Интимный шёпот мыслей
В Рязанском театре юного зрителя 22 августа состоялся премьерный показ спектакля «Море, звёзды, олеандр» по пьесе Марии Малухиной
Это первый из трёх спектаклей, отобранных для постановки в ТЮЗе по итогам III Международных творческих мастерских «Современная драматургия для подростков», которые проходили в апреле текущего года. Эскиз пьесы, представленный режиссёром Верой Поповой, стал точным попаданием в заданную автором тему, поэтому не было необходимости что-либо менять в постановке. Дополнить, в соответствии с текстом – да, а уходить от такой пронзительной режиссёрской находки явно не было нужды.
Поэтому, как и в эскизном варианте, и зрители, и артисты находятся на сцене. Действие совершается в шаге от сидящих, темнота закулисья делает это расстояние ещё короче, совершающееся – ещё интимнее, потому что подслушивать чужие мысли всё равно, что подсматривать в замочную скважину или читать чужой дневник. А ведь происходит именно это. 16-летняя Дашка, попавшая в жуткую ситуацию, ведёт внутренний диалог сама с собой. Она обнажает свои переживания предельно откровенно, и не для посторонних ушей и глаз. Может быть, именно поэтому на сцене всё время темно? А может быть, это просто южная ночь?
Море, звёзды, олеандр – всё условно в этой постановке, потому что главное не это. Главное – то, о чём Дашка боится даже думать, не то, что пойти посмотреть. Она и её второе я (Екатерина Волкова и Екатерина Вишневская) споря, доказывая и вспоминая случившееся, не могут никак решить, что же делать.
Мальчик, с которым она целых четыре раза целовалась, ушёл с этой стервой Алиской. Это потому что она – не смогла… Но она смогла пойти за ними, ну просто, пошла и всё. А потом не смогла уйти, они бы её увидели. И Алиска так кричала! А на её месте могла быть она, Дашка, и тогда это она бы так плакала и кричала.
Но стоит ли рассказывать то, что нужно увидеть собственными глазами, сопережить происходящее, окунуться в эту весьма необычную постановку. Ещё не одну изюминку припасли режиссёр-постановщик Вера Попова и художественный руководитель театра Марина Есенина. Не приоткрывая завесы тайны, могу лишь сказать, что такого вы на сцене ещё не видели.
Зажёгся свет, актрисам долго рукоплескали… А потом молчаливые и задумчивые зрители покинули сцену. Обратившись к одному из них (к юноше, реакция девушек понятна) я попросила поделиться впечатлениями. Понравилось?
– Да, очень. А впечатления… Не сейчас, нужно чтобы всё уложилось. Дашка из головы не идёт.
Этот спектакль из категории тех, что заставляют думать и, действительно, долго не выходят из головы. Его можно будет посмотреть в новом театральном сезоне. Но помните: на сцене мест очень немного. И ещё: детям до 16 вход закрыт.
Елена Аленик