Призрак бродит по музею
С 1 февраля и до 23 апреля 2023 года в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина действует уникальная выставка произведений из частной коллекции «»Царица Небесная»: Образ Богоматери в русской и европейской живописи XV – начала XX веков». Эта выставка открыла серию мероприятий, приуроченных к празднованию 110-летия со дня основания Рязанского художественного музея. А это произошло 30 марта 1913 года.
В предпоследний день марта 1913 года было учреждено Общество Рязанского художественно-исторического музея имени профессора Пожалостина, в состав которого вошли видные представители дореволюционной рязанской интеллигенции. Общество ставило себе задачу создать в Рязани по примеру других губернских городов собственную коллекцию произведений искусства. Оно получило имя русского художника, мастера репродукционной гравюры Ивана Петровича Пожалостина (1837-1909). Он, выходец из крестьян Ряжского уезда Рязанской губернии, трудом и талантом добился того, что поступил в Императорскую академию художеств, прошёл учёбу в Париже и Лондоне, заслужил звание гравёра-академика. В конце жизни Иван Пожалостин вместе с семьёй вернулся из Санкт-Петербурга в родную Рязань, поселился в пригородном селе Солотча. Солотчинский дом семьи Пожалостиных позднее стал филиалом Рязанского художественного музея. Сам гравёр-академик к моменту основания Общества его имени был уже погребён на кладбище Спасского монастыря в Рязанском кремле. Сегодня его могила – одна из трёх, не уничтоженных в советское время (с надгробий только сшибли каменные кресты). Такой чести, как Иван Пожалостин, удостоились ещё Софья Хвощинская и Яков Полонский (с его местом захоронением связана таинственная история, но мы сейчас не о ней).
В память о том весеннем дне 30 марта современный Рязанский художественный музей отмечает каждый год день рождения. В 2013 году, к столетию учреждения, программа была особенно пышной. Но и некруглые даты отмечались интересными для посетителей и самих музейщиков праздничными мероприятиями.
Глава Общества, отставной штабс-капитан и художник Александр Александрович Киселёв-Камский, и его члены изначально были солидарны в мысли, что созданный ими музей будет передан городу. Коллекция начиналась с даров московских и рязанских художников. Среди дарителей были известные передвижники, например, художник Клавдий Лебедев. В музей попало несколько морских полотен знаменитого мариниста Ивана Айвазовского. Дочери Ивана Пожалостина преподнесли создаваемому музею несколько отцовских работ. В итоге двухлетнего труда энтузиастов городская дума в январе 1915 года приняла у общества музей и присвоила ему наименование «Рязанский городской художественно-исторический музей имени профессора И.П. Пожалостина».
Название и статус музея несколько раз менялись при советской власти. В 1980 году произошла, возможно, самая значительная для заведения перемена – художественный музей переехал в здание бывшего Благородного пансиона губернской мужской гимназии постройки начала XIX века. Это двухэтажное здание дворцового типа музейные работники по сей день любовно называют «дворцом».
После революции 1917 года музей в значительной мере пополнился национализированными предметами роскоши из рязанских имений Голицыных, Гагариных, Белосельских-Белозёрских и прочих знатных дворянских родов. Среди них были как полотна, так и ценная мебель. Многие вещи из тех усадеб составили собрание залов европейского искусства, которые являются гордостью музея. Торжественные экскурсии к дням рождения художественного музея обязательно включают посещение залов европейского искусства и рассказ о нескольких шедеврах, которые входят в их достояние. Это, к примеру, два предмета обстановки, изготовленные в XVII веке – буфет с библейскими сценами, вырезанными на дверцах, и секретер с инкрустациями из кости. Они считаются уникальными произведениями декоративно-прикладного искусства. Также в числе сокровищ западноевропейской коллекции – картины Винченцо Катены «Святое семейство», написанная на рубеже XIV – XV столетий, и Джованни Баттиста Крозато «Жертвоприношение Поликсены» начала XVII века.
Полотен последнего художника, считают искусствоведы, в России всего два, одно хранится в Рязани. Второе «российское» полотно Джованни Баттиста Крозато находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сюжет рязанской картины отсылает к событиям Троянской войны и весьма жесток. Троянскую царевну Поликсену принесли в жертву, чтобы умилостивить дух славного греческого героя Ахилла, погибшего в битве с троянцами. На холсте масляными красками Поликсена изображена в белоснежных одеждах, сопровождаемая служанкой, уже готовая принять мученическую кончину. Самые трагичные события мировой или мифологической истории порождают лучшие образцы художественного осмысления…
Одна из картин, с которой тоже связана драматичная и отчасти мистическая история – портрет молодой баронессы Диргардт кисти Филиппа Алексиуса де Ласло (он же Ласло Фюлеп Элек). Этот англо-венгерский художник (1869-1937), выходец из самых что ни на есть социальных низов, наподобие Ивана Пожалостина, сын еврейского портного и швеи, добился места в Национальной академии искусств и прославился своими портретами королевских и аристократических особ. В России хранятся всего три портрета работы этого художника. Причём два из них находятся в Эрмитаже. И лишь один – в провинции, а именно в Рязани. Это и есть «Портрет баронессы Диргардт», датируемый 1899 годом. Героиня портрета позировала художнику, когда ей был всего 21 год. Считается, что художника и модель связывали романтические чувства, но им не суждено было быть вместе, и баронесса умерла от тоски в 23 года. Этот портрет породил одну из самых стойких легенд Рязанского художественного музея. Он якобы оживает.
На полотне девушка изображена в каком-то смутном настроении, и миф о любви их с Филиппом Ласло выглядит убедительным. Любители живописи верят, а многие и сами видели, что в апреле и августе, при определённом освещении, картина изменяла выражение лица. Кто-то замечал на губах портрета улыбку, кто-то, напротив, слёзы на глазах. А самые впечатлительные натуры замечали даже призрак юной женщины в зале. Когда картину перевесили на другое место, оптические эффекты вроде бы прекратились. Но эту красивую сказку не хотят опровергать даже квалифицированные научные сотрудники музея. О ней наслышаны и за пределами Рязани. Многие приезжают в наш музей, чтобы лично посмотреть на «оживающую» баронессу. Художник написал её портрет с эффектом пристального взгляда, так что впечатление «общения» при созерцании картины в любом случае остаётся.
Второй миф Рязанского художественного музея – «счастливое зеркало». Это действительно зеркало в очень пышной раме мейсенского фарфора, сочетающееся с подходящими по оформлению подсвечником и вазой-ароматницей. Предметы явно украшали будуар какой-то знатной дамы.
Студенты Рязанского госуниверситета ещё в бытность его пединститутом заметили, что зеркало… исполняет желания, если посмотреть в него и улыбнуться своему отражению. Паломничество молодёжи к старинной вещи не прекращается и возрастает в геометрической прогрессии в пору сессий. Впрочем, проверить правдивость суеверия приходят люди всех возрастов круглый год. Смотреться в это зеркало – одно удовольствие. Даже если оно не волшебное, собственное отражение в роскошной раме смотрится иначе! На этой оптимистичной ноте и предложении посетить 110-летний музей я и закончу статью.
Елена Сафронова