Суббота, 18 января 2025
Курс ЦБ
$  102.4
 104.8
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • От отката до «Рассвета». (История развития «оборонки» Рязани)

    Опубликовано: 23.06.2016 в 11:47

    Категории: Главные темы номера

    Тэги: ,,,

    Продолжая серию публикаций по истории развития «оборонки» родной Рязани, нельзя не отметить, что, пожалуй, наиболее тернистый путь рождения и перевоплощения прошёл костяк коллектива нынешнего НИИ «Рассвет», изначально откатившийся или отпочковавшийся, если угодно, от уже сложившегося и тогда почти солидного РКБ «Глобус».

     


    РОЖДЁННЫЕ В МУКАХ

     
    Около 50 лет назад из п/я 2265 «родился» РКБ «Глобус», и в то же самое время внутри него произошли знаковые технические дебаты. Да не в тиши лабораторий или между отделами, а на общем партийном собрании. Эмоции сотрясали отнюдь не политические мотивы, а чисто технические. Но принципиально важные — типа того, как строить мост — вдоль или поперёк реки. Победила точка зрения более сановного специалиста Николая Пономарёва, а его оппонент Георгий Зверев был вынужден со своей лабораторией откатиться от ещё не набравшего центростремительные силы «Глобуса».
     

    Интернет-магазин электроники «База24»: все, что нужно — в одном месте!


     

    Крамольная лаборатория №53, руководимая Георгием Зверевым, в комплексном отделе №5, возглавляемом тогда Николаем Пономарёвым — весьма амбициозным и авторитарным руководителем — на упомянутом партсобрании была поддержана и другими членами КПСС, среди которых наиболее убедительно выглядело выступление конструктора Александра Осокина. Вскоре, к 1970 г., Зверев, Осокин и ещё ряд инженеров лаборатории №53 перешли на работу в ОКБ «Вычислительной техники» Рязанского радиотехнического института (ОКБ ВТ РРТИ), которые образовали в нём отдел №21. Казалось бы, наши «откатчики» от «Глобуса» морально возвысились, преобразовавшись из лаборатории в отдел, но материально, а особенно комфортно, явно понизились. Ректор РРТИ молодое своё подразделение не баловал вниманием и, тем более, комфортом. Наверное, учитывая свои научные предпочтения, которые были далеки от вычислительной техники. Вот и мыкались наши тогда ещё не совсем модные, как ныне, «вычислители», то в подсобке центральной котельной РРТИ, то ещё в других подобных «хоромах».
     
     
    Однако искренние, по зову души, творческие люди не могли из-за бытовых неудобств остановиться в своих поисках нового и нужного стране дела. Так, у Георгия Зверева родилась идея разработки принципиально нового типа радиолокатора на основе шумоподобных сигналов (ШПС). Просвещённый читатель знает, что в электронике и радиотехнике сигнал шума — это порок, беда. Поэтому вопрос перевоплощения явного «минуса» в большой плюс — это не просто изобретение, а творческий рывок, скачок на новую вершину развития радиолокации. Вот такое «очко» выпало на долю 21 отдела ОКБ ВТ РРТИ!
     
    В итоге напряжённого труда небольшого коллектива в 1973 г. был изготовлен действующий макет радиолокатора в диапазоне СВЧ с символическим шифром «Сова» (видящая ночью) . Локатор Георгия Зверева имел полосу частот более 100 мГц и практически сплошной спектр. Так шумоподобный сигнал позволил, обладая высокой скрытностью, создать разрешающую способность до 1 м. В испытании приняли участие ведущие специалисты главных разрабатывающих предприятий оборонного направления, включая легендарный ныне КБ-1 (позднее «Стрела») . В этой ситуации «отец» использования ШПС в радиолокации в лице Георгий Зверева естественным образом, с блеском защитил свою диссертацию кандидата технических наук.
     

    СТАНОВЛЕНИЕ

     
    Отметим основоположников этой технической победы рязанцев из отдела №21 ОКБ ВТ РРТИ: Г. Я. Зверев, А.Н. Осокин, В.Н. Баев, В.Н. Баранов, В.Ф. Белобородов, В. В. Белы-шев, Н.В. Влагодарова, А.М. Ивлев, А.С. Кочеткова, Н.В. Мартынов, И.И. Пивцаев, Л.В. Пискунов и др. Эти первопроходцы стали основой для принятого решения по созданию предприятия по разработке средств повышенной помехозащищённости и скрытности работы. В декабре 1974 г. два министерства: Министерство радиопромышленности и Министерство высшего и среднего специального образования подписали приказ о создании предприятия с наименование»! «Филиал КБП» (ФКБП).
     
    Первые годы предприятие по-прежнему ютилось на площадях ОКБ ВТ РРТИ, которых явно не хватало. Тем более что в ФКБП влилась группа выпускников РРТИ: Н.А. Андреев, А.Г. Аристархов, В.В. Засимов, А.Г. Иванов, Е.В. Шершневидр. Остро встал вопрос создания собственных производственных площадей. Между тем, ФКБП стал искать их вне РРТИ. Вначале они занимали бывшую столовую завода «Красное Знамя», а работы по СВЧ проводили в экранированных кабинах Приборного завода.
     
    В 1977 г. КБП был преобразован в НИИ Приборостроения (г. Жуковский в Подмосковье) , а ФКБП — в КБ «Рубин». И они оба вошли в состав НПО «Фазотрон» (г. Москва). Вскоре в недрах «Рубина» в уже опытных головах их руководителей возникли принципиально разные точки зрения по вопросу дальнейшего развития их КВ. Зверев замахнулся на создание глобального большого изделия. Осокин предлагал не распыляться, а лучше отработать основную составную часть, а потом постепенно наращивать объём работ. Коллектив «Рубина» разделился в своих предпочтениях к идеям руководителей примерно поровну. Дело дошло до курьёза: в отличие от прародителей из «Глобуса» дебаты шли не на уровне партии, а на более широком профсоюзном поле. Звучит парадоксально, но на профсобрании трижды (!) переголосовывали состав профкома — так практически поровну разделились симпатии к идеям директора и главного инженера.
     
     
    Позволю себе некое лирическое отступление о названных главных основателях «Рубина». Георгий Зверев -весьма творческий, но замкнутый и сугубо технический человек, вполне заслуженно и ранее его бывшего оппонента из «Глобуса» Николая Пономарёва ставший кандидатом технических наук, а позднее, по слухам, доктором технических наук. Александр Осокин — разносторонне одарённый инженер, умевший убедительно и страстно отстаивать свою точку зрения. Кстати, ему приписывают авторство некоторых интермедий Аркадия Райкина. Внешне красивый и общительный Осокин визуально и объективно давал фору сутуловатому сухарю Звереву в публичных дебатах.
     
    В создавшейся конфликтной ситуации руководство «Фазотрона» приняло кардинальное решение об увольнении обоих из «Рубина». Георгий Зверев был назначен главным конструктором на одну из оборонных фирм в Пода ос ко-вье, а Александра Осокина руководство забрало к себе в Москву — замом в НПО «Фазотрон» (по общим вопросам) . Там между делами Александр Николаевич выпустил пластинки со своими песнями под гитару. А на их место в «Рубин» были назначены тоже бывшие «глобусники». Бывший начальник
    комплексного отдела №5 В.В. Кульнин стал директором, а бывший начальник комплексной лаборатории отдела №6 Ю.А. Звёздочкин — главным инженером.
     

    МЕДЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ

     
    В итоге, надо объективно признать, что драгоценный технический блеск КБ «Рубин» с новьв»! руководством заметно померк. В том числе, по причине того, что оба они были далеко «не в та^е» радиолокации по своей новой работе, да и вообще не особо крутые технари. Это было в конце 1978 г., а в следующем году КБ перебазировался в отремонтированное и переоборудованное собственными силами помещение бывшей столовой уже Приборного завода на ул. Каляева. В том же 1980 г. была разработана проектная документация лабораторного четырёхэтажного корпуса КБ «Рубин» на Московском шоссе, возле посёлка Мервино. В течение всего вре«!ени строительства в нём активное участие принимали сотрудники КБ. Однако темпы строительства нового здания получились практически «черепашьи» — на 4 этажа потребовалось аж 5 лет. Между тем, в ‘1983 г. НИИП предложил делать в «Рубине» бортовой радиолокатор в довольно сжатые сроки с учётом того, что науч-но-исследовательская работа уже была завершена, и срочно требовался этап ОКР. Это способствовало наращиванию численности предприятия. Пришли уже и опытные кадры с других предприятий: «Красное Знамя, Приборный завод, позднее «Глобус» и др.
     
     
    В 1985 г. генеральным директором «Фазотрона» стал энергичный и грамотный управленец Анатолий Канащенков. При этом руководителе ускорились и дела и на стройках «Рассвета». В 1987 г. произошла смена руководства
     
    — директором стал А.М. Беляев, а немного позже его сменил Пётр Колодин. И в том же году был сдан первый жилой дом на 100 квартир рядом с «Рассветом», и были планы строительства ещё ряда домов для сотрудников. Был сдан в эксплуатацию производственный корпус, что дало возможность изготовить первый в Рязани опытный образец радиолокатора, прошедший все положенные испытания, вплоть до лётных. Сформировалась группа опытных специалистов, способных решать сложнейшие задачи на полигоне. Параллельно совместно с НИИП (г. Жуковский) шла отработка образцов на полигоне на Камчатке. И казалось, что впереди у «Рассвета» будет яркое, солнечное будущее. Уже во всю шло изготовление образцов локатора для поставки на самолётостроительный завод, и первые два образца были успешно сданы представителям заказчиков из МО. Но одновременно в стране набирала обороты перестройка, сулящая нашему «Рассвету» неминуемый закат.
     
    Продолжение следует…

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • ГК Прокс

  • Свежий выпускАрхив
    № 21 (428) 23.12.2024 г.
    Читать выпуск
    Мнения людейЕще
    Смена руководства в РИАМЗ воспринята рязанцами как удар по культуре Рязанской области
    Рязанский краевед Александр Дударев
  • Зеленый сад 350х280
    КПРФ
    Ниармедик (мобильный)
  • ГК Прокс
  • АвтоЕще

    С приходом зимнего сезона перед каждым владельцем авто встает важный вопрос: когда и как переобуть свою машину. Зимние шины — это не просто рекомендация, а обязательный элемент безопасности на дороге…