Был верен до смерти
О святом враче-мученике Евгении Сергеевиче Боткине
Рязань, 22 июня – Областная Рязанская Газета. 18 июня, в профессиональный праздник – День медицинского работника, к великой радости, я получила в подарок иконку св. страстотерпца Евгения Боткина (день памяти 17 июля). Предлагаю читателям познакомиться с жизнью и деятельностью этого истинного врача и христианина.
«Нет больше той любви, как
если кто положит душу свою
за други своя».
Евгений Сергеевич Боткин родился 27 мая 1865 г. в Царском Селе Санкт-Петербургской губернии в семье известного русского врача-терапевта, профессора Медико-хирургической академии Сергея Петровича Боткина. Сергей Петрович происходил из купеческой династии Боткиных, представители которой отличались глубокой православной верой и благотворительностью, помогали Православной Церкви не только своими средствами, но и своим трудом. В сердце Евгения уже с детских лет были заложены многие добродетели: великодушие, скромность, неприятие насилия. Евгений получил основательное образование, благодаря которому поступил в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет. Но на следующий год он поступает на младшее отделение открывшегося подготовительного курса Императорской Военно-медицинской академии. Его выбор медицинской профессии носил осознанный целенаправленный характер: помогать, поддерживать в тяжёлую минуту, снять боль, исцелять до конца. В 1889 г. Евгений успешно окончил академию и начал свою деятельность в Мариинской больнице для бедных. В 25 лет Евгений Сергеевич вступил в брак с дочерью потомственного дворянина Ольгой Михайловной. В их семье выросло четверо детей.
Одновременно с работой в больнице Евгений Сергеевич занимался наукой и в 1893 году защитил диссертацию на степень доктора медицины, а в 1897 году он был удостоен звания приват-доцента. На своей первой лекции он сказал студентам о самом главном в деятельности врача: «Пойдёмте все с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как быть ему полезными». Служение медика Евгений Сергеевич считал истинно христианским деланием, он имел религиозный взгляд на болезни, видел их связь с душевным состоянием человека.
В одном из своих писем к сыну Георгию он выразил своё отношение к профессии медика как к средству познания Божией Премудрости: «Главный же восторг, который испытываешь в нашем деле, заключается в том, что для этого мы должны всё глубже и глубже проникать в подробности и тайны творений Бога, причём невозможно не наслаждаться их целесообразностью и гармонией, и Его высшей премудростью».
С 1897 г. Евгений Боткин начал свою врачебную деятельность в общинах сестёр милосердия Общества Красного Креста, став главным врачом Санкт-Петербургской общины сестёр милосердия в честь святого Георгия. Основными пациентами общины святого Георгия являлись люди из бедных слоёв общества, однако врачи и персонал подбирались в ней с особой тщательностью. Некоторые женщины высшего сословия трудились там простыми медсёстрами на общих основаниях и считали почётным для себя это занятие. Среди сотрудников царило такое воодушевление, такое желание помогать людям, что георгиевцев иногда сравнивали с первохристианской общиной.
В 1904 г. началась русско-японская война. Евгений Сергеевич добровольцем отправился на Дальний Восток. 2 февраля 1904 г. он назначен помощником Главного уполномоченного при действующих армиях по медицинской части. Занимая эту высокую должность, Боткин часто находился на передовых позициях. Он показал себя не только прекрасным врачом, но и проявил храбрость и мужество. С фронта он написал много писем, из которых составилась целая книга «Свет и тени русско-японской войны 1904-1905 годов». Прочитав её, многие открыли для себя новые стороны петербургского врача – его христианское, любящее, безгранично сострадательное сердце, непоколебимую веру в Бога.
Императрица Александра Феодоровна, прочитав книгу Евгения Боткина, пожелала, чтобы он стал личным доктором Царской семьи. В пасхальное воскресенье 1908 г. Император Николай II подписал Указ о назначении доктора Боткина лейб-медиком Высочайшего двора. Теперь, после назначения, Евгений Сергеевич должен был постоянно находиться при Императоре и членах его семьи.
Высокая должность и близость к Царской семье не изменили характера Боткина. Он оставался таким же добрым и внимательным к ближним, каким был и раньше.
Когда началась Первая мировая война, Евгений Сергеевич обратился с просьбой к Государю направить его на фронт для реорганизации санитарной службы. Однако Император поручил ему оставаться при государыне и детях в Царском Селе, где их стараниями были открыты лазареты. У себя дома Евгений Сергеевич также устроил лазарет для легкораненых, который посещала Александра Феодоровна с дочерями.
Февраль 1917 г. в России произошла революция. 2 марта Император Николай II подписал Манифест об отречении от престола. Царская семья была арестована. Евгений Сергеевич не оставил своих царственных пациентов. Он добровольно решил находиться с ними, несмотря на то, что должность его была упразднена, жалованье ему перестали выплачивать.
Когда Царскую семью решено было перевести в Тобольск, доктор Боткин оказался среди немногих приближённых, которые добровольно последовали за Императором в ссылку.
Письма доктора Боткина из Тобольска поражают своим подлинно христианским настроением: ни слова ропота, осуждения, недовольства или обиды, но благодушие. Источником этого благодушия была твёрдая вера в Промысел Божий. «Поддерживает только молитва и горячее безграничное упование на милость Божию, неизменно нашим Отцом небесным изливаемую». В это время он продолжал выполнять свои обязанности: лечил не только членов Царской семьи, но и простых горожан. Учёный, много лет общавшийся с научной, медицинской административной элитой России, он смиренно служил как земский или городской врач простым крестьянам, солдатам, рабочим.
В апреле 1919 г. доктор Боткин вызвался сопровождать царскую чету, оставив в Тобольске свою семью. В Екатеринбурге большевики снова предложили слугам покинуть арестованных, но все отказались. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Царская семья, их приближённые, в том числе и доктор Боткин, были расстреляны в подвале дома Ипатьева.
За несколько лет до кончины Евгений Сергеевич получил титул потомственного дворянина. Для своего герба он выбрал девиз: «Верою, верностью, трудом». В этих словах отразились его жизненные идеалы. Жертвенное служение ближнему, непоколебимая верность Царской семье и преданность Богу и Его заповедям во всех обстоятельствах, верность до смерти. Такую верность Господь приемлет как высшую небесную награду: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).
З февраля 2016 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение о канонизации доктора Евгения Боткина.
«Радуясь об умножающемся в народе Божием почитании честных угодников Божиих, Освящённый Собор благословил общецерковное почитание сонма святых, ранее причисленных к лику местночтимых, в том числе, врача-страстотерпца Евгения (Боткина), пострадавшего вместе с царственными страстотерпцами».
3 октября 2015 г. на здании Санкт-Петербургской военно-медицинской академии была торжественно освящена мемориальная доска с барельефом Евгения Сергеевича Боткина, лейб-медика последнего Российского Императора.
Первый храм в России в честь святого Евгения Боткина освящён в Москве 25 марта 2016 г. на территории московской городской клинической больницы №57.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём Слове отметил:
«Святость для большинства наших соотечественников являлась идеалом жизни, и этот идеал осуществляли многие. Великий сонм русских святых: иерархов, князей, полководцев, духовных писателей, художников, простых людей, воинов, монахов – есть свидетельство осуществления идеала святости в нашем народе. Эти люди жили в разное время, принадлежали к разным слоям русского общества, но имели одно общее – горячую веру, превращавшую их жизнь в жертвенное служение людям».
Ия КИРИЛЛОВА
Уважаемые читатели!
Паломнический центр Рязанской епархии приглашает вас посетить святые места:
1 июля. Новодеревенский район, с. Зимарово. Храм в честь иконы Божией Матери «Боголюбская». Отправление в 5 утра.
2 июля. Монастыри Подмосковья. Высоцкий Богородицкий Серпуховской мужской монастырь. Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша». Отправление в 6 утра.
Адрес: г. Рязань, ул. Циолковского, дом 8, Николо-Ямской храм. Телефоны: 8-4912-45-02-33, +7-910-906-44-44.