Путин предложил наёмникам три способа выхода из ЧВК, но все они вызывают вопросы у юристов
Итак, во вчерашнем обращении Президент России озвучил три возможности прекратить отношения с частной военной компанией Евгения Пригожина:
- заключить контракт с минобороны или другими силовыми органами;
- вернуться к своим родным и близким;
- уйти в Белоруссию.
1. Не вполне ясно, что президент России подразумевает под силовыми органами и как именно завербованные в колониях наемники смогут поступить туда на службу. Согласно ст. 14 закона «О службе в органах внутренних дел», регулирующего трудоустройство в полицию и Нацгвардию, в их ряды не могут быть зачислены люди со снятой или погашенной судимостью. Такие же ограничения действуют относительно службы в ФСБ, ФСИН, прокуратуре и МЧС.
Это правило невозможно обойти даже с помощью закона, подписанного Путиным в день начала мятежа. В тексте документа говорится об освобождении от уголовной ответственности и условиях погашения судимости, а не полного её стирания, будто и не было. При этом, положения закона начинают работать исключительно при поступлении на службу в формирования Минобороны.
Бойцы без судимостей и уголовного прошлого смогут заключить трудовые отношения с силовыми органами без этих ограничений.
2. Наёмники ЧВК пользовались большой привилегией по сравнению с мобилизованными и контрактниками – их действительно отпускали после окончания договора к родным и близким; они не были закрепощены действием указа о мобилизации, так как формально не имели отношения к министерству обороны.
Если Путин обещает возможность уйти домой, то неизвестно, как именно будет прекращено действие договоров наёмников с ЧВК «Вагнер» – будет ли расторжение мгновенным по желанию или придётся воевать до конца действия соглашения в составе другого формирования.
3. Также до вечера 24 июня не было известно о предложении «уйти в Белоруссию» для наёмников. После окончания мятежа об этом высказался пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, но, судя по его словам, оно распространялось только на владельца ЧВК:
«Если вы спрашиваете, какая именно гарантия того, что Пригожин сможет уйти в Белоруссию, – это слово президента России», – прямая цитата Пескова.
Наконец, совершенно не понятно, что именно будут делать наёмники ЧВК «Вагнер» в Беларуси – не сообщается.