Бестелесные миры Елены Сафроновой
Недавно вышли в свет две книги известной рязанской писательницы Елены Сафроновой: «Тяжкий путь избранных» (Волгоград, ИД «Перископ-Волга») и «Улица с фонарями» (г. Рязань). Первая – сборник фантастических рассказов, вторая, потолще, – критические статьи. И рассказы, и статьи написаны в разные годы.
Литературная активность Сафроновой неслучайна: автор слывёт в мире рязанской и отечественной литературы крепким прозаиком, цепким критиком, видным публицистом, публикующимся в литературных журналах «Знамя», «Октябрь», «Урал» и многих других. Раньше автор сочиняла неплохие стихи. Получается, что ей подвластны практически все литературные жанры…
Весомый литературный труд высоко оценён. Елена Сафронова – лауреат Астафьевской премии в номинации «Критика и другие жанры» (2006 г.), премии журнала «Урал» в номинации «Критика» (2006 г.), премии СП Москвы «Венец» в номинации «Критика» (2013 г.), литературной премии «Антоновка 40 +» (2020 г.) в номинации «Критика», Международной премии Хемингуэя «Короткая проза» (2021 г.).
Её прозаические произведения выходили в престижных сборниках России. Автор романа «Жители ноосферы». Член общественной организации Писателей Москвы, Союза писателей Москвы, Союза российских писателей, Союза журналистов России. После выхода двух ранее упомянутых книг редакция «Областной Рязанской Газеты» попросила меня написать отзыв-рецензию о художественных произведениях писательницы, на что я охотно согласился, но начну с давнего знакомства с автором.
Лет двадцать с хвостиком назад ко мне в рабочий кабинет в здании областного Управления по социальной защите граждан вошла симпатичная женщина с выразительными глазами и задала неожиданный вопрос: «Скажите, зачем человеку с одной ногой от рождения, или лишившемуся её в результате несчастного случая, каждый год проходить медкомиссию, чтобы подтвердить инвалидность? Разве новая нога в течение года вырастет?»
Меня, как референта управления, вопрос поставил в тупик. Выдержав паузу, я уклончиво ответил, что, мол, об этом стоит спросить законодателя, чтобы устранить нелепицу… Мне понравилась решительность и логика незнакомки. Потом я узнал, что она – журналистка, наверное, готовила материал по жалобе какого-нибудь инвалида. Впоследствии мне встречались её газетные публикации, даже стихи…
И вот сейчас мне подвернулся случай поближе познакомиться с творчеством этого автора. В частности, с её рассказами из книги «Тяжкий путь избранных». Сразу предварю их особенность: земные сюжеты приправлены фантастической начинкой, что придаёт каждому рассказу особую прелесть.
Литературных героев Елены Сафроновой в этой книге можно поделить условно на «героев настоящего времени» и «антигероев… тоже настоящего времени». Иллюстрацией такого утверждения могут послужить рассказы «Борщевик» и «Последняя рубашка». Причём, судьбы главных героев этих рассказов разные, по сути, но с трагическим концом.
Главный герой «Борщевика» Егор Кривошеин в прямом смысле – герой нашего времени. Он одержим навязчивой мыслью, что борщевики, невинные с виду растения, захватят его город и всю планету. Окружающие люди считают Егора шизанутым, даже родная жена предаёт мужа. В социуме храбреца никто не понимает, и Егор попадает в «психушку».
А наш «умалишённый» герой был прав, пытаясь спасти всю Землю от агрессивной инопланетной цивилизации борщевиков, которые уж захватили большую часть Галактики… Инопланетные враги, то есть борщевики, вычислили Егора и уничтожили его, а «соплеменники» не спасли «сумасшедшего» … Финал горько-назидательный: не записывайте сразу странных, но безобидных людей в «психи», они ещё пригодятся стране, человечеству…
Но вот главный герой рассказа «Последняя рубашка» – Игорь Николаевич – антигерой нашего времени редкого пошиба. Чиновник крупного масштаба, он всю жизнь как сыр в масле катался, клялся публично,что для детей, как председатель комитета по делам детей и отцов Думы, снимет последнюю рубашку, лишь бы они были счастливы. На самом деле, он копил тайно доллары «за бугром», и вдруг его миллионные счета в американском банке лопнули! Когда Игорь Николаевич узнал об этом, то мгновенно умер от инсульта, впав, согласно неологизму автора, в «бестелье». Его высокопоставленный коллега Пётр Ключарь, олицетворяющий сторожа Петра у врат рая, водил «бестелье» Игоря Николаевича по райским кущам, куда, при без того райской земной жизни, мечтал попасть этот двуликий Янус. Но Бог всё видит! Напоследок пришёл к нему в райское бунгало сам Главный чёрт и отправил бывшего горе-чиновника в самое пекло ада… Даже последняя рубашка ему в аду не понадобилась!
Такие персонажи автором списаны автором как будто с натуры: несколько лет назад один полицейский чиновник высокого ранга, председатель комиссии по противодействию коррупции, был задержан коллегами в погонах за хищения у народа и государства нескольких миллиардов рублей!
Откуда появляются такие «игори николаевичи»? По версии Елены Сафроновой, типичный советский человек явился на небо в середине 70-х годов: правоверный коммунист, комсомолец 20-х типа «Павки Корчагина! Такой человек поверил с детства, что счастье в страданиях!» Изобилие, комфорт – не для него. Голод, нужда, боль – он счастлив! Он своим аскетизмом подготовил почву поколению «игорей николаевичей», знающих толк в удовольствиях, отдал им власть, себе взяв самое дорогое – страдания… Вот таков результат передачи эстафетной палочки старшего поколения нынешнему поколению…
Женские образы в рассказах Елены Сафроновой тоже трагичны. Лирическая героиня в рассказе «Оборотень», лишённая имени, – несчастная женщина с несчастливой судьбой. Она себе самой признаётся: «на свету я расплывчатая, как сигаретный выброс». И добавляет: «Мне делать больше нечего – сидеть и думать, почему я оборотень, и в какой плоскости – физической, психической или в социальной – лежит моё воздействие на людей».
Но реальная жизнь поступками других людей, чаще дурными, строит ей козни: такие чувства, как дружба, любовь, нормальные человеческие взаимоотношения оборачиваются для неё личными бедами, и наша героиня, обладая сверхъестественными способностями, становится источником несчастий для знакомых ей людей.
Героиня-оборотень, обращаясь к своим невольным мучителям, обречённо говорит: «Вы, люди… О как вы ошибаетесь: бестелесные человекообразные всё чувствуют стократ обострённее, чем вы, венцы нашей породы». Перед смертью она скажет: «…погасли и со звоном лопнули цветные нити доброго света, пронизывающие меня. Я снова стала тусклым макетом человека», и бросится с девятого этажа, не смирившись со своею судьбой. Изумительна по красоте метафора – образ зла, овладевшего женщиной-оборотнем в минуту гнева: «Змея внутри меня пружиной распрямилась, раздула капюшон, вместе с ним растянув безобразно моё утратившее цельность тело, и стала подниматься на хвосте, растя в угрожающем танце».

Презентация книги «Улица с фонарями»
Заслуживает внимания и другой женский образ из рассказа «Ада, или Флуктуация». Эта девушка с рождения – блаженная, её крест – нести бремя чужих страстей. Она бескорыстно делит с разными людьми их невзгоды и беды, даже страдания. Она, как Христос, всех спасает. И также палача – следователя, убийцу дедушки, Ада на кладбище простила… Интересен и тем запоминается их диалог:
– Прощения попросить хотите? (Ада)
– Не знаю, за что, а хочу – да кто ж мне его даст? (Бывший следователь)
– Я вас прощаю, – сказала Ада… истекая горячим сиянием», как блаженная
проводница прощающего Бога.
Но впоследствии, как земная измученная женщина, в беседе с матерью не выдерживает и выпаливает: «Зачем воспитала такой…всеобщей жилеткой… Я не хочу жить сотнями чужих судеб, а не своей одной…».
После этих слов «опустилась темнота, и в ней погасли глаза, которые на протяжении тридцати лет наполнялись крупицами огня».
Вызывает острый интерес рассказ «Мера терпения». Во все времена наш народ терпит кровавые войны, большую нужду, разные жизненные беды, но особую тревогу у него в душе вызывали и до сих пор вызывают поползновения власть имущих на святая святых – старинные божьи храмы.
Один из главных героев рассказа, советник губернатора Александр Игоревич Поваляев, по письму местного краеведа и церковного подвижника Цехановича, приехал в медвежий угол Русского Севера обследовать редкую старинную деревянную церковь Фрола и Лавра, построенную в XIV веке. Вместе с ним была представительница управления печати области.
Когда властные визитёры подъехали к церкви, то им показалось, что она «всеми своими двенадцатью куполами… смотрит, точно живое существо. Взгляд её был не недобрым, а испытующим».
По сведениям Цехановича, выходило, что храм во всякое время, особенно в последние десятилетия, использовался не по назначению, обветшал, но, несмотря на равнодушие людей, всё же стоял, прирастая новыми куполами, как бы защищая себя и продляя свою жизнь.
Таинственный храм вскоре «почувствовал» из разговора Поваляева со своей помощницей, что его снесут и на его месте построят реабилитационный центр для государственных служащих, и принял свои меры. Поваляев, как Иван, не помнящий родства, исчез бесследно. На его помощницу, лояльную, но нерешительную Елену Сергеевну, «из плоской крыши…внимательно смотрели тринадцать глав».
Забавны и другие рассказы, помещённые в сборник. Таковым является «Рыба и арбуз» о фантастической трансформации современного искусства в будущее время; в «Интимном сумраке» в современном баре встречаются двое – парень и девушка – прилетевшие из разных других миров и вселившиеся в обычных землян.
В «Феномене» герой плачется своему благополучному другу в жилетку, что он беден, в кармане ни гроша, никак не устроится на работу, а сам, обладая феноменальными способностями, спокойно проходит сквозь стену и парит в воздухе.
В финальном рассказе «Тяжкий путь избранных» сказочный герой Златоврат всю жизнь ищет Либерей – храм Мудрости, а когда находит его, то он оказывается современным просторным книжным магазином с торговым залом, куда собираются такие же искатели Мудрости. Но работники магазина не понимают алчущих знаний, пришедших из прошлого в настоящее, и с помощью дюжих охранников выпроваживают странных книгочеев, принимая их за бомжей.
В рассказе «Вирь» лирик и физик пикируются в поединке лингвинистических и технических слоганов, и это немного утомляет.
Хочется сказать пару слов о речевой стилистике. В некоторых рассказах встречаются странные словосочетания.
Например: – Эдик!..Сцуко ты, а не товарищ!
В прямой речи встречаются и такие обороты:
«Ну, постой ты парсек!» (Рассказ «Вирь»).
– Всех е…шить! – рявкнул воин… (Рассказ «Последняя рубашка»).
– Что-то померещилось во сне, похожее на резную (?) тучу. (Рассказ
«Мера терпения»). «Ада, третий пол (?), своими лучезарными глазами наблюдала… (Рассказ «Ада, или Флуктуация». «В полёте он милосердно (?) потерял сознание… (Рассказ «Тяжкий путь избранных»). Что это: невнимательность автора, редактора, корректора? Такие досадные мелочи не влияют на художественную ценность книги, но нужно их избегать…
При внимательном прочтении рассказов Елены Сафроновой нужно отметить их высокую художественность, остросюжетность, синтез земной и потусторонней действительности. Герои говорят своими голосами, их характеры выписаны зримо и ярко. Автор использует неизбитые художественные средства. Должен сказать: это настоящая современная литература!
Презентация книги «Улица с фонарями»
Что касается второй книги «Улица с фонарями», собравшей много статей автора, то я полностью согласен с литературным критиком Михаилом Хлебниковым, который в предисловии пишет: «В нашем случае автор прекрасно демонстрирует… декартовское качество: внятность, чёткость, додуманность мысли и оценок». Творчество Елены Сафроновой «соответствует названным строгим критериям».
Владимир Белов, член Союзов писателей и журналистов России
Фото: из архива Елены Сафроновой