Вторник, 16 апреля 2024
Курс ЦБ
$  94.07
 99.93
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Екатеринбургская Голгофа

    К 100-летию зверского убийства царской семьи


    Уважаемые читатели! Говоря о царственных страстотерпцах, позвольте привести слова из стихотворения одного из известных поэтов в русской эмиграции Сергея Бехтеева. Создаётся впечатление, что рукой поэта воистину водит Сам Господь, ибо он пророчествует:

     

    Предатели, рождённые рабами,

    Свобода лживая не даст покоя вам.

    Зальёте вы страну кровавыми ручьями,

    И пламя побежит по городам.

    Не будет мира вам в блудилище разврата,

    Не будет клеветам и зависти конца.

    Восстанет буйный брат на страждущего брата,

    И меч поднимет сын на старого отца…

     

    Трагедия произошла в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, в подвале дома Ипатьева. Были расстреляны Николай Романов (уже отрёкшийся от престола за себя и за наследника), его жена Александра, их дочери: Татьяна, Ольга, Анастасия, Мария и сын Алексей. Вместе с Романовыми были убиты доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алоизий Трупт и комнатная девушка Анна Демидова. Тела казнённых вывезли за город и, облив бензином и соляной кислотой, сожгли.

     

    С разницей в несколько дней в Алапаевске, в 170 верстах от Екатеринбурга, были казнены и брошены в шахту четыре великих князя, великая княгиня Елизавета Феодоровна (к тому времени настоятельница монастыря), граф Палей, управляющий имением Ремез и монахиня Варвара Яковлева. А в Перми, в ближнем лесу, был расстрелян брат Николая II великий князь Михаил. (Добровольно отказавшийся от российского престола, он имел на руках документ о том, что пользуется всеми правами гражданина республики). Вместе с Михаилом казнили и его личного секретаря.

     

    Убийства в подвале Ипатьевского дома и в Алапаевске были совершены по решению Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. А для казни в пермском лесу не потребовались даже санкции официальных властей. Судьбу великого князя Михаила и его секретаря решила пятёрка местных большевиков-экстремистов. Казнили без суда и следствия. За то, что одни – Романовы, а другие не оставили их в годину страшных испытаний.

     

    В средневековой Европе сверженных монархов предавали суду – соблюдалась хотя бы видимость законности. Наполеону, который после Ватерлоо отрёкся от престола, сохранили жизнь – сослали на остров Святой Елены. В нашем Отечестве всё было по-иному. Уральские большевики, учинив кровавый самосуд, совершили преступление. Всё происходило с ведома и одобрения центра. Ненависть к царю и царице ещё можно как-то объяснить: они – средоточие власти того мира, который большевики вознамерились разрушить «до основанья». Но как понять убийство детей – четырёх молоденьких девушек и подростка, в сущности, мальчика, к тому же страдавшего тяжким недугом? Только политической трусостью большевистской верхушки, страхом – нельзя оставлять врагу «живое знамя»! И это лишило их элементарного человеческого сострадания, которое просыпается в людях даже в самых жестоких обстоятельствах.

     

    Вспомним финальную сцену пушкинского «Бориса Годунова». Народ только что кричал: «Да сгинет род Бориса Годунова!» И вдруг, как бы опомнившись, «один из народа» (так Пушкиным именован этот персонаж) говорит о взятых под стражу детях Бориса: «Брат да сестра! Бедные дети, что пташки в клетке… Отец был злодей, а детки невинны». А когда боярин возвещает, что жена Годунова и его сын отравили себя ядом, «народ в ужасе молчит» (знаменитая пушкинская ремарка).

     

    Но палачи, казнившие Романовых, не ведали сострадания. Из воспоминаний, материалов следствия (его вели вошедшие в Екатеринбург белые) складывается жуткая картина той июльской ночи.

     

    … Решение об убийстве тщательно скрывалось от царской семьи. В полночь начальник караула Юровский велел им одеться и спуститься вниз. Он объяснил, что к Екатеринбургу приближаются чехи и белые, и поэтому Уралисполком решил, что Романовы должны уехать. Николай нёс на руках Алексея. Сонный мальчик крепко обнимал руками шею отца. Анастасия держала на руках спаниеля Джимми… Юровский привёл их в полуподвальную комнату и вышел. Потом он снова вошёл в комнату, сопровождаемый отрядом ЧК с револьверами в руках. Выйдя вперёд, Юровский быстро сказал: «Ввиду того, что ваши родственники продолжают наступление на Советскую Россию, Уралисполком постановил расстрелять вас». Николай только успел сказать: «Что?» И тут Юровский выстрелил, Николай был убит наповал. Это послужило сигналом к общей пальбе. Спаниелю Джимми размозжили голову прикладом. В комнате, полной дыма и запаха пороха, внезапно воцарилась тишина, кровь ручьём текла по полу. Вдруг слабо шевельнулся и тяжело вздохнул царевич. Подошёл Юровский и дважды выстрелил мальчику в голову. В этот момент Анастасия, которая была только без сознания, очнулась и закричала. Со штыками и прикладами вся банда набросилась на неё. Через мгновенье затихла и она. Всё было кончено.

     

    Нет, всё лишь начиналось. Эдвард Радзинский, занимавшийся историей гибели царской семьи и написавший об этом книгу, сказал: «Романовы были только «эпиграфом» к убийству многих и многих семей». В 1919-м в Петербурге были расстреляны ещё четыре великих князя. Террор гулял по стране с чисто российским размахом и беспощадностью. Насилие рождает в ответ только насилие. В кровавой мясорубке братоубийственной Гражданской войны одинаковыми жертвами стали и «господа», и «товарищи». А потом было массовое раскулачивание, были ГУЛАГи, выдворения из страны, «психушки»…

     

    Эхо июльских выстрелов оказалось долгим. И да «подпитывалось» убийцами. Один из них будет говорить на встречах с пионерами, что именно ему выпало пролетарское счастье – убить царя. Юровский напишет в своих воспоминаниях: «Из кольта мною наповал был убит Николай». И передаст свои воспоминания в Музей революции. А уже в середине 1960-х сын Юровского принесёт в Свердловский партархив копию этих воспоминаний. Видимо, затем, чтоб никто не посмел отнять у его родителя славу палача.

     

    Но вернёмся в 1918 год. Сразу после вести о гибели Государя Святейший Патриарх Тихон заявил: «Наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падает и на них, а не только на тех, кто совершил его…»

     

    Святейший Патриарх указал на самое главное: цареубийство не есть личное дело только непосредственных участников расстрела. Необходимо нравственное усилие, для того чтобы отделить себя от преступления. Народ связан со своим Государем, помазанным по Закону Божиему на царство, не только формальными отношениями подчинённости и послушания, но и взаимной ответственностью и любовью. Там, где напряжение этих связей падает до недопустимого уровня, возникает богатое поле возможностей для тёмных сил, которые захватывают царство и руками злых людей разрушают его. Оправдание подданных – не в пассивном неучастии, но в деятельном отречении от преступления.

     

    И в наше время мы чувствуем, что грех этот лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самопознании. И сегодня мы просим у Бога покаяния за этот грех.

     

    Из Деяния юбилейного освящённого Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века:

     

    «Прославить как страстотерпцов в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, Великих княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монахе и членах Его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых Царской Семьёй в заточении с кротостью, терпением, смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонения за Христа в XX веке».

     

    Образ Государя и его семьи в мученических венцах, открывшийся поэту Сергею Бехтееву в одну из первых ночей русского безвременья, оказался для него путеводной звездой в осознании русской трагедии. Вот слова его:

     

    Пройдут века, ночные тени

    Разгонит светлая заря,

    И мы склонимся на колени

    К ногам державного Царя.

    Забудет Русь свои печали,

    Кровавых распрей времена;

    Но сохранят веков скрижали

    Святых Страдальцев имена.

    И, Русь с небес благословляя,

    Восстанет Образ неземной

    Царя-страдальца Николая

    С Его замученной Семьёй.

     

    Со времени трагической гибели Царской Семьи и её близких прошло 100 лет. Какие только ветры и грозы не проносились над страной! Но в последние годы наши современники-историки, политологи, писатели, кинематографы всё чаще обращаются к теме российской монархии, к судьбе её последних представителей. Это естественное стремление ныне живущих разобраться в случившемся с объективностью потомков.

     

    На Урале почитание Святых Царственных страстотерпцов началось задолго до их прославления. В 1991 году архиепископ Мелхиседек благословил установить Поклонный Крест в урочище Ганина Яма на месте уничтожения останков Царской Семьи. Среди участников был писатель Владимир Солоухин. В 2000 году, во время визита на Уральскую землю, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание на этом месте монастыря в честь Царственных Страстотерпцев. На территории монастыря было построено семь храмов. Один из них – в честь святых Царственных Страстотерпцев.

     

    Поклонный крест на Яниной Яме

     

    Ныне монастырь на Ганиной Яме является символом покаяния нашего народа в грехе богоотступничества, символом возрождения Православной России. На месте Ипатьевского дома в Екатеринбурге построен Храм на Крови во имя всех святых в земле Российской просиявших (2003 год).

     

    Храм на Крови в Екатеринбурге

     

    По всей стране строятся храмы, часовни. В нашем городе при въезде со стороны Москвы стоит храм Царственных Страстотерпцев. Ежегодно, с 2002 года в Екатеринбурге 16-17 июля проходят Царские дни, на которые приезжают паломники со всей России.

     

    13 июля этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Екатеринбург с особым чувством. Он привёз ковчег с мощами святой мученицы Елизаветы Феодоровны (ковчег пробудет в Екатеринбурге все «Царские дни»).

     

     

    Святейший Патриарх отметил, что вступает на эту землю в год 150-летия со дня рождения Императора Николая II и 100-летней годовщины гибели Царской Семьи с особым чувством, поскольку с этим местом связано очень многое. Здесь Государь окончил земной путь.

     

    Ночной крестный ход в Екатеринбурге. 2018 год

     

    16 июля в полночь по местному времени Святейший Патриарх Кирилл возглавил литургию в Екатеринбурге у Храма на Крови. Затем предстоятель Русской Православной Церкви возглавил более чем 100-тысячный Крестный ход на Ганину Яму, куда 100 лет назад вывезли тела убитых и пытались их уничтожить.

     

    «Мы должны вознести Царственным Страстотерпцам особые молитвы, чтобы они перед Лицом Божиим ходатайствовали об Отечестве нашем, о народе нашем, о том, чтобы никогда и ни при каких условиях гражданской смуты, противоречий, столкновений не губили больше Отечество наше, как погублено оно было в страшную революционную годину XX века».

     

    Святейший Патриарх Кирилл и паломники преодолели 22 километра пешком. Затем у Поклонного Креста Патриарх Кирилл совершил молебен. Наместник монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма епископ Евгений отметил, что те, кто не смогут зайти, смогут увидеть службу у Поклонного Креста на больших экранах.

     

    Монастырь святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме

     

    «Всех накормим, напоим чаем, поделимся монастырскими дарами. Поверьте, испечь более 100 тысяч пирожков – это подвиг», – заметил епископ Евгений.

     

    В ходе визита в Екатеринбург Святейший Патриарх Кирилл отметил, что память об убитой Царской Семье должна воздержать россиян от революций. Российское военно-историческое общество провело мемориальную акцию. 17 июля траурные мероприятия прошли у нескольких десятков памятников Николаю II и Царской Семьи, расположенных на территории России и за её пределами. 17 июля на могиле Николая II в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора установлена памятная композиция «Оплакивание».

     

    Главным итогом «Царских дней» можно назвать надежду на то, что память о событиях 1918 года поможет людям переосмыслить историю, её итогом станет возрастание нашего общего согласия и примирения.

     

    Ия КИРИЛЛОВА

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Лесок

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Хозрасчетная поликлиника
    КПРФ
    Лесок
  • Зеленый сад 350х280
    ГК Прокс
    Ниармедик (мобильный)
  • АвтоЕще

    Радиожурналистка из Канберры Аннабель Бретт собиралась на работу, когда на её смартфон пришло сообщение о срабатывании в машине сигнализации…