего имущества, на что был гордый ответ: «Когда нас не будет, то всё потом ваше будет. Мы хотим, как наши предки, честь свою и достоинство оружием или смертью сохранить».
21 декабря 1237 г. после 5-дневной осады города, разрушенные мощными осадными орудиями, стены не выдержали, и Рязань пала. Ворвавшись в город, монголы уничтожили всё, включая храмы. Город превратился в пепелище. Оставшихся в живых жителей увели в плен. Согласно легенде, тела горожан, уничтоженных монголами, никто не погребал. Однако в действительности все до последнего защитника города были преданы земле. Останки захороненных до сих пор можно найти в городище.
А вот предание о рязанском воеводе Евпатии Коловрате, который, вернувшись из Чернигова в родной город, увидел его сожжённым. Собрав отряд воинов, он последовал за захватчиками, вступив в неравный бой. Хан Батый бросил на дружину лучшие силы своего войска, а затем и своего богатыря Хостоврула, которого Евпатий Коловрат разрубил до седла. Монголам удалось уничтожить воеводу только с помощью камнемётных орудий. Поражённый смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского воина, Батый отдал тело убитого оставшимся в живых русским воинам, отпустил их и повелел похоронить богатыря со всеми почестями. До настоящего времени неизвестно, где лежит тело Ев-патия Коловрата.
Интересно, что старожилы близлежащих к городищу сёл рассказывали о том, что недалеко от него в лесном массиве (народное название «Ласки») в годы Великой Отечественной войны видели немецкий спецотряд, заброшенный мистической организацией «Аненнербе» (общество «Наследие предков») в декабре 1941 г., искавший легендарный меч-кладенец. Кстати, чёрными археологами при раскопках фундамента Борисоглебского собора был обнаружен череп с нацистской каской (якобы останки одного из диверсантов).
Легенды, легенды… Но они передают и устные рассказы через многие столетия. Храбрая Авдотья-Рязаноч-ка, отправившаяся за своими близкими в одиночку пешком за две тысячи вёрст в Золотую Орду и поразившая хана своей мудростью. Золотой конь, монумент любимого коня Рязанского князя Ярослава Святославовича, спасшего его от гибели и исчезнувшего в 123 7 году.
А это уже не легенда. В 18 82 г. при опахивании крестьянами дороги рядом с местом, где стоял Спасский собор, был найден клад — «Рязанские бармы». Это высокохудожественные изделия из чистого золота (хранятся в Оружейной палате Московского Кремля). А на дне оврага лежит сейчас скатившийся знаменитый 5-тонный валун-исполин, принесённый ледником из Карелии 250 тысяч лет назад.
После разорения Старой Рязани в 1237 г. город неоднократно восстанавливался и разрушался вновь. В XIV в. город передал столичные и кафедральные функции расположенному в 50 километрах вниз по течению Оки Переяславлю Рязанскому, который в 1778 г. Указом Императрицы Екатерины II обрёл новое имя в честь древней Рязани.
Главный и самый старый древний источник — «Повесть о разорении Рязани Батыем». Неизвестно кто написал его. Но известно, что автор записал устное предание далёкой старины через 300 лет после разорения.
Святитель Василий Рязанский |
Городище Старая Рязань — это археологический памятник Федерального значения. Тщательная зачистка фундаментальных рвов, засыпанных землёй и щебнем, позволила археологам восстановить облик уничтоженных соборов Старой Рязани. Также были обнаружены обломки штукатурки с фресковой росписью. О соборах Старой Рязани хоть какое-то представление даёт экспозиция в Рязанском краеведческом музее. Соборы были построены из особого кирпича больших размеров, тонкого, квадратного. Фасады и полы храмов украшены поливной плиткой, которую изготавливали или в Киев е, или в Византии, или в Иране. Стены расписывались фресками, от которых, как уже сказано, сохранились ничтожные фрагменты. Летописцы отмечали, что не было другого такого чуда в русской стороне, как Спасский собор в Рязани. Его можно было сравнить лишь с жемчужиной русского храмового зодчества — церковью Покрова-на-Нерли, но в гораздо больших размерах.
Будущий храм в честь святителя Василия Рязанского (5-й микрорайон Дашково-Песочни) будет двухуровневым, общей площадью около 4 тысяч кв. метров, высотой с 16-этажный дом. Внешние размеры вместе с галереями 55х57 м, а без них 40х50 м.
Пришедший в этот храм получит представление о том пространстве, в котором проходили самые высокие духовные минуты своей жизни наших предков и святителя Василия Рязанского. Летом 2015 г. началось ство этого храма. На Руси храмы всегда строились «всем миром». И мы должны знать, что пройдут годы, пронесутся столетия; но если человек отверзал руку свою посильному благодеянию храму Божие-му, то никогда не забудет об этом Святая Церковь.