Два Ивана
О двух русских патриотах – Иване Сергеевиче Шмелёве и Иване Александровиче Ильине
Рязань, 22 июля – Областная Рязанская Газета. Материал из №28 (186) от 20.06.2017г.
(Продолжение. Начало в № 26 от 6.07.2016 г.)
Уважаемые читатели! Говоря о великом русском православном философе Иване Александровиче Ильине, нельзя умолчать о его дружбе с православным русским писателем Иваном Сергеевичем Шмелёвым, творчество которого в конце прошлого века вернулось в Россию. Прочитав эту статью, вы поймёте, почему именно сейчас мы предлагаем её вам, статью о «двух Иванах».
«Где бы мы, русские люди, ни жили,
в каком бы положении ни находились,
нас никогда не покидает скорбь о нашей Родине,
о России. Эта скорбь есть проявление нашей
живой любви к Родине и нашей вере».
Иван Ильин.
Певец России – так можно сказать об Иване Сергеевиче Шмелёве. В наши дни его творчество вернулось в Россию, как и он сам, оно стало широко известным и любимым. Мы прикоснулись к лучшим его книгам: «Лето Господне», «Богомолье», «Старый Валаам», «Неупиваемая чаша», «Куликово поле». Но до 1980 года о нём не говорили, его творчество замалчивалось. Связано это было с тем, что писатель не принял Октябрьскую революцию, а в 1922 году оказался в эмиграции. Немаловажную роль в этом сыграла личная трагедия Ивана Шмелёва. Его единственный сын Сергей, офицер Добровольческой армии Деникина, без суда был расстрелян большевиками. Красный террор, развязанный в Крыму Бела Куном и его секретарём Землячкой, был только частью геноцида против русского народа. Иван Сергеевич в 1918 г. переселился в Крым и стал свидетелем этого страшного истребления людей. Убивали не только офицеров, священников, солдат, инженеров, докторов, сестёр милосердия; а также членов их семей. И в ответ на приглашение Ивана Бунина выехать за границу, преодолев многочисленные препятствия, Иван Сергеевич с женой Ольгой Александровной выезжает в Берлин, а затем в Париж.
Иван Сергеевич родился в 1873 г. в патриархальной купеческой семье. Москвич в третьем поколении, он великолепно знал и любил свой город, особенно Замоскворечье. Именно самые ранние детские впечатления навсегда заронили в его душе и мартовскую капель, и вербную неделю, и «стояние» в церкви, и путешествие по старой Москве. Окончив юридический факультет Московского университета, Иван Шмелёв служит в глухих уголках Московской и Владимирской губерний до переезда в Крым в 1918 году.
И вот, находясь уже в эмиграции в Париже, он остаётся замоскворецким человеком, никоим образом не принимает Запад.
Здесь он пишет свои лучшие книги: «Лето Господне» и «Богомолье». «Лето Господне» –это автобиографическое произведение, которое описывает жизнь патриархальной купеческой семьи глазами маленького мальчика. Русский уклад жизни описан через церковный богослужебный год, начиная с Великого поста. Необходимо отметить, что Иван Ильин и Иван Шмелёв не были знакомы лично до того, как оказались в эмиграции. В 1927 г. впервые Ильин написал очень короткое письмо Шмелёву. Вот выдержка из него: «Из самой сердечной и духовной глубины шлю Вам благодарность за чудесный рассказ «Свет разума». Это самое необходимое, самое незабываемое. Истинное искусство всегда философично, религиозно – горит, жжётся и очищает душу. Я не один раз перечитывал Ваш рассказ. Душа плакала слезами умиления, а воля крепла. Мы не встречались с Вами, но я духовно люблю Вас и горжусь Вами».
В ответ Иван Сергеевич написал: «Большим, истинно светлым чувством отозвалось в моей душе письмо Ваше. На душе хорошо, когда получаешь подтверждение, что не впустую твоя работа, что словом пробуждается доброе. Но когда слышишь похвалу от человека, которого почитаешь, которому глубоко веришь, которым восхищаешься и гордишься, – тогда крепнет и утешается душа. Вы один из первых – нужнейших Родине. Вы исключительнейшее, светлейшее явление, царящее в эмиграции и повсюду. Вам выпала доля высокая – представительствовать за Россию, за духовные её ценности. За эти ценности душу свою отдать. И защищать их – Божие дело – Крестом, Мечом!»
И с этих писем и началась их многолетняя переписка – «Переписка двух Иванов», которая продолжалась до кончины Ивана Сергеевича.
Одно из своих лучших произведений «Лето Господне» Шмелёв посвятил Наталии Николаевне и Ивану Александровичу Ильиным. Иван Ильин так писал о «Лете Господнем»: «Россия и православный строй её души показаны здесь силою ясновидящей любви. Кажется, что Россия, Русь предстаёт здесь «в преданиях старины глубокой», в истовом спокойствии, в волшебном сочетании наивной серьёзности, строгого добродушия и лукавого юмора. Книга эта служит глубинному познанию России, пробуждает любовь к нашим праотцам».
«Богомолье! – отмечает Иван Ильин, – вот чудесное слово для обозначения русского духа. Нам нельзя не странствовать по России потому, что сама Россия требует, чтобы мы обозрели её и её чудеса и красоты и через это постигли её единство, её единый лик».
А о языке, великолепном, народном языке Шмелёва так высказался в 1933 г. Куприн: «Шмелёв теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка».
Ивану Александровичу Ильину Шмелёв посвятил рассказ «Рождество в Москве» и «Свет вечный». Сделал это Шмелёв потому, что никто лучше Ильина не постигал смысла его творчества. А книга художественной критики Ильина «О тьме и просветлении» стала книгой о творчестве Шмелёва. В 1927 г. Ильин посвятил Шмелёву статью «О путях России». А спустя двадцать лет Шмелёв добавил в рассказ «Куликово поле» слова из этой статьи: «Нет народа с таким тяжёлым историческим бременем и с такой мощью духовною, как наш. Не смеет никто судить временно павшего под крестом мученика. Зато мы выстрадали себе дар – незримо возрождаться в зримом умирании – да славится в нас Воскресение Христово!»
Так мысль Ильина была навеки внесена в рассказ Шмелёва. Они встречались всего несколько раз в жизни. Ильин писал Шмелёву: «Пока мы с Вами живы – мы два Ивана, российских сына; и никаких гвоздей».
Иван Ильин и Иван Шмелёв дарили друг другу свои фотографии. На одной из них Шмелёв написал: «Где-то свидимся?.. Если бы в Москве!.. Что Господь даст».
Итак, великое эпистолярное наследие: 233 письма Ильина к Шмелёву и 385 писем Шмелёва к Ильину.
Незадолго до смерти Иван Шмелёв говорил: «Бог дал грешнику жизнь, и это обязывает. Хочу жить настоящим христианином». 24 июня 1950 г. в день именин старца Варсонофия, некогда благословившего его «на путь», Шмелёв переезжает в русский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь. Монахиня Феодосия, присутствовавшая при смерти Ивана Сергеевича, писала: «Смерть его поразила меня – человек приехал умирать у ног Царицы Небесной под Её Покровом».
Иван Александрович Ильин писал: «Откройте ему свою душу и не беспокойтесь, что она начнёт трепетать и содрогаться. Всё, что Он вам покажет – эти пластические, точно и ярко намеченные внешние образы, это наивно озарённые дали и пространства души, эти страстные вспышки и потоки страданий – всё это приблизит вас к некой огромной и страшной тайне, которая войдёт в вашу душу навсегда, как умудряющий её дар. Теперь вы будете носить её в себе и с собой до конца ваших дней».
Владимир Путин кладёт цветы к могиле Ивана Шмелёва и его жены Ольги
Почти все русские эмигранты до конца своей жизни верили, что вернутся в Россию. И эта мечта Шмелёва сбылась уже в наши дни. Возвращение началось публикацией его полного собрания сочинений в 5 томах (1999-2001 гг.). А в мае 2001 г. с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прах Ивана Сергеевича и его жены Ольги Александровны был перенесён в Москву, в некрополь Донского монастыря, где покоились предки Ивана Сергеевича. Исполнилась просьба – похоронили рядом с отцом. Так, спустя более полувека со дня смерти Иван Шмелёв вернулся из эмиграции.
Памятник Ивану Шмелёву
А теперь и исполнилось его желание, написанное на фотографии для Ивана Ильина: «Где-то свидимся?.. Если бы в Москве!.. Что Господь даст». И Господь дал.
Уважаемые читатели! В статье мы кратко коснулись жизни Ивана Шмелёва, но мы обязательно расскажем о его жизненном пути. Читать Шмелёва – это читать нашу исконную Русь.
Продолжение об Иване Ильине следует…
Ия КИРИЛЛОВА
Уважаемые читатели!
Паломнический центр Рязанской епархии приглашает посетить святые места:
28 июля. Троице-Сергиева Лавра. Мощи прп. Сергия Радонежского. Святой источник. Хотьковский Покровский женский монастырь. Мощи родителей прп. Сергия Радонежского. Гефсиманский Черниговский скит. Экскурсия. Отправление в 23:45.
29 июля. Касимовская епархия, с. Анемнясево – храм св. блж Матроны Анемнясевской. Троицкий собор в п. Гусь-Железный Касимовского района. Кафедральный Вознесенский собор и другие храмы. Святой источник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Отправление в 7:00.
Адрес: г. Рязань, ул. Циолковского, дом 8, Николо-Ямской храм. Телефоны: 8-4912-45-02-33, +7-910-906-44-44.