Среда, 24 апреля 2024
Курс ЦБ
$  92.51
 98.91
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Михаил Ефремов: вкус стыда

    Председатель коллегии адвокатов № 2 г. Рязани Татьяна Головкина

    Интервью с рязанским адвокатом Татьяной Головкиной, представляющим интересы потерпевшего Виталия Захарова по громкому делу Михаила Ефремова

    Вечером 8 июня на Смоленской площади в Москве произошло ДТП, в котором погиб рязанец, 57-летний Сергей Захаров. Джип, протаранивший его фургон, принадлежал Михаилу Ефремову. В его крови были найдены алкоголь и следы запрещённых веществ. Казалось бы, всё очевидно, да и сам артист сразу после аварии признал свою вину, даже записал покаянное видео, но не тут-то было – до сих пор в Пресненском суде столицы продолжается судебный процесс, на котором устанавливается виновный.

    Мы попросили председателя коллегии адвокатов № 2 г. Рязани Татьяну Борисовну Головкину рассказать о том, как проходит судебный процесс, поделиться своими чувствами и эмоциями.

    – Татьяна Борисовна, расскажите о своём подзащитном.

    – Я, совместно с правозащитной компанией «Результат», представляю интересы старшего сына погибшего Сергея Захарова – Виталия. Ему 32 года. Это простой парень, он работает, у него семья – жена, дочь несовершеннолетняя. Несмотря на то, что его родители давно расстались. Мальчиком он воспитывался у бабушки, матери Сергея, которая пока ещё не осознаёт до конца страшной потери. Виталий поддерживал с отцом тёплые отношения. Он работал вместе с отцом, пока не нашёл себя в слесарном деле. Сейчас он полностью самостоятельный человек.

    – Смертельное ДТП, с участием известного актёра, затмило для многих его поклонников даже выход из карантина. О нём высказались не только артисты, но даже футбольные комментаторы. Как проходит суд? За ним с надеждой на справедливость следят и рязанцы.

    – Когда я только знакомилась с делом, мне попалось на глаза стихотворение Владимира Высоцкого «Я не люб­лю». Там есть такая строка: «Досадно мне, что слово честь забыто…». Подумала: «Надо же, как совпало». Этого поэта уважаю как человека, несмотря на все его пагубные привычки. В суде выступал его сын Никита Высоцкий, Татьяна Беркович и другие друзья и знакомые Михаила Ефремова. До того, как стать адвокатом, я работала следователем, замначальника следственного подразделения, а начинала свою трудовую биографию в 1984 году с должности секретаря судебного заседания.

    Довелось участвовать во многих процессах, но не на одном я не наблюдала такого накала страстей и неуважения к суду и оппонентам, как на этом – по делу Михаила Ефремова. Его можно сравнить с представлением, шоу на ТВ. За 17 лет работы были и гражданские дела, и уголовные. Поскольку я бывший следователь, естественно, мне ближе тематика уголовных дел. Но мне интересны и гражданские дела разного спектра, в том числе, связанные с ДТП. Приходилось представлять интересы не только потерпевших, но и подсудимых. Поэтому была очень удивлена той позицией, которую выбрал адвокат Эльман Пашаев.

    – Как вы оцениваете её? На сегодня она выглядит обескураживающей.

    – С точки зрения адвоката, она интересная. Когда начинается процесс, и прокурор оглашает обвинение, у суда сразу возникает вопрос к подсудимому: «Вам понятно предъявленное обвинение? Вы себя признаёте виновным?» Это стандартные вопросы. Без этой процедуры не существует судебного процесса. Ефремов на это артистично развёл руками и сказал: «Как я могу признать себя виновным, я ничего не помню!» Сторона обвинения, начала представлять доказательства его вины. Когда же подошла очередь до представления доказательств стороной защиты мы решили, что если Ефремов виновным не признаёт себя, значит, будут какие-то инсинуации.

    Начались допросы друзей Ефремова, которые характеризовали его положительно. Первым выступил Никита Высоцкий, его близкий друг. Говорил только хорошее, и я даже склонна верить его словам, что Михаил Олегович занимался благотворительностью, всегда был готов всем прийти на помощь – друзьям, бывшим жёнам, что он поддерживает материально даже взрослых своих детей. Кроме того, помогает благотворительным фондам Чулпан Хаматовой, Гоши Куценко, Константина Хабенского. В это мы охотно поверили.

    Никто из выступавших не отрицал, что пьяный за рулём – это трагедия. Все выступления были пронизаны мыслью: «Да, он виноват, и мы хотели бы принести свои извинения и соболезнования родным Сергея Захарова, хотели бы помочь деньгами, но пострадавшая сторона не принимает». При этом они объединяли всех потерпевших воедино, хотя одного из сыновей представляет вовсе не адвокат Добровинский. Пикировки, инициированные адвокатом Михаила Ефремова Эльманом Пашаевым, с адвокатом Добровинским превратили судебные заседания в настоящее шоу.

    Затем на заседании появился представленный стороной защиты Ефремова «независимый специалист», который раскритиковал автотехническую экспертизу, хотя эксперты ответили на все вопросы, которые касались состояния в момент ДТП рулевой и тормозной систем. Их заключение – в момент аварии они находилось в исправном состоянии. Однако «специалиста» это не устроило. Он заявил, что в последнее время в сети стало появляться много сообщений о том, что хакеры могут оказать воздействие на электронную систему автомобиля, совсем как в фильме «Терминатор-3». Им были даже высказаны гипотезы о вбросах ядовитых веществ в кондиционер и магнитных бурях, которые могли спровоцировать это ДТП. Защита Ефремова очень подробно допрашивала судмедэксперта, которая совершенно чётко ответила на вопрос о том, что послужило причиной смерти Сергея Захарова.

    На видео с места аварии видно, как очевидцы бросились к его машине и начали переворачивать. Естественно, что в этот момент он имел какое-то сотрясение. Сторона защиты Ефремова за это ухватилась: мол, водитель мог погибнуть не от столкновения, а от того, что ему попытались вот так оказать помощь. Но эксперт сказала однозначно: все телесные повреждения были получены одномоментно и были направлены спереди-назад, а не справа-налево, когда автомобиль переворачивали. Это означает, что удар был лобовой. Когда же эксперт сказала, что автомобиль перевернули медленно, сторона защиты ухватилась и за эту фразу: «Как же медленно, когда быстро поставили на колёса?!». Но получили ответ и на это замечание: медленно по сравнению с той скоростью, с которой джип Ефремова врезался в фургон. Сергей Захаров после ДТП ещё целый час был зажат в автомобиле.

    Врачам «скорой» попытались вменить в вину, что помощь была оказана несвоевременно. Потребовали провести комплексную экспертизу, чтобы проверить, как лечили, хотя, по заключению эксперта, повреждения были несовместимы с жизнью. Прибывшая бригада медиков оказала пострадавшему должную медицинскую помощь. На месте аварии и по дороге в больницу Захарову вводили необходимые препараты, делали искусственную вентиляцию лёгких. Однако после всей серии экспертиз Эльман Пашаев выступил после заседания перед журналистами и представил всё в совершенно ином свете.

    – Татьяна Борисовна, главная «козырная карта» в таких разбирательствах, видимо, очевидцы, свидетели происшествия…

    – Сторона защиты Михаила Ефремова ищет подтверждающие факты, что он сидел в момент аварии на пассажирском месте. Для этого был приглашён свидетель Александр Кобец. Пашаев начал его допрос со странных вещей – рассказывал, как он его нашёл, как тот проходил у него экспертизу на полиграфе, то есть всеми силами убеждал суд, что этот свидетель проверенный. По словам же самого свидетеля, он откликнулся на объявление адвоката о розыске очевидцев ДТП, размещённое в сети. Когда наша сторона защиты стала задавать ему вопросы, то стало очевидным – показания ложные. По словам Кобеца, во время происшествия он был с другом Андреем Гаевым. Они подошли к перевернувшемуся фургону, но увидели, что всё было безнадёжно и направились к чёрному джипу, в котором якобы увидели двух человек. Водитель был прижат подушкой безопасности. На вопрос о том, нужна ли ему помощь, по словам свидетеля Кобеца, тот ответил нецензурно. Он даже озвучил это выражение, на что судья сделал замечание.

    На просьбу описать этого «водителя» Кобец описал… глаза. Они, по его словам, были карими. И это притом, что у него имеются серьёзные проблемы со зрением: один глаз – минус три, второй вообще не видит. Кроме того, было около 10 часов вечера. Вдобавок к этому оба свидетеля выпили пиво. Именно его друг якобы разглядел и узнал в пассажире Михаила Ефремова. Кобец не смог ответить на вопрос, когда перевернули машину Захарова, а это было сделано сразу. И это только малая часть несостыковок в свидетельских показаниях. Было много вопросов, на которые он отвечал невпопад. Так, ему включили видео с места происшествия, и он себя на нём вначале не нашёл, а когда как бы нашёл, выяснилось, что не совпадает одежда. Свидетель «забыл», что именно на нём было надето в тот вечер.

    На мой вопрос, как найти второго свидетеля, Андрея Гаева, который узнал в пассажире артиста, адвокат Эльман Пашаев поспешно ответил: «Его явка обеспечена». Он сообщил суду, что второй свидетель находится в Анапе и попросил обеспечить видеосвязь. Утром 21 августа эта связь была установлена, но оказалось, что он проживает в 370-и километрах от города и не успевает добраться, чтобы дать показания. Сторона защиты ходатайствовала о вылете адвоката из Москвы: свидетель боится. За этим последовало ещё несколько доказательств невиновности Ефремова, которые оказались сомнительными. Во время всего процесса Пашаев то и дело смотрел на часы, пил воду, советовался со своей помощницей, снимал и надевал пиджак. Картина напоминала волнение футбольного тренера во время игры подопечных. А завершилось всё детективной историей: он заявил прокурору, что сразу после дачи показаний свидетель Кобец… был похищен «людьми в штатском».

    Фотоколлаж: https://listaj.ru

    – Как реагировала на всё это судья Елена Дмитриевна Абрамова, ведь именно она вела такое же громкое дело футболистов Кокорина и Мамаева.

    – Да, особо хочу отметить выдержанность судьи Елены Абрамовой. Даже когда Пашаев заявил: «Я раздражаю суд своим профессионализмом. Вам что главнее – посадить известного человека или найти истину по уголовному делу»? Это был провокационный вопрос с его стороны и дважды ложь! Потому что он вёл себя не как профессионал. Судья сохраняла великолепное спокойствие, несмотря на то, что, возможно, её и раздражало его поведение. Оно не могло не раздражать.

    – Как на суде вёл себя обвиняемый Михаил Ефремов?

    – Михаил Ефремов сидел три недели на скамье подсудимых и молчал в маску. Меня возмущало, что он, актёр, выступавший на сцене, где его слышала даже галёрка, теперь лишь иногда что-то бормотал себе под нос вместо того, чтобы говорить отчётливо, прямо, не уклоняясь от вопросов. После словесной перепалки сторон, Ефремов что-то говорит. Мы не слышим и высказываем своё пожелание, чтобы говорил громче. Глядя мне в глаза, Ефремов говорит: «Купите себе слуховой аппарат!» Это неприкрытое хамство, и это меня шокировало. Его поведение было неуважением к пострадавшей стороне. Но во время одного заседания он сорвался, наблюдая пикировку помощниц Пашаева. Встал и сказал, обращаясь к потерпевшим: «Я очень сочувствую вам». Первая мысль моя была: «Слава Богу, кажется, прозрел, наконец!». Но – нет. Продолжил: «… что у вас такая (слабая) защита».

    Он не видит, что его адвокат приходит на заседания с сияющим видом, как будто его подзащитный не обвиняется в тяжком преступлении и ему реально не грозит до 12 лет лишения свободы. Он раздаёт интервью до процесса, в перерыве на обед и после заседания. Был момент, когда Пашаев попросил освободить зал судебного заседания, чтобы он смог остаться со своим подзащитным. Я не выдержала и сказала, что вместо общения с прессой лучше было бы пообщаться со своим подзащитным. На что он мне ответил: «Вы кто?» Пришлось представиться: «Уважаемый коллега, я такой же адвокат, как и вы».

    – На заседании 21 августа Ефремов отказался от услуг своего адвоката Эльмана Пашаева, который успел до этого попросить об отводе судьи.

    – Когда судья отклоняла очередное его ходатайство, он делал вид, что в шоке от происходящего. Дошло до того, что Михаил Ефремов заявил: «Шёл я в суд за правдой. Я думал, что кто-то скажет, где я всё-таки находился во время трагедии. Или мне покажут видео, что я находился на водительском месте за рулём». Он назвал происходящее беспределом и отказался от услуг своих адвокатов. Пашаев воспринял это спокойно и подмигнул Шайгородской. Это значит, что ранее была такая договорённость. Если обвиняемый отказывается от адвоката, суд должен предоставить ему право на выбор нового защитника. А это – время, которое они и хотят выиграть. Весь этот цирк дискредитирует российское правосудие.

    Наша сторона защиты считает, что они не теряют надежды уговорить дать показания второго свидетеля, который, как оказалось, уже и не в Анапе. Хотя доказать правдивость его показаний практически невозможно: на срезе подушки безопасности на водительском месте обнаружены ДНК Михаила Ефремова. Много было вопросов, почему сработали две подушки безопасности, и на них тоже нашёлся ответ. Возможно, потому, что ремень безопасности на пассажирском сиденье, по словам самого Ефремова, у него всегда был пристёгнут.

    – Татьяна Борисовна, мы услышали вас как адвоката. Какова ваша позиция как человека?

    – Когда Ефремов говорит, что никогда не садился раньше пьяным за руль, я ему охотно верю. Так, наверно, и было. Всё это совпадает с показаниями его друзей и коллег, что он не ездил пьяным либо вызывал такси. Во время показаний 17 июня в присутствии защитников он не оправдывал себя. Рассказал, почему сел за руль в таком состоянии: позвонил друг с Украины и сообщил, что у него мама в больнице и нужна помощь. Он не скрывал, что выпил, употребил наркотики, что поехал и оказался на встречной полосе. Это подтверждалось и показаниями сотрудников ДПС, которые выясняли у очевидцев, кто был за рулём. Они подтвердили их и на следствии. Мой доверитель Виталий Захаров, просмотрев покаянное видео Ефремова, заключил: «Он артист, я ему не верю». Хотя мы с коллегами обсудили это видео и поверили в его искренность: пришёл в себя и осознал. Что же тогда это было? Роль, игра? Эльман Пашаев признался, что писал ему текст и снимал. Но всё это было в самом начале процесса – признательные показания, раскаяние. А сейчас я могу говорить о том, что суд превращён в шоу, от которого страдают потерпевшие, родные погибшего Сергея Захарова. Нет ни малейшего уважения к их горю.

    Прежде чем задавать вопросы супруге Ефремова Софье Николаевне Кругликовой, я посочувствовала ей, потому что в их семью тоже пришло горе. Она ответила: «Вы первый человек, который мне сочувствует, хотя и представляет интересы противной стороны». Пусть ты не признаёшь себя виновным, но можно ведь соболезнование высказать людям. Семья бы смягчилась, если бы в самом начале увидела это сочувствие. Мой бы клиент точно смягчился, потому что он тоже ездит за рулём и понимает, что на дорогах бывают непредвиденные ситуации. Но мы не видели этого шага навстречу и понимания.

    Иск, который предъявил мой доверитель Виталий Захаров – 6,5 млн руб­лей – в первую очередь продиктован пренебрежительным отношением к страданиям потерпевших. Поэтому мы готовим увеличение исковых требований, учитывая хамство и не признание вины. Мы также руководствуемся благосостоянием ответчика, который позиционирует себя состоятельным человеком. Недавно Ефремов перечислил пострадавшим по 200 тысяч рублей. Они приняты, гражданский иск будет уменьшен на эту сумму. Потерпевшие, которые заявили иск на 1 рубль, не хотят принимать «грязные деньги», и намерены вернуть переводы. И это их право, но суд учитывает то, что сделал подсудимый для смягчения приговора. Когда Ефремов сидел и молчал, мне его было жаль – он доверился не тому адвокату, который выбрал неправильную линию защиты. Я уверена в этом. Если человек признаёт вину, раскаивается, возмещает нанесённый вред, то даже при настрое потерпевшей стороны «посадить», он вполне может надеяться на условный срок. Ведь артист Михаил Ефремов ранее не судимый, положительно характеризуется, он отец троих детей. Вот над этим надо было Пашаеву работать. Мы думаем, что в очередном судебном заседании шоу продолжится, потому что, пусть и в другой роли, придут Пашаев и его коллеги. Если суд вынесет обвинительный приговор, то предоставленного ими свидетеля привлекут к ответственности за ложные показания.

    В заключение хочу сказать: я помню Михаила Ефремова 13-летним подростком по роли в фильме «Когда я стану великаном». Запомнился до сих пор. Если бы знать, что будет такой финал… Для нас, зрителей, очень важно видеть актёра в житейских обстоятельствах. И этим тоже объясняется огромный интерес общественности к данному судебному процессу. Нам важно видеть, какой ты как человек, заслуженный артист России Михаил Ефремов, что из себя представляешь?

    P.S. В понедельник, 24 августа, стало известно, что Пресненский суд Москвы отложил судебное заседание до 31 августа. О решении объявила судья Елена Дмитриевна Абрамова. Также стало известно, что актёр заключил новое соглашение с адвокатом Эльманом Пашаевым.

    Беседовала Галина Мазненко

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Лесок

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Лесок
    КПРФ
    Хозрасчетная поликлиника
  • Зеленый сад 350х280
    Ниармедик (мобильный)
    ГК Прокс
  • АвтоЕще

    С 25 мая планируется установка дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств на следующих участках улично-дорожной сети города Рязани: