Пятница, 19 апреля 2024
Курс ЦБ
$  94.09
 100.5
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Похоже, в Рязанской области осталась лишь одна организация, всерьёз думающая о предотвращении лесных пожаров

    Опубликовано: 17.03.2023 в 10:32

    Категории: Новости,Общество

    Тэги:

    Она называется Экологический Рязанский Альянс (ЭРА) и на днях обнародовала внятную программу и перечень мер, которые необходимо принять во избежание…

    Часть 1. Позитив с осадочком

    Чтобы понимать, что происходит сейчас в лесопожарной отрасли, достаточно вспомнить мещерские события 2022-го. Казалось бы, определи вовремя масштабы возгорания, подтяни необходимые ресурсы – и огонь можно было ликвидировать в зародыше.

    Однако очаг поздно обнаружили, к тому же поначалу решили не выносить сор из избы и обойтись своими – достаточно скудными – силами. В результате заполыхали десятки гектаров.

    Свою роль в разрастании очага сыграли и межведомственная путаница, и замалчивание масштабов беды, и запоздалая переброска сил из других регионов. В результате огромный лесной массив (более 20 тыс. га) выгорел дотла, а борьба пожарных и добровольцев с огнём превратилась в каждодневный подвиг.

    Надо отдать должное властям: они учли ошибки, допущенные в прошлом году на Рязанщине и в других российских регионах, где горел лес. Некоторые законы призванные поправить положение, уже вступили в силу, другие пока в статусе законопроектов. Хватит ли их, чтобы уберечь леса от огня наступающим летом 2023 года? Будем разбираться.

    Во-первых, в январе кабмин внёс в думу поправки к Лесному кодексу. Мишустин утверждает, что они позволят оперативно концентрировать нужные ресурсы в местах лесных пожаров.

    После того, как законопроект превратится в закон, наконец-то, станет понятно, кто определяет зоны контроля лесных пожаров и условия их тушения – эта обязанность возложена на Рослесхоз. Кроме того, на базе Авиалесоохраны официально создадут федеральный резерв экстренного реагирования, который будет оперативно перебрасываться в проблемные точки.

    Всё это, безусловно, радует. Вот только закон вступит в силу спустя полгода после того, как его примет Дума – а это произойдет не раньше весны. Так что результаты мы увидим в лучшем случае в следующем году. Ещё один вызывающий сомнения момент – сумма, которую выделят на экстренное реагирование, определена в размере скромных 0,5 миллиарда рублей. То есть к общему объёму средств, которые государство тратит на лесные пожароохранные мероприятия, добавится всего 3,5%.

    Второе положительное нововведение: с 1 марта заработали новые Правила тушения лесных пожаров, которые серьёзно сокращают зоны контроля возгораний. То есть территории, в пределах которых огонь официально можно не тушить. Насколько правила в новой редакции эффективны, мы узнаем ближе к лету. Настораживает хотя бы то, что никакими бюджетными вливаниями изменения не подкреплены, и могут не выйти за рамки благих намерений.

    Наконец, третий позитивный момент – введённый Рослесхозом запрет на профвыжигания. В средней полосе они не практикуются, а вот для Сибири и Дальнего Востока такой запрет очень актуален. Остановит ли мораторий официальный пал травы и подлеска в восточных регионах? Будем посмотреть.

    P.S. от Рыбакова Евгения. Мы даже хвалили Пожлес до этого. Как они оперативно гасили возникающие очаги. И тут такое!

    Часть 2. Негатив с оговорками

    По лесопожарным плюсам прошлись, переходим к минусам. Их, к сожалению, больше.

    Первый и самый главный – финансы. Бюджетных денег Пожлесу в этом году выделили ровно столько же, сколько в прошлом. При этом подорожало всё – техника, оборудование, запчасти, ГСМ. Выделенных средств может попросту не хватить, чтобы поддерживать материально-техническую базу в боеготовности. Про рост скромных зарплат лесным огнеборцам в этом году, видимо, тоже придётся забыть. А про инфляцию поди забудь …

    Отсюда вторая проблема – кадровый голод. Ни для кого не секрет, что свободных мужских рук в стране по известным причинам стало меньше. Пожлес не исключение: многих мобилизовали, а из тех, что остались на службе, не все готовы нести её за гроши. Люди уходят из лесопожарной отрасли туда, где больше платят – рыба, как известно, ищет, где глубже …

    Ряды пожлесовцев редеют и по естественным причинам, нередко такие потери становятся невосполнимыми. С нашей точки зрения, такой потерей стал уход из жизни Романа Челюскина.

    Роман Олегович много лет руководил тушением самых проблемных пожаров в Рязанской области и найти ему адекватную замену будет архисложно.

    Ещё один негатив – тайные палы травы, которые уже стали причинами бесчисленного количества лесных пожаров. Тут всё стало только хуже: сразу два недавних изменения в законах дали сельчанам дополнительные стимулы жечь траву и деревья.

    • Первое – запрет сельского лесоводства, т. е. выращивания лесов на землях сельскохозяйственного назначения. Во второй половине минувшего года такие леса оказались вне закона и превратились в обузу для местных властей. А как проще всего избавиться от ненужных деревьев? Правильно, спалить их вместе с травой и подлеском.
    • Вторая неудачная законодательная новелла – увеличение штрафов за нарушения пожарной безопасности на землях различного назначения. Т. е. за сухую траву на участке теперь придётся заплатить не символическую, а очень даже ощутимую сумму. С деньгами расставаться вряд ли кто-то захочет, значит, придётся расставаться с травой. А как это сделать проще всего? Смотри предыдущий абзац.

    И это, как ни грустно, ещё не весь лесопожарный негатив.

    P.S. от Рыбакова Евгения. Мы всегда приветствовали инициативы, поддерживающие лесников и Пожлесе, в частности. Специалистов и так очень мало осталось! Конечно, должна быть достойная зарплата и оборудование нормальное. У Министерства природных ресурсов Рязанской области есть такие возможности. Надеюсь, они их не упустят!

    Часть 3. Вопросы без ответов

    После обсуждения позитива и негатива в лесопожарной отрасли осталось несколько вопросительных знаков, которые всё никак не сменятся восклицательными.

    Вопрос первый: кто отвечает за пожарную безопасность и тушит возгорания в лесах, подконтрольных министерствам и ведомствам?

    Рослесхоз к ним отношения не имеет. Пожлес, получается, тоже сбоку припёка. А площадь ведомственных лесных массивов в нашей необъятной, между тем, о-го-го какая!

    Чтобы понять, к чему приводит неразбериха в этом вопросе, достаточно вспомнить лето 2019 года, когда на десантном полигоне под Сельцами в ходе стрельб загорелась сухая трава, затем полыхнул лес. Никто из профильных служб поначалу туда даже не сунулся, ибо формального основания нет. К тому же, на полигоне гремели взрывы боеприпасов. В итоге в первые дни с огнём боролись парашютисты-десантники, совершенно этому делу не обученные. И когда пламя вышло за пределы полигона, это был уже полноценный пожар, который в итоге уничтожил более 600 гектаров леса!

    Военная прокуратура возбудила дело против чинов десантного училища, гражданская – в отношении Пожлеса и Криушинского лесничества, которые, якобы, не углядели. Хотя, казалось бы, они тут каким боком??

    Так вот, в правовом плане ситуация с той поры не изменилась ни на йоту. И случись что-то подобное ещё раз, нас, скорее всего, ждёт всё та же путаница.

    Ещё один вопрос касается торфяников, с которыми у нас, начиная с прошлого века, работает принцип «туда-сюда».

    Сперва их начали массово осушать под сельское хозяйство, потом дотумкали, что природе это не по кайфу, и принялись обводнять обратно. В последние десятилетия и этот процесс на Рязанщине сдулся, и лесные торфяники у нас теперь как бы сами по себе.

    Наконец, третий вопрос по очереди, но не по важности.

    В середине ноября прошлого года Генпрокуратура возбудила уголовное дело о халатности при тушении леса в Мещере. Фигурантов тогда не назвали. С тех пор прошло без малого четыре месяца – по-прежнему тишина.

    Почему?

    Варианта видится два: либо где-то наверху вспомнили о старом добром принципе «своих не сдаём». Либо процесс пошёл в затяг, поскольку с формальной точки зрения виновных нет!

    Поживём–увидим…

    Ссылка для комментариев.

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Ниармедик (мобильный)

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Хозрасчетная поликлиника
    Лесок
    КПРФ
  • Ниармедик (мобильный)
    ГК Прокс
    Зеленый сад 350х280
  • АвтоЕще

    Рязанцы сообщили о «неправомерном сносе гаражей» в кооперативе «Свитогор» в Торговом городке. Видео в Telegram-канал YА62.ru прислал читатель.