Святое Богоявление – Крещение Господа нашего Иисуса Христа
Уже более двух тысяч лет в ночь с 18 на 19 января воду освящает Сам Господь, и она приобретает удивительные, целебные свойства
Рязань, 25 января – Областная Рязанская Газета. Река Иордан, зарождаясь в озере Фиала у подножия Ливанских гор, спускается в долину и впадает в озеро Кинерет. Из него Иордан вытекает довольно бурным потоком, который на равнине Иерихона постепенно успокаивается и превращается в тихую спокойную речку. Река эта прославлена во всём мире.
Близ Иордана пророк Илия на огненной колеснице был взят на небо; а пророк Елисей, ударив милостью пророка Илии по водам реки, разделил Иордан и перешёл его как по суше. По берегам Иордана бродил Иоанн Креститель, здесь прозвучала первая проповедь о покаянии в грехах и спасении. Здесь были омыты грехи человеческие, и Свет воссиял над миром. Здесь Иоанн Предтеча указал народу на Мессию – Иисуса Христа.
Это событие отражено на картине Александр Иванова «Явление Христа народу». Илья Репин писал о картине: «Тут изображён угнетённый народ, жаждущий слова свободы, идущий дружной толпой за горячим проповедником. Это самая гениальная и самая народная русская картина».
О детских годах Иисуса Христа известно весьма мало. Речь идёт лишь об одном эпизоде, рассказанном евангелистом Лукой, когда Иосиф Обручник, Дева Мария совершили паломничество в Иерусалим и посетили храм.
Из Евангелия известно об Иоанне – великом Пророке, Предтече и Крестителе Господнем, ровеснике Его и сроднике по плоти.
Иоанн был человек праведный. Он рано удалился в Иудейскую пустыню и вёл там жизнь аскета и подвижника. Впоследствии Иоанн сделался знаменит среди иудеев своей удивительной проповедью, в которой призывал народ израильский к покаянию. Множество людей стекалось на берег Иордана, чтобы услышать своими ушами этот призыв праведника. И те, кто раскаивался в своих грехах, в знак очищения принимали от Иоанна погружение в воды Иордана.
Иоанн крестил крещением покаяния, которое символизировало обретение чистоты и освобождение от греха после применения чистосердечного раскаяния. Сам же он говорил о себе как о Предтече, то есть о том, кто предшествует Спасителю: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу…» (Ин. 1:23).
Призывая людей осознать свои грехи, Иоанн умягчал их жестокосердие, подготавливал их к восприятию проповеди Грядущего вслед за ним Господа Иисуса Христа.
Вместе с другими людьми Иисус пришёл на берег Иордана. Иоанн прозрел, что перед ним необычный человек, и сказал пришедшему: «Мне надобно креститься от тебя, и Ты приходишь ко мне?» И услышал в ответ слова Спасителя: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:14,15). Это означало: делай то, что тебе должно делать. И безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды Иорданские, приемля крещение покаяния. И в этот момент Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал он глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». (Мф. 3:17).
Установленный в честь этого евангельского события церковный праздник Крещение иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил себя в голосе, который слышал Иоанн; Бог Сын принимал крещение в водах Иордана; Бог Дух Святой «в виде голубя» осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение о Боге-Троице, едином по существу и троичном в Лицах.
У этого события ещё одно важное значение: Иисус Христос, не имея в Себе от рождения никакого греха, приходит на берег Иордана в толпе людей, как один из многих, и принимает крещение от Иоанна. Он приходит как Сын Человеческий. И в этот момент даётся Откровение о том, что Иисус есть возлюбленный Сын Божий.
Поэтому Богоявление на реке Иордан и Крещение открывают нам тайну не только Святой Троицы, но и воплощение Сына Божия. Иисус Христос – второе Лицо Святой Троицы, обладающее полнотой природы, но одновременно Он – человек.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Один и Тот же Господь Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек».
И ещё: Господь чист, Он не имеет греха. Но Он идёт с толпой кающихся, чтобы принять очищение, в котором Он не нуждается.
Это действие Спасителя свидетельствует о цели Его прихода в сей мир – взять на себя грехи человеческие, искупить их безвинной Своей кровью, спасти род человеческий. И вот уже более двух тысяч лет в ночь с 18 на 19 января воду освящает Сам Господь, и она приобретает удивительные, целебные свойства. И мы соприкасаемся с этим величайшим чудом, явленным в Крещении Иисуса Христа.
Принимая этот дар, мы что-то меняем в себе, и наша природа становится качественно иной.
Ия КИРИЛЛОВА