Сперва страшно забавно… а потом просто страшно
Наркоман страдает не от абстинентного синдрома. Он страдает от душевной пустоты
Наркоман страдает не от абстинентного синдрома. Он страдает от душевной пустоты
Рязань, 11 января – Областная Рязанская Газета. Не стоит даже и пытаться прикрывать фиговым листиком гноящуюся срамную часть нашего общества, а следует вслух, громко и безапелляционно заявить: в России, как и во многих других странах, наблюдается самая настоящая лавинообразная эпидемия наркомании. Что поделаешь, таковы трагические последствия просвещения и технического прогресса. Жили бы мы в каменном веке… Так питались бы одними грибами, которые тоже всякие бывают.
Человек сам себе беды придумывает, а не какие-то мифические инопланетяне-трансформеры их нам подбрасывают исподтишка.
Наркомания, распространяющаяся подобно заразной болезни, ежегодно уносит жизни десятков тысяч россиян. В России по официальной статистике на учёте в наркологических диспансерах стоит более полумиллиона наркозависимых, по неофициальной статистике регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн человек, из них 20% – это школьники; 60% – молодёжь в возрасте 16-30 лет; 20% – люди старше 30 лет. Среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек, 20% восьмиклассников признались, что пробовали марихуану, 28% подростков знают одноклассников или друзей, которые пробовали экстази. Более 60% подростков признались, что наркотики были проданы, употреблялись и хранились в их школе, 38% подростков считают, что никакой опасности для здоровья при употреблении экстази не существует. Подростки, употребляющие алкоголь, в 50 раз чаще становятся наркоманами. Подростки недооценивают опасность наркотиков из-за недостаточной информированности по этому вопросу.
Число смертей от употребления наркотиков выросло за последние годы у нас в 12 раз, а среди детей – в 42 раза, ежегодно от наркотиков гибнут 70-100 тысяч россиян. Средний возраст погибшего наркомана в России – 28 лет.
Можно ли объяснить детям, что такое хорошо и, соответственно, что такое плохо? Конечно! Нужно просто постараться искренне любить своих детей.
Люди начинают эксперименты с наркотическими средствами по различным причинам.
1. Некоторые желают попробовать, движимые любопытством.
2. Другие просто хотят приятно провести вечер в компании.
3. Третьи видят, что это делают друзья.
4. Четвертые стремятся таким образом улучшить спортивные результаты.
5. Другие используют такой способ, чтобы облегчить какую-либо психологическую проблему.
6. У ряда людей это уже было в семье.
7. Кто-то делает это из-за травмирующих психику детских переживаний.
Случайный приём наркотического вещества ещё не ведёт автоматически к развитию наркомании. Но не существует конкретной границы, которая отделяет случайный приём и систематическое потребление наркотического средства. Эта тонкая грань зависит от индивидуальных особенностей человека. Независимо от того, какова частота, периодичность и количество потребляемых наркотических средств, это вызывает возрастание негативных проблем в жизни зависимого человека. Эти проблемы касаются работы, школы, учёбы, отношений с родителями, знакомыми и друзьями.
Лишь 2% наркозависимых граждан, решившихся на лечение, успешно возвращаются к нормальной жизни, а 2% добиваются устойчивой ремиссии. Таковы неутешительные данные статистики. 96% «ходят по кругу».
Существующая модель лечения и реабилитации наркоманов не достигает цели. К тому же в молодёжном сообществе часто создаются привлекательные образы наркозависимых. Как верно отметил не так давно в одном из своих интервью директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств Виктор Иванов, «наркоманов представляют как оптимистичных, гиперобщительных и очень активных персонажей». А это абсолютно не соответствует действительности.
«Алкоголиками и наркоманами очень часто становятся люди, которым в детстве не позволяли ощутить всю полноту собственных чувств. Они прибегают к алкоголю или наркотикам, чтобы хоть на какое-то время вернуть утраченную интенсивность переживаний».
Алис Миллер, доктор философии, психологии и социологии Базельского университета
И Чингиз-хана пережили, и крестоносцев одолели, и Наполеона нахлобучили, и нацистов в Берлине закопали, но, боюсь, с наркотиками история может выйти более патетической, но менее героической. Не мы их похороним, а они нас. И когда с самых высоких трибун звучат слова, мол, всякого, кто держит в руках наркотики, нужно расстреливать на месте, меня ажно оторопь берёт от такой лихой казацкой прыти высокопоставленных говорунов.
Благоприятной почвой для распространения наркомании становится отсутствие специальных знаний у человека и непонимание им той огромной опасности, которую несёт в себе употребление различных наркотических средств (и это, несмотря на обилие информации, имеющей непосредственное отношение к этой проблематике). Безусловно, наркомания зависит и от морально-волевой устойчивости человека, от соответствия его поведения общепринятым нравственным нормам. Ведь для подавляющего большинства молодых людей употребление наркотиков является одним из способов самоутверждения, а также данью моде.
И что же делать, если вы не сумели уберечь любимое чадо от этой заразы? К сожалению, путей выхода из этого тупика немного. Предлагаем три варианта: самый простой – смириться, самый бесчеловечный – изолировать наркомана от общества, и, наконец, самый сложный, но в то же время, самый гуманный, – помочь вырваться из лап «ненасытного монстра». Большинство махнёт рукой со словами: «Ну что вы говорите, шприцевая наркомания (например) неизлечима!» Однако это мнение, господствовавшее вплоть до 1997 года, уже опровергнуто. В последние три года специалистами было доказано, что даже этот вид наркомании поддаётся излечению. Но самостоятельно с этим не справиться, поэтому нужно обязательно обращаться за помощью в специальные центры.
Наркоманы – это больные люди, но равноправные члены нашего общества. Именно поэтому мы и продолжаем публиковать материалы на тему борьбы с алкогольной и наркотической зависимостью.
«Областная Рязанская Газета» уже посвятила этой теме две публикации – статьи «Территория независимости» в №45 (102) от 19.11.2015-го и «Пьяные игры» со смертью» в №47 (104) от 03.12.2015-го. И в этих статьях мы, в частности, рассказывали о деятельности рязанского Центра реабилитации «Точка Отсчёта» и благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН).
В первую очередь, следует подчеркнуть, что специалисты Центра и фонда НАН уверены: закон о принудительном лечении алкоголиков и наркоманов совершенно не соответствует современным требованиям, а идея восстановления системы ЛТП вовсе пахнет эрой динозавров. Исцеление от любой зависимости нельзя позиционировать как наказание, тем более уголовное.
Конечно, государство, хоть и предпочитает не замечать такие деструктивные явления, как алкоголизм и наркомания, вынуждено предпринимать хотя бы некоторые меры, направленные на их локализацию. В Рязанской области реализуются соответствующие целевые программы: во всех муниципальных образованиях созданы антинаркотические комиссии, предусмотрены профилактика немедицинского потребления наркотиков, ранняя диагностика и лечение наркопотребителей и их мотивирование на реабилитацию, а также мероприятия по антинаркотической пропаганде.
Ужасен и скрипуч чиновничий язык.
А в ответ я приведу здесь высказывание Колдозара Кэлвина Бродуса, более известного под псевдонимом Snoop Dogg: «Когда государство начинает бороться с подростковой преступностью и наркоманией, оно забывает самое главное: бороться с этим невозможно, но можно сделать футбольные школы и высшее образование доступнее, чем крэк и уличные банды».
Поэтому мне и кажется, что реабилитационные центры, подобные «Точке отсчёта», и такие благотворительные организации как фонд НАН, заслуживают нашего внимания. По крайней мере, там не наблюдается казённое, обезличенное обращение с теми, кто нуждается в помощи и находит в себе силы и набирается смелости, чтобы за помощью обратиться.
Следует знать: наркоман страдает не от абстинентного синдрома. Он страдает от душевной пустоты. А государство вряд ли способно заполнить подобного рода вакуум.
Горячая линия центра реабилитации «Точка отсчёта» и благотворительного фонда «НАН»:
8 (4912) 51-09-72, 8-930-783-09-72.
Максим Беркутов