Пятница, 29 марта 2024
Курс ЦБ
$  92.26
 99.71
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Арап Петра Великого

    Прадед Александра Пушкина был многоженцем


    Абрам Ганнибал известен, прежде всего, как предок великого поэта Александра Пушкина. Надо сказать, Александр Сергеевич наплёл про своего прадеда столько небылиц, что биографию Абрама Петровича историкам пришлось реконструировать заново. При этом вскрылись очень неприглядные факты.

    Откуда в России взялся Абрам Ганнибал – большой вопрос. Считается, что он родом из Эфиопии, в детстве был похищен и отвезён в Константинополь, где попал во дворец султана. А русский дипломат Савва Рагузинский привёз его в Россию и отдал Петру I, который любил всякие экзотические штучки. Существует и другая версия: будто бы он родился где-то на границе Чада и Камеруна. Нам это, в конце концов, неважно. Важно, что в России мальчика крестили и назвали Абрамом. До этого его звали Ибрагимом. Крёстным отцом был сам Пётр Великий. Отсюда отчество Петрович и фамилия Петров, которую «арап» позже заменил на более звучную – Ганнибал.

    ЭКЗОТИЧЕСКИЙ ФРУКТ

     

    Абрам оказался смышлёным юношей, выбился в люди и стал при Петре кем-то вроде секретаря. А потом царь отправил его учиться за границу, во Францию. Отправил не просто так, а с воспитательно-показательной целью. Дескать, боярские недоросли ничему не могут выучиться, так посмотрите, как разгрызёт гранит науки вчерашний дикарь. Стыдно должно быть, товарищи бояре!

    Пушкин в своём романе «Арап Петра Великого» поведал нам романтическую историю, как в «царского негра» влюбилась красивая, но замужняя графиня D. И родила от него чёрного ребёнка (которого, правда, заменили на белого).

                                         Александр Пушкин

    Вообще-то известно, что Абрам Ганнибал во Франции усердно изучал науки и даже воевал. А любовные похождения и ребёнок от графини – это, скорее всего, художественный вымысел Пушкина. Или семейные предания, которые Александр Сергеевич, разумеется, слышал.

    Вернувшись в Россию, Абрам стал инженер-поручиком Преображенского полка. Служил в той самой роте, где сам Пётр I числился капитаном. Перед Абрамом открывались блестящие перспективы. И в высшем свете он был популярен. Во-первых – умён. Во-вторых – опять же экзотика.

    Высший свет и сгубил «арапа». Княгиня Аграфена Волконская завела светский салон – чуть ли не первый в России. Княгиню можно понять – ей с мужем не повезло. Никиту Волконского императрица Анна Иоанновна позже взяла в шуты и ценила за редкую глупость. Вот Аграфена, которую все называли Асей, и развлекалась с приятными и воспитанными господами. Среди них были будущий фельдмаршал Бутурлин и кабинет-секретарь Петра, а затем Елизаветы Петровны – Черкасов. Ну и наш Абрам.

    ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД

     

    Пётр I тем временем умер, а страной фактически правил «полудержавный властелин» Александр Меншиков. Он уговаривал Екатерину I назначить наследником Петра Алексеевича (будущего Петра II), за которого светлейший князь собирался выдать свою дочь. Слухи об этом проникли в салон Волконской, где Меншикова осуждали и ругали последними словами.

    Конечно, никакого заговора не было. Даже об антименшиковской интриге вряд ли можно говорить. Обыкновенная трепотня. Но Меншикову она не понравилась. Он принял меры. Кого-то из болтунов понизили в должности, кого-то сослали.

    Ганнибала отправили в Казань. Не успел он доехать до Казани, как пришло новое распоряжение – ехать в Тобольск. Абрам унижается, пишет Меншикову слёзное послание: «Не погуби меня до конца…» Я, мол, «нищ, сир, беззаступен, иностранец, наг, бос, алчен, жажден, помилуй, заступник и отец». Увы, ждать милости не приходится. Из Тобольска опального «арапа» отправляют совсем уж на край света – на границу с Китаем, в Селенгинск.

    Удивительное дело. В 1727 году Меншиков пал. Власть переменилась. Казалось бы, болтунов из салона Волконской следует простить. Ничего подобного. Их положение только ухудшается. Не имеет значения, что они наговаривали на «злодея» Меншикова. Болтали – значит, виноваты.

    Асю Волконскую заточили в монастырь, где через некоторое время перевели на хлеб и воду. Вскоре она умерла. А Ганнибала арестовали, отобрали все его бумаги и посадили в тобольскую тюрьму. Там он просидел несколько месяцев, не зная своей участи. И даже не понимая толком, в чём причина ареста.

    Ганнибалу повезло. Он вполне мог сгнить в Сибири. Но при Анне Иоанновне в фавор попал Миних. Миних был плохим человеком, но хорошим инженером. Он вспомнил, что Абрам Ганнибал тоже толковый инженер. И вызволил его из сибирской ссылки. Абрам оказался в Пернове (ныне – город Пярну в Эстонии). Он обучал кондукторов математике. Кондуктор тогда – это воинское звание на флоте, нечто среднее между офицерами и нижними чинами.

    С тех пор карьера Ганнибала пошла в гору, он дослужился в итоге до генерал-аншефа. Особенно отличала его Елизавета Петровна. Как, впрочем, и других завсегдатаев салона Волконской. Однако арест и ссылка не прошли бесследно. Весёлый и жизнерадостный Абрам превратился в мрачного и подозрительного человека. Он вздрагивал, когда слышал звон колокольчика. Думал, что опять кто-то приехал, чтобы взять его под арест.

    ПРИЗНАНИЕ ПОД ПЫТКАМИ

     

    Все, наверное, смотрели фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». И помнят Владимира Высоцкого в роли «арапа». Фильм – спору нет – замечательный. Но абсолютно недостоверный. В жизни не было ни романтики, ни счастливого конца.

    Абрам Ганнибал, действительно, женился. Но не на боярской дочери, а на гречанке Евдокии Диопер. Её отец был офицером галерного флота. Евдокия не хотела идти за Абрама, «понеже арап, и не нашей породы». Папаша заставил. Семейная жизнь не задалась.

    Существует легенда, будто Евдокия до замужества отдалась флотскому поручику Кайсарову и родила Ганнибалу дочку Поликсену – белую и светловолосую. Опять мы видим ребёнка не того цвета, какой нужен. И снова легенда идёт от Пушкина. И снова у нас есть все основания не верить. Поскольку в бракоразводном деле Ганнибала никакая Поликсена не фигурирует. Видимо, Александру Сергеевичу просто нравился сюжет с детьми, которые оказываются белыми, когда должны быть чёрными, и наоборот.

    В действительности Евдокия сошлась с кондуктором Шишковым. Он в Пернове слыл ловеласом. За совращение девицы ему уже прописывали словами, любовника Евдокии пороли за аморальность. Но это её не остановило. Как говорится в бракоразводном деле, у них «любление пошло».

    Пернов – город маленький. Слухи дошли до Ганнибала. 28 февраля 1732 года он подал донос, что Шишков и Евдокия хотели его отравить. Чтобы получить от жены признание, Абрам «бил и мучил несчастную смертельными побоями необычно». И в самом деле – необычно. Он подвешивал жену, закрепляя руки в кольцах, ввёрнутых в стену, и бил её батогами, розгами и плетьми. Неудивительно, что Евдокия во всём созналась: и в блуде, и в попытке отравления.

    Её посадили под арест, в госпитальный дом. Кормить арестантов должны были родственники. Ганнибал ничего не давал, его горемычная жена голодала. Она голодала, а он скучал. И чтобы не скучать, Абрам сошёлся с другой женщиной – с Кристиной Шеберг.

    Они повенчались. Но была одна проблема – Ганнибал уже был женат.

    Суд в Пернове объявил Евдокию «прелюбодеицей». И велел «учинить наказание – гонять по городу лозами, а прогнавши, отослать в Прядильный двор на работу вечно». Это решение требовалось утвердить в Петербурге. А там начались проволочки. Евдокию вытребовали в столицу, где она отказалась от своих показаний, полученных под пыткой.

    Дело Ганнибала переходило от одной инстанции к другой. У него росли дети от второй жены. Они считались незаконными, как и сам второй брак, поскольку Абрам не был разведён с первой женой. Помогла сама Евдокия. В Петербурге она снова согрешила. На этот раз с подмастерьем Абумовым. И родила от него ребёнка. Делать нечего – Евдокия покаялась и в этом грехе, и во всех предыдущих. Вроде бы можно было дать развод. Но дело тянулось ещё семь лет.

    Ганнибал женился во второй раз в 1736 году. И только в 1753-м получил развод с первой женой. 17 лет он ходил в двоеженцах. За что на него наложили епитимью и присудили штраф. Не слишком строгое наказание. А Евдокию отправили в Староладожский монастырь, где она и умерла.

    Комендантский дом в Таллине, где в 1742-1752 жил Ганнибал. Коллаж HistoryLost.ru. Фото wikimedia.org

    Мы, пожалуй, не будем строго судить Ганнибала. Пытать жену, конечно, жестоко, но без этого не было бы второго брака. И не было бы Александра Сергеевича Пушкина.

    Подготовила Лариса КОМРАКОВА

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info


  • Новости партнеров:

  • Ниармедик (мобильный)

  • Свежий выпускАрхив
    № 04 (411) 04.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • КПРФ
    Лесок
    Хозрасчетная поликлиника
  • Ниармедик (мобильный)
    ГК Прокс
    Зеленый сад 350х280
  • АвтоЕще

    Тема трансмиссий в автомобилестроении представляет собой значительное теоретическое и практическое значение