Седмица 6-я Великого поста — седмица Ваий
На этой седмице Святая Церковь чтила икону Божией Матери «Феодоровскую», препод. Алексия, человека Божия (в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» есть престол в честь Алексия, человека Божия).
Рязань, 29 марта — Областная Рязанская Газета. Материал из №12 (222) от 29.03.2018г.
ИЗ НАШЕГО НАСЛЕДИЯ: слова митрополита Симона (Новикова) в проповеди на день святого праведного Алексия, человека Божия: «Житие его повествует, что праведный Алексий, будучи сыном знатных родителей, в цветущей юности отказался от всех мирских радостей и удовольствий, даже самых невинных и безгрешных. Мы должны знать, что истинное величие человека зависит не от внешних обстоятельств, его окружающих, а от силы духа и воли самого человека, от искренней любви к Богу и ближнему, от победы над самим собой. Невозможно читать без удивления о святой жизни праведного Алексия, человека Божиего. Какие козни употребляет враг Бога и человека для запятнания подвижника на пути к Небу! Но смирение и молитва превозмогли всё. Подвижник Христов одолел духов злобы поднебесной и вышел победителем. Молитва его, как кадило благовонное, была приятна Богу».
Преподобный Алексий
ЛАЗАРЕВА СУББОТА
Суббота этой седмицы — Лазарева суббота. Святая церковь вспоминает воскрешение праведного Лазаря. В своей земной жизни Спаситель имел и личных своих друзей, особенно ему близких. Среди них Евангельское повествование выделяет Лазаря и его сестёр Марфу и Марию. Марфа служила Христу, Мария жадно ловила слова Его Учения. Лазарь тяжело заболел и умер. Это почувствовал Спаситель и поспешил в Вифанию, где жил Лазарь. Прошло четыре дня после погребения. Христос подошёл к гробу своего друга и «смутился духом» (прослезился) , но Он был Владыкой жизни. И Он воззвал к жизни, казалось бы, навсегда ушедшего из неё, — Господь воскресил Лазаря. Это было одним из величайших чудес Господа, которое свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе и Его владычестве над смертью. Многие из иудеев, бывшие там и видевшие чудо воскрешения Лазаря, уверовали в Иисуса Христа. Но первосвященники и фарисеи испугались, что весь народ последует за Ним, и решили убить Его и Лазаря. Злоба их не могла принять кроткого и милосердного учения Христа.
И вот время их приближалось, и наступила власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя — Господь предавался в руки человеческие.
Воскрешение Лазаря
НЕДЕЛЯ 6-Я, ВАИЙ (ЦВЕТОНОСНАЯ, ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ),
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Из Слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Господь входит в Иерусалим после совершения великого чуда — воскрешения мёртвого Лазаря. Господа окружают толпы людей, которые постилают свои одежды, срезают ветви с пальм, кричат «осанна», приветствуя Его, как в древности встречали полководцев-триумфаторов, возвращавшихся после великой победы. Народ привлекала сила, явленная Христом, как сила человека, от которого можно получить что-то доброе и полезное. При входе Господа в Иерусалим все, кто знал о великом чуде, были привлечены этой силой человеческой. Ведь что происходит с большинством людей, которые пытаются быть ближе к сильным мира сего — к высоким начальникам, к людям известным? Словно непреодолимая сила влечёт к тому, чтобы прямо или косвенно вступить в контакт, познакомиться, стать ближе к могущественному человеку».
Это событие описывается евангелистами. Спаситель направился из Вифании в Иерусалим. Близились дни страданий Господа. Но должно было ещё исполниться пророчество Захария, который за сотни лет возвещал, что Мессия войдёт в Иерусалим как Царь. И вот Спаситель посылает Своих учеников в одно селение и повелевает привести молодого осла, на которого ещё никто не садился. Он воссел на него и сопровождаемый Своими учениками въехал («вошёл» — отсюда и название праздника) в Иерусалим. Народ, увидя Чудотворца, который воскресил Лазаря, вышел, ликуя, ему навстречу. На пути следования Христа, люди стелили свои одежды и приветствовали Его ваиями (ветвями финиковых пальм) в руках. Народ воспевал: «Осанна (слава) в вышних, благословен Грядый во имя Господне».
Народ ликовал, видя в Нём Долгожданного Царя Израиля. Но Господь был печален. Он понимал, встречают Его не как Спасителя, а как земного царя. Он настойчиво напоминал, что Его Царство не от мира сего. Оно духовно, оно внутри каждого из нас. Спаситель знал, что те же самые люди, которые сейчас поют «Осанна», через несколько дней будут кричать: «Распни! Распни Его!» И Господь заплакал.
Поэтому Господь для вступления в Иерусалим не избрал белого коня, чтобы въехать под триумфальной аркой как победивший в боях, а вошёл в город как скромный паломник, сидя на осле, и никак не отвечал на восторженные возгласы людей.
Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что «подлинно чтит и прославляет Бога лишь тот, кто исполняет Его волю. Можно внешними способами прославлять Бога, но если мы не живём по Его воле, если мы отрицаем Его заповеди, то зачем внешние проявления почитания Господа?»
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
С Великого Понедельника начинается страстная седмица — неделя недель всего христианского года. Скорбная седмица, посвящённая воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданий, крестной смерти и погребения.
Понедельник, Вторник и Среда посвящены воспоминанию последних бесед Иисуса Христа с учениками и народом.
В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Из Евангельских событий Святая Церковь вспоминает смоковницу, иссохшую, по слову Господа, до кор
ня, как образ человека, погибающего в нераскаянии. Кроме того, в этот день Евангелие назидает нас сказанной Спасителем притчей о неправильных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, посланных за виноградом, а потом и сына своего господина. В этой притче отображено ожесточение иудеев, избивших прежде пророков, а с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого. Христианам даётся назидание не нарушать заповедей апостольских и святоотеческих и тем самым своими прегрешениями не продолжать распинать Сына Божия.
В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Вспоминается притча о десяти девах, призывая верующих: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий». Сам Спаситель убедительно опровергает предсказания точного срока Второго Своего пришествия, как это делают многие зарубежные и отечественные секты.
ВЕЛИКАЯ СРЕДА
Постыдно, страшно, омерзительно всякое предательство, а в особенности того человека, для которого сделал добро, наставлял его, давал руку помощи. Гнусное предательство Иуды Искариотского. Он после этого гнусного поступка, продав Бесценного за 30 сребреников, получил их от иудейского синедриона — первосвященников. Именно в этот день, в Великую Среду состоялся преступный сговор. В назидание нам Святая Церковь установила каждую среду (кроме сплошных седмиц) вспоминать о предательстве Иуды и потому соблюдать пост. И в противовес падению Иуды в этот день вспоминается о том, как некая женщина возлила на главу Спасителя драгоценное миро, а потом, смешав с ним свои обильные слёзы кающейся грешницы, омыла ноги Господа. Она была оправдана. И везде, где будет проповедовано Слово Божие, везде будет известно о её поступке. Не для того, чтобы прославить эту женщину, а для того чтобы прославить образ её мыслей, противопоставив безумству стяжательства, сребролюбия.
И нам поможет Господь умом и сердцем воспринять великий урок Великой Среды.
Продолжение следует…
Ия КИРИЛЛОВА