Британь рязанская
Катафрактарий
Легендарный король Артур, который является эталоном западноевропейского рыцарства, был русским князем, прибывшим в Англию со своей дружиной по соглашению с римским императором Марком Аврелием. Это сенсационное заявление сделал известный британский историк Ховард Рид.
В ходе длительных исследований в Великобритании, Франции и России Рид пришёл к выводу, что король Артур являлся одним из представителей племён, живших в Сарматских степях Южной России, славившихся своими высокими и белокурыми всадниками. Эти племена вышли в начале второго века к Дунаю и встретились с римскими легионерами.
В ходе длительных переговоров Рим сумел найти с ними общий язык, и ядро «варварской» армии было взято на имперскую службу. В 175 году от РХ около шести тысяч русских воинов прибыли на Альбион. Работая в архивах петербургского Эрмитажа, Ховард Рид обнаружил многочисленную символику из захоронений на территории России, совпадающую с образцами на знамёнах, под которыми сражались воины легендарного короля Артура.
Пластиковые окна в Рязани от ведущих производителей REHAU, VEKA, KBE, LG. Компания «Окна в Рязани» работает уже длительный период как со стандартными, так и с индивидуальными размерами оконных проемов. Здесь также можно подобрать нестандартный цвет оконных рам. Пластиковые окна — это удобно, практично и комфортно. А если их приобрести в компании «Окна в Рязани», то это еще в добавок надежно и качественно. Подробнее узнать о работе компании и сделать расчет стоимости можно на сайте —источнике.
Легендарный король Артур был сарматом! А кем были сарматы, известно давно — так называли древнюю Русь западные и арабские летописцы (Сарматия, Скифия, Венедия и так далее).
О том, что у популярного персонажа рыцарских романов имелся исторический прототип, писали давно. Слишком яркой была фигура короля, чтобы быть полностью придуманной. К тому же, сведения о великом воине бриттов, сумевшем организовать и возглавить сопротивление вторжению германцев на острова, встречаются в поэмах валлийских бардов и в ряде латинских хроник о завоевании Британии, датируемых VI веком.
Долгое время учёные считали, что прообразом легендарного короля послужил некий «Медведь», участник битвы с саксами при горе Бадо-Хилл в 516 году. Основания для таких предположений строились, в основном, на том, что по-валлийски «медведь» — «artos» что, по мнению специалистов, этимологически близко к имени Артур. Но не все историки разделяют подобную точку зрения. Так, некоторые исследователи убеждены, что настоящий король Артур был римлянином, и имя его происходит от переиначенного кельтами древнего римского имени Арториус. Существуют и другие, более, скажем так, экзотические теории. В частности, например, английский историк Говард Рейд всерьёз утверждает, что король Артур был русским, точнее, русом, бежавшим из римского плена и, волею судьбы, ставшим вождём бриттов . Версия, конечно, любопытная. К тому же, всегда приятно осознавать, что даже в далёкой Англии встречаются учёные, уверенные, что легендарный король кельтов был нашим соплеменником. Но, к сожалению, версия Рейда всего лишь версия. Тем более, что, как показывают исследования ряда западноевропейских и российских историков, прототипом легендарного короля Артура вполне мог стать и сармат. Несмотря на всю кажущуюся фантастичность подобных теорий, оснований для них вполне достаточно. Само имя короля — Артур (Arthur), по мнению специалистов , происходит от имени сарматского солнечного божества Arthuron, что означает «Огонь солнца». Имеются и другие, не менее убедительные доводы. В настоящее время, например, есть все основания полагать, что прототипом рыцарей Круглого стола, как и средневековых рыцарей вообще, послужили сарматские катафрактарии. Так римляне называли тяжёлую сарматскую, а затем и аланскую кавалерию. Считается, что именно катафрактарии на долгие столетия вперёд определили весь основной набор рыцарского вооружения и тактику конного боя. Судите сами. Вот как описывали боевую мощь катафрактариев античные историки: «Все они сидели на своих лошадях, как статуи, к их конечностям были подогнаны доспехи, которые точно соответствовали формам человеческого тела. Они покрывали руку от запястья до локтя, а оттуда до плеча, в то время как пластинчатая броня защищала плечи, спину и грудь. Голова и лицо были покрыты шлемом с металлической маской, которые делают их носителя выглядящим, как статуя, потому что даже бёдра и ноги, и самые кончики ног покрыты доспехом. Он соединён с панцирем прекрасным кольчужным плетением, наподобие ткани, так что ни одна часть тела не остаётся видимой и непокрытой, потому что это плетёное покрытие защищает руки и является таким гибким, что носители его могут даже сгибать пальцы». По свидетельству Тацита, историка, жившего во II веке н.э., доспех катафрактария был настолько тяжёл, что сбитый с коня воин сам не в состоянии был подняться. Сарматский чешуйчатый доспех в комбинации с кольчугой просуществовал до XIV века. Единственным к нему дополнением у рыцарей стал щит, использование которого древние сарматы считали излишним. Защищали бронёй сарматы и своих коней, отчего в глазах противника выглядели «подобно какому-то железному человеку или движущейся кованой статуей». В качестве главного наступательного оружия катафрактарии использовали длинное, до 3-3,5 метров копьё, которое широкими ремнями крепилось к шее и крупу коня, тем самым позволяя всаднику легко направлять его по своему усмотрению. Когда начиналась битва, они, выстроившись клином подобно бронированному тарану, на всём скаку врезались во вражеский строй, нанося ему сокрушительный удар.
Причём сила удара была такова, что, по свидетельству очевидцев, одним копьём катафрактарий зачастую пронзал насквозь сразу двух противников со щитами и в латах. Не менее сокрушительным оружием в руках сарматов служил и длинный, свыше метра, двуручный меч, который они обычно пускали в ход после того, как в гуще боя использовать копьё становилось невозможно . Ничего подобного ни у римлян, ни, тем более, у кельтов на тот период не было. Поэтому, начиная со II века н.э., империя стала охотно нанимать на службу отряды тяжёлой сарматской конницы, бронированной армадой прокатившейся по землям Западной Европы. В составе римских армий сарматы, а затем и аланы, побывали в Галлии, Нормандии, на берегах Рейна, добрались до берегов Британии, где их экспедиционный корпус достигал 5000 тяжеловооружённых всадников. Именно тогда, считают учёные, в Западную Европу и попали древние героические истории, рассказы и традиции, на которых позже сформировался круг легенд о короле Артуре.
Действительно, арийские мотивы в артуровском цикле довольно заметны. К ним относится сюжет с чашей Грааля, поисками которой занимались рыцари Круглого стола. Обычно считается, что культ Святого Грааля сложился в средневековой Британии и имеет христианские корни. Но, как выясняется, культ священной и одновременно магической чаши небесного происхождения — это типично наша идея, своими корнями уходящая ещё в скифское или даже арийское время. Несомненные древнеарийские признаки несёт в себе и рассказ об инициации молодого Артура. В рыцарских романах говорится, что будущий король сумел доказать своё право владычества над Британией лишь после того, как дважды вытащил из-под лежавшего под алтарём камня волшебный меч Экскалибур, вложенный туда колдуном Мерлином. Между тем, для древних ариев, меч, воткнутый в землю, гору хвороста или камень, служил кумиром Бога войны и победы. Царь же в их представлениях считался живым воплощением Бога. Поэтому сарматы верили, что священный меч мог взять в руки только человек, в жилах которого течёт царская кровь, что в полной мере и отразилось в сюжете с Экскалибуром. Согласно преданию, кроме молодого Артура его не смог вытащить из-под камня ни один из вызвавшихся для этого претендентов. Как уже говорилось выше, самые ранние упоминания о легендарном короле бриттов встречаются в поэмах валлийских бардов и латинских хрониках VI века. Правда, в поэмах Артур ещё не король, а всего лишь военный вождь бриттов. Титул же короля, как и лавры добродетельного христианина, ему «присвоили» гораздо позже, примерно в VIII веке. А до этого доблестный воин и идеальный правитель Артур оказывается, согласно преданиям, возглавлял хорошо вооружённый отряд отчаянных воинов. По признанию всё тех же бардов, в его характере удивительным образом сочетались как рыцарские прямота и благородство, так и крайняя жестокость, доходящая до кровожадности, что, по мнению историков, указывает на варварское происхождение героя. К слову сказать, не жаловали Артура и представители христианской церкви. Что, в общем-то, вполне объяснимо. В житиях британских святых довольно подробно описывается, как сей будущий «воин господень» рыцарских романов в реальном своём воплощении с завидным постоянством обирал христианские храмы и монастыри. Из чего, кстати, следует, что вряд ли прототип легендарного короля был христианином, а значит, римлянином. Не был король Артур и кельтом. И вот почему. У кельтов в то время не было своей национальной, хорошо вооружённой кавалерии. Зато она имелась у сарматов, оставшихся на острове после вывода в 407 году с Британии основных войск империи. Предоставленные сами себе сарматы, к тому времени давно уже называвшиеся аланами, довольно быстро превратились в по-настоящему грозную силу. Возглавляемые племенной аристократией, они занимались разбоем и сражались с вторгшимися англосаксами, постепенно ассимилируясь в местной среде. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кельты, видя в сарматах естественных союзников в борьбе с германцами, легко перенимали у них воинскую тактику, а также героические рассказы и мифы, переиначивая их на свой лад. Переняли они у сарматов и имя их легендарного предводителя Артхура, придав ему современную форму — Артур (Arthur) и сделав своим. Точно так же, как название сарматской этнической группы аланы (происходящее, по мнению лингвистов, от индоиранского «aryana» — арийцы) у кельтов со временем трансформировалось в довольно популярное в Западной Европе имя собственное Алан (Аллан) .
В заключение хочется добавить следующее. К сожалению, во многих исторических произведениях, будь то роман или кинокартина, до сих пор тиражируются устаревшие представления о скифах и родственных им сарматах как о варварах, диких кочевниках, лишённых сколь-нибудь значимой как материальной, так и духовной культуры. А между тем, это совершенно не так. Скифы и наследовавшие им сарматы обладали по-своему уникальной материальной культурой, следы влияния которой обнаруживаются в культуре большинства современных народов Европы и, в особенности, в русской.
И последнее. В настоящее время довольно популярна теория, утверждающая, что русы — это сарматы — роксоланы (светлые аланы) или рухс-асы (светлые асы) , а значит, версия англичанина Рейда, возможно, не так уж и далека от истины.
Автор материала Владимир Костылев