Художественные грани
Искусству в Рязани все подвластны
Рязань, 09 марта — Областная Рязанская Газета. Материал из №09 (218) от 08.03.2018г.
После серых девяностых годов прошлого века в творческой жизни Рязани в последнее время ситуация кардинально изменилась. Вместе с появлением множества одарённых молодых художников и скульпторов, открытием новых выставочных галерей и студий, выросло число авторов, у которых нет специального профильного образования. При этом следует учесть, что часть из них начинает увлекаться изобразительным искусством в достаточно зрелом возрасте. Так среди первооткрывателей подобных талантов одной из основных можно считать студию «Хобби». Её учащиеся, среди которых преподаватель экономики Ольга Такижбаева, актриса Зоя Пятницкая, инженер Сергей Вахрушев и Татьяна Мезенцева, который год отчитываются о своих успехах на ежегодных выставках в художественном салоне «Хобби» (ул. Соборная, д. 13). Очередная экспозиция как раз проходит в эти дни в заведении, а практически со всеми её авторами мне удалось побеседовать на открытии.
Анна Бурыкина, хозяйка салона «Хобби»: «Отчётные выставки у нас проходят не первый год. Их особенность заключается в том, что на ней свои работы представляют учащиеся студии «Хобби», занимающиеся у Александра Оконечникова. Честно говоря, за них возникает чувство гордости. Поскольку мы все видели, как они начинали, делали свои первые шаги в творчестве, как из года в год росло их мастерство . Что остаётся неизменным за прошедшее время — это выбор авторами собственной эксклюзивной техники и жанра. Так Зоя Пятницкая пишет пастелью и вкладывает в произведения определённый смысл, а её работы каждый трактует по-своему. Потом в нашем салоне недавно проходила персональная выставка Ольги Такижбаевой, отличительное же свойство художницы — владение цветом. Она сама жизнерадостный человек, а её картины позитивны и поэтичны. Сергей Вахрушев сейчас работает в Москве, но не теряет связей с родными пенатами и поддерживает отношения с педагогом. На самой экспозиции показана его чёрнобелая графика с летнего пленэра. Причём многие работы он выполняет сразу в двух техниках: тушью и акварелью. А затем смотрит, где рисунок получился более выигрышным. Татьяна Мезенцева пишет маслом, а масло само по себе очень капризное. И зачастую в своих работах она изображает уходящую Рязань, к тому же недавно она начала осваивать новую технику. И на данной выставке очень хорошо видна грань между мужской лаконичностью и женским творческим полётом. Естественно, в дальнейшем мы будем продолжать нашу традицию подобных вернисажей. Тем более обо всех четырёх авторах наслышаны уже в более профессиональной среде художников, что очень отрадно. В первую очередь, из-за их участия в областных коллективных выставках».
Татьяна Мезенцева: «Творчеством я занимаюсь шестой год. Начинала, конечно, с рисунка обычных постановок с кубами, яблоками и горшками. И все мы потихоньку достигли нынешнего уровня. Что интересно, у всех четырёх участников вернисажа разные картины по технике исполнения. Поначалу я писала акрилом, рисовала мелками, но затем решила перейти на масло. Вот эти три работы (показывает рукой — прим. авт.) как раз выполнены маслом. А недавно задумала попробовать нечто новое. И наш педагог предложил мне поработать мастихином. Самая первая картина в подобном жанре изображала берёзки, и её уже забрали. Они получились, как живые, такие выпуклые. А вторая работа с афинским Парфеноном представлена на выставке, и она тоже получилась необычной. Как, например, вот эти птички и яблоневые цветки. Несколько работ из показанных здесь были отобраны для коллективной экспозиции, проходившей недавно в выставочном зале Союза художников России. Она была посвящена Рязани, и я искала старинные дома, вроде усадьбы Херасковых на площади Свободы (указывает рукой на холст — прим. авт.). А вот этот дом на улице Щедрина соседствует с новым многоэтажным зданием. И Александр Оконечников предложил написать работу, где старинное расположено рядом с современным. Получился такой контраст. По крайней мере, я успела запечатлеть подобные дома, ведь их постоянно сносят.
Вообще, у меня много произведений, но поскольку выставка отчётная, то я показала последние полотна. А так я очень люблю писать море, обожаю горы. Как раз их можно было увидеть на предыдущей экспозиции в прошлом году. Пока же продолжу экспериментировать с мастихином. Говорят, что сейчас многие именитые художники предпочитают работать в таком стиле, напоминающем лепку, когда всё выходит выпуклым».
Зоя Пятницкая: «О работах говорить, конечно, сложно, потому что их нужно смотреть. Они все объединены темой другого какого-то тонкого мира, находящегося рядом с нами, даже ближе, чем мы думаем. Поэтому для меня, работающей в театре и соприкасающейся с зазеркальным миром сценического пространства, произведения, представленные на выставке, являются продолжением основной моей деятельности. Потому что среди них различные постановки, они все композиционно выстроены, словно мизансцены в спектакле. И меня притягивает эта крылатая тема, тема проникновения в мир другой, в который хочется открыть дверь и его ощутить. И, как я всё это ощущаю, так я это подаю в своих работах. Мне кажется, что на выставке всё достойно компонуется, всё сочетаемо в моих шести произведениях, и они гармонично перетекают в пространство.
Около десяти лет назад я играла в спектакле «Город мастеров». И у нас родилась такая задумка, чтобы на шляпах женщин были расположены элементы города. И, в тот момент, когда бы мы двигались по кругу и танцевали, у нас на шляпах возникал город. В свою очередь, у меня родилась мысль воплотить в картине «Под покровом Большой Медведицы» лик Рязани (показывает на рисунок — прим. авт. ). Вышел портрет женщины, немного похожей на меня, немного на Богоматерь. А вот эта работа навеяна спектаклем «Евпатий Коловрат», когда Рязань была сожжена, а её душа, любовь, движущая миром, остались. На следующем полотне передано состояние моря, когда его плотность идентично воздуху. Я это состояние запомнила и затем по памяти постаралась передать в рисунке. Здесь просматривается как бы выход в другую реальность, где нас ждут некие корабли. К тому же здесь есть ряд работ, демонстрировавшихся на областных выставках, а также моей персональной экспозиции в Министерстве культуры, состоявшейся в декабре. Среди них, в частности, произведение, названное «Город спит». На нём изображены три ангела. Видевшие же рисунок разгадали его смысл таким образом. Здесь ангел для детей, этот для среднего возраста, а этот ангел для стариков. Но так работу увидели другие, мной же во время его создания двигало подсознание. Я стараюсь учиться у великих мастеров, и над созданием некоторых работ мне помогал Феофан Грек. Конечно, я никогда не стану Феофаном Греком, а Зоей Пятницкой, и работы мои будут звучать».
Ольга Такижбаева: «Я уже не первый год занимаюсь творчеством. Сначала училась у импрессионистов. Поскольку люблю цвет, яркость, ведь уже не первый год на отчётных выставках идёт разделение ролей. Сергей Вахрушев, например, у нас график, все его работы чёрно-белые. У меня же вышло альтернативное решение, не специально, конечно. Опять же люблю цветовое решение, чтобы получалось больше света, красоты природы и окружающего мира. Будучи преподавателем в университете, учу своих студентов, чтобы они любили жизнь, то, что они делают, видели прекрасное. Каждый день нужно проживать, как маленькую жизнь, и видеть что-то красивое в нём. Кроме этого, я значусь куратором группы студентов, и стараюсь их вывозить на экскурсии в музеи, чтобы приобщать к искусству.
Не так давно в зале СХР проходила выставка, посвящённая Рязанскому краю, и там демонстрировался этот пейзаж Старожиловского конезавода (указывает на работу — прим. авт.). Следующий я написала на Дальнем Востоке, где служил мой брат. У них там очень яркая цветовая гамма, довольно много розового цвета. Вот эти работы созданы уже в Рязани. Здесь ЦПКиО, начало сентября, бабье лето. В тот раз я ходила и искала подходящую натуру, в результате вышел данный этюд. Данный пейзаж с высоким небом я написала в селе Выползово на пленэре. Поэтому стараюсь, в основном, писать нашу природу, к тому же недавно работала над портретом отца — ветерана Великой Отечественной войны. Причём недавно издала книгу «Приключения братьев-котов Макса и Диего». В дальнейшем планирую выпустить сборник своих стихов».
Выставка продлится до середины марта. Время работы салона: с понедельника по пятницу с 9:00 до 19:00, в субботу и воскресенье с 10:00 до 18:00. Справки по телефону 25-56-21.
Георгий ТИТОВ. Фото автора