Не стало ещё одного «Песняра»!
Во вторник, 13 апреля, навсегда покинул нас известный музыкант, солист легендарного вокально-инструментального ансамбля «Песняры» Леонид Борткевич
Казалось бы, совсем недавно, в мае 2019 г. отмечался его 70-летний юбилей. «Областная Рязанская Газета» тоже не обошла стороной это знаменательное событие». А ещё ближе – в конце 2020-го Борис Корчевников беседовал с ним в одной из своих передач цикла «Судьба человека» на телеканале «Россия-1». И Леонид вроде бы был в добром здравии, выглядел бодро, и ничто не предвещало беды…
Личность певца настолько популярна, что не имеет смысла приводить даже вкратце его биографию. Наше издание также неоднократно публиковало о нём материалы посредством «пера вашего покорного слуги». Поэтому, наверное, отдавая долг памяти, настало время, привести некоторые малоизвестные подробности творческого пути незаурядного вокалиста и историю моих личных с ним контактов.
…Молодого минского архитектора Борткевича в набиравший славу ВИА «Лявоны» пригласил петь его основатель и многолетний руководитель Владимир Мулявин. Случилось это в далёком теперь уже 1970 году. Чиновники Министерства культуры БССР настоятельно рекомендовали тогда, выражаясь современным языком, провести ребрендинг, то есть сменить название группы на более, с их точки зрения, благозвучное. И «Лявоны» стали «Песнярами», по-русски – «сказителями». Так позиционировали себя классики национальной белорусской литературы Янка Купала (Иван Луцевич) и Якуб Колас (Константин Мицкевич). Ведь Мулявин и его команда к тому времени уже имели в своём репертуаре несколько песен на их стихи. А вообще-то, по сути, прежнее наименование больше подходило к коллективу, в котором собрались усатые молодцы с колоритной белорусской внешностью. Дело в том, что до прихода Борткевича в составе уже был один Леонид – бас-гитарист Тышко. А Леонид на белорусском – как раз Лявон! Тем паче, что бывший архитектор был «Лёней в квадрате» – Леонид Леонидович!
С лёгкой руки Владимира Георгиевича нового солиста стали называть не Лёней, а Лёшей. Наверно, во избежание путаницы, потому как Лёней № 1 являлся Тышко. Может, вовсе неслучайно, Борткевич назвал двух своих сыновей от разных жён Алексеями?
Впервые я увидел «Песняров» на телеэкране именно в 1970 году во время их выступления на одном из концертов. Честно скажу, что не очень-то они меня тогда впечатлили. Наверно, всё-таки из-за экзотической внешности и манеры исполнения народных белорусских песен. Как-то это было непривычно видеть, ведь в основном советские телезрители и почитатели эстрадной музыки были взращены на более академичных сценических образах.
Всё перевернула одна-единственная песня. Владимир Мулявин написал её специально для Леонида Борткевича, под его вокальные особенности. Это «Александрына» (женское имя) на стихи народного поэта Белоруссии, академика Петруся Бровки. Впервые она прозвучала на концерте в честь юбилея литератора и после этого приобрела небывалый успех! Начиная с 1971 г. я регулярно стал посещать футбольные матчи рязанского «Спартака» на одноимённом стадионе. Видимо, весьма продвинутый звукорежиссёр до, в перерыве и после каждой игры в числе других самых современных, на тот момент, эстрадных песен заводил и «Александрыну». Как-то незаметно именно она запала мне в душу. Летом 1972 года, в каникулы, я ехал в поезде дальнего следования отдыхать на один из украинских курортов. И хотя состав двигался не по белорусской территории, тем не менее, по внутренней радиотрансляции «Песняры» исполняли «Александрыну»! А за окном проплывали колоритные украинские пейзажи с белёными хатами, и всё это в своей совокупности создавало небывалый романтизм! Короче, с той поры я стал горячим поклонником «Песняров», в особенности – Леонида Борткевича. В период, когда я уже был старшеклассником, мне очень нравилась одна девочка, Лена, недавно перешедшая учиться в нашу школу. Да и жили мы с ней практически на одной улице. Симпатичные черты лица, каштановые волосы, стройная фигурка, точёные ножки дополняли её своеобразный стиль в одежде и увлечение современной музыкой. А уж в Борткевича она была просто влюблена – как и миллионы поклонниц на просторах необъятного Советского Союза. Даже написала на парте его имя и нарисовала портрет! Чтобы добиться её расположения, я мечтал оказаться на его месте, или хотя бы быть похожим на него, поэтому, наверное, неосознанно стал ему подражать. Пытался носить похожую причёску и отпустить такие же усы. Но, как это часто бывает, не сложилось у нас с ней. По окончании школы Лена уехала в Москву и якобы вышла там замуж за священнослужителя. С тех пор о ней ничего неизвестно.
В те безмятежные годы я даже совершенно представить себе не мог, что мне когда-нибудь предстоит лично общаться с «Песнярами», а тем более – делать с ними интервью и писать про них в газетах! И вот, после длительного перерыва, связанного с перестройкой и последовавшим за ней распадом СССР, в Рязань 11 февраля 2002 г. приехал ВИА «Песняры» во главе с великим Мулявиным! В зале филармонии был полный аншлаг, даже не хватало приставных мест, и дошло до того, что некоторые зрители умудрились расположиться на ступеньках между проходами амфитеатра! По окончании концерта я проник в гримёрную, и впервые в своей жизни воочию познакомился с музыкантами ансамбля, взяв у них автографы. Леонид Борткевич сидел тогда на диванчике скромно и ничем не выделялся. В тот раз я написал в одной из рязанских газет свою первую статью об их деятельности. Она дала старт ряду последующих подобных публикаций.
В дальнейшем, вскоре после смерти Владимира Мулявина в 2003 г., Борткевич сам стал руководителем одного из составов, увы, разделившихся «Песняров». 11 ноября 2005 г. они выступали в том же концертном зале Рязанской филармонии. После концерта и интервью Леонид Леонидович подарил мне «Золотой» диск ВИА «Песняры», и он у меня до сего времени хранится как драгоценная реликвия по принципу: «Подальше положишь – поближе возьмёшь!»
10 января 2012 г. «Песняры» Борткевича давали программу в Рязанском цирке. Это выступление также вызвало небывалый ажиотаж. По окончании мэтр выглядел сильно уставшим, тем не менее, не отказал в интервью и совместном фотографировании. Кроме того, подписал мне книгу за своим авторством – «”Песняры” и Ольга», написанную им, когда он в 90-е ещё жил в США со своей второй женой, знаменитой гимнасткой, олимпийской чемпионкой Ольгой Корбут.
25 декабря того же года, в самый холодный вечер, выдавшийся той зимой, когда морозы на Рязанщине готовы были пересечь отметку в минус 30 градусов, во время гастрольного турне по нашему региону Борткевич сотоварищи, отработав концерт в р. п. Шилово, прибыли в одно из кафе, где отмечался юбилей известной рязанской певицы Светланы Ягодиной. Белорусы специально приехали поздравить юбиляршу. Автору этих строк по приглашению «виновницы торжества», наряду с другими рязанскими музыкантами посчастливилось присоединиться к поздравлениям, а также не только в качестве одного из подарков исполнить песню, но и во время праздничного застолья спеть вместе с «Песнярами» и их руководителем.
…Хоронили 16 апреля Леонида Борткевича с почестями, вполне приличествующими мастеру такого уровня, под музыку военного оркестра, на Восточном кладбище Минска – там, где упокоены открывший в своё время его талант легендарный Владимир Мулявин, а также Петрусь Бровка – автор текста бессмертной «Александрыны»!
Дорогой Леонид Леонидович, ты теперь навечно вместе с теми, кто дал тебе путёвку в волшебный и сказочный мир «Песняров». Твои песни будут помнить ещё многие поколения.
Игорь Филатов
Фото из личного архива автора