Среда, 24 апреля 2024
Курс ЦБ
$  92.51
 98.91
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • История с географией

    Знак центра

    20 лет назад определён географический центр Рязанской области. «Юбилей» он мог бы отпраздновать в сентябре 2022 года.

    Географический центр Рязанской области расположен в селе Лунино Шиловского района и представляет собою одну из самых «молодых» достопримечательностей нашего края. Все эти годы он позиционируется как туристический объект. Однако вот уже второй раз автор этих строк навещает «пуп земли Рязанской» – и, увы, не застаёт там ни туристического ажиотажа, ни возможностей его принять, буде таковой случится. Но обо всём по порядку.

    Географический центр – объект условный, определяемый людьми. Традиция и методика его «вычисления» существует с конца XIX века, когда начали искать центр Европы. Обычно географический центр высчитывают как точку пересечения (так называемый центроид) отрезков, соединяющих крайние точки некоей территории: север, юг, запад и восток. Точка «встречи» этих векторов проецируется на карту. Самый близкий к ней населённый пункт получает гордое название географического центра. Если зона ненаселённая, обходятся без города или деревни – стела или любой иной знак, обозначающий местоположение географического центра, возводится прямо на лоне природы.

    В России европейская традиция определения географического центра привилась с 1992 году. В советскую эпоху ничем подобным не интересовались, видимо. А вот в новой России поиск центра любой административно-территориальной единицы, от всей страны до отдельно взятого города пошёл на ура. Возможно, потому, что он успешно вписывается в концепцию патриотизма, гордости за малую родину, знания её истории – и географии.

    Насколько известно, первым был вычислен географический центр России, оказавшийся в Красноярском крае. Вслед за ним географические центры стали обнаруживать у себя всё города и края. До Рязани эта мода дошла в начале нового тысячелетия. Первым, с помощью товарищей из Мюнстера, чью делегацию деятелей культуры принимали в 2002 году, был высчитан географический центр города Рязани. Он находится на перекрёстке улиц Гагарина и 4-й линии. Здесь установлен камень с табличкой. Правда, этот знак внимания к себе не привлекает, и я, живя напротив него, ни разу не видела, чтобы там проводились хоть какие-то официальные детские или «взрослые» мероприятия. И, наверное, только на пятнадцатый год стояния камня с табличкой в крохотном импровизированном скверике близ моего дома узнала, что под ним закопана капсула с землёй из географического центра Мюнстера. А в городе-побратиме Мюнстере была «захоронена» капсула рязанской земли.

    Параллельно с этим фактом шесть лет назад я выяснила, что установление географических центров Рязани и области инициировали педагоги и учащиеся Рязанского свободного лицея. Обмен капсулами с землёй между Мюнстером и Рязанью красиво назвали «акция «Связанные землёй». Судя по всему, изначальная идея установить центр города исходила от немецких гостей. А вслед за городским решили вычислить и областной географический центр. Она уже была исконно рязанская, принадлежала краеведу Арсену Бабурину и учителю географии Михаилу Шляку. Юношество заинтересовалось. Замеры по школьной карте и вычисления по ним произвели сами ученики – пересечение линий между крайними точками области оказалось в 80 километрах от Рязани, в Шиловском районе, близ Оки. Географически правильные координаты – 54º19´ северной широты 40º40´ восточной долготы. Именно эта точка находится на территории древнего села Лунино.

    25 сентября 2002 года, в ходе празднования 65-летия Рязанской области, ученики Свободного лицея и их учителя отправились в Лунино с экспедицией и установили посреди села камень с обозначением «Центр Рязанской области». Камень был не простой, а поэтический – вывезенный с родины Сергея Есенина, из «рыбновского» Константинова. Уточняю потому, что по соседству расположено ещё одно село Константиново – «шиловское».

    дом Луниных и центр Рязанской области

    Камень в Лунине пребывает по сей день. Его достаточно просто найти во дворе усадьбы Луниных, о которых речь пойдёт дальше. Валун лежит на специальном газоне, оформленном как компас. Поодаль, на высоком обрыве, с которого открывается красивый вид на Оку, застыли символические атрибуты географов: изваянный из мрамора компас и железный секстант тоже на мраморном постаменте. Такую вот «метафору» дальних путешествий я застала летом 2016 года, когда впервые решила воочию увидеть географический центр Рязанщины. И тогда же прочитала в рязанской прессе, что когда-то рядом с гранитными приборами стоял и настоящий штурвал, которым можно было «рулить», воображая с высоты берега, что плывёшь в неизведанные страны. По тем данным, штурвал был установлен студентами-волонтёрами из Франции и Италии, которые как раз-таки совершили не воображаемое, а настоящее путешествие, и стояли лагерем в Лунине. Говорят, это они оборудовали над Окой «географическую площадку». И ещё, согласно журналистским сведениям, в 2003 году, в честь 225-летия Рязанской губернии, юные географы-краеведы вместе с учителями совершили второй поход в Лунино и в географическом центре области воздвигли столб с указанием расстояний до крупнейших городов мира.

    К 70-летию Рязанской области (в 2007 году) Рязанский Свободный лицей даже подал мысль устроить в Лунине Музей центра Рязанской области. Но об этом я нашла единичное упоминание именно в таком контексте: было, мол, предложено. Не то что музей не возник – даже и речи о нём больше не заходило. Видимо, предложение не прошло, а жаль.

    Увы – ни штурвала, ни «верстового столба» в Лунине не было уже шесть лет назад. Турист, явившийся в Лунино «диким» образом, как я (а иного всё ещё не дано), увидит между компасом и секстантом только изогнутую металлическую трубу – остатки былой роскоши. Куда они делись – о том в газетах не писали. Неподалёку от камня-пупа установлены тоже мраморные солнечные часы. Так вот, у них неизвестно куда пропала стрелка. Летом 2016 года её роль исполняла обыкновенная палочка. В этом году уже и палочки не осталось.

    Компас, секстант и остатки штурвала

    Можно было бы спросить местных обо всех этих мелких загадках географического центра. Но в летний выходной день в заповедных местах никого не встретишь – ни здешних жителей, ни приезжих… Никакого сравнения ни с одним перегоном, допустим, «Европа – Азия», где мне доводилось бывать (в Оренбурге и Екатеринбурге). Там постоянно толкутся туристы, доказывая живым примером, что географический объект может быть интересен так же, как природное диво или познавательный мемориал. Довольно странно, что географический центр Рязанской области и его окрестности, места по-своему замечательные, так мало посещаемы.

    На первый взгляд, географический центр Рязанской области находится в местах, которые, так сказать, «проигрывают» по степени известности двум объектам, прославившим Рязанщину на весь мир: Старой Рязани, уничтоженной Батыем, и Константинову, где родился знаменитый поэт. Но такой взгляд будет непросвещённым.

    Село Лунино идиллически красиво и являлось исторически интересной территорией задолго до того, как в нём «нашёлся» центр Рязанской области. Оно называется по фамилии владельцев, чей усадебный дом сохранился до сих пор. Сейчас барский дом – Лунинская общеобразовательная школа – филиал Мосоловской среднеобразовательной школы, указано на вывески.

    Это имение дворян Луниных. В старой России существовало два аристократических рода, носивших эту фамилию, но не состоявших меж собою в родстве. «Наши» Лунины происходят от Лукьяна Даниловича Луни, прибывшего из Польши к великому князю Ивану Васильевичу (Ивану III) в конце XV века. Судя по тому, что в гербе Луниных изображён вертикальный меч с переломленным эфесом, род подарил России много знатных воителей.

    Из этих Луниных наиболее «на слуху» Михаил Сергеевич Лунин (1787-1845 гг.), отличный воин на поле брани, а в мирной жизни – задира и дуэлянт. Его персоне посвящена мемориальная доска на усадебном доме (см. фото): «В этом доме жил георгиевский кавалер, участник Бородинского сражения 1812 года Михаил Сергеевич Лунин». Доска… не раскрывает всей полноты информации. На ней нет портрета Михаила Сергеевича, а его прижизненных изображений (например, с литографии художника П.Соколова 1822 года, за три года до Сенатской площади) сохранилось достаточно.

    И о Лунине не сказано главного: остался он в истории не тем, что воевал с французами в наполеоновской кампании (хотя воевал храбро!), а тем, что он был декабристом. Что воспел Александр Пушкин в «Евгении Онегине». Как мы знаем, поэт был близок кругу заговорщиков. Потому он описал типичные «посиделки» декабристов со знанием вопроса:

    Витийством резким знамениты,

    Сбирались члены сей семьи

    У беспокойного Никиты,

    У осторожного Ильи.

    Друг Марса, Вакха и Венеры,

    Им резко Лунин предлагал

    Свои решительные меры

    И вдохновенно бормотал.

    Тут имеется в виду не кто иной, как Михаил Сергеевич Лунин. Собственно в марше на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года Михаил Лунин не участвовал – был на службе в Польше адъютантом великого князя Константина Павловича, главнокомандующего войсками Варшавского военного округа. Возможно, это была его попытка «успешно социализироваться», как сказали бы сейчас. Ибо с 1816 года Михаил Лунин был участником попеременно всех русских тайных обществ, существовавших на ту пору, и порывал с ними из-за недостаточно решительных, по его мнению, действий заговорщиков. Сам он предлагал простой и ясный способ захватить власть в стране: убить царя на большой дороге («решительные меры»). Возможно, воинский дух предков покоя ему не давал… В 1816 году Лунин построил план цареубийства, но в жизнь его, как знают последующие поколения, не воплотил. Но 10 лет спустя, во время следствия по делу декабристов, его схватили (последним из арестованных по этому громкому процессу) и бросили в Петропавловскую крепость. Лунин не отрёкся от собственной идеи цареубийства и не выдал никого из заговорщиков, поэтому вместе с непосредственными участниками восстания был сослан в Сибирь и умер на Акатуйском руднике. Ходили слухи, будто его там отравили.

    К слову, много ли живал в этом имении Михаил Лунин, неизвестно. Родился он в Санкт-Петербурге, превратности военной службы носили его далеко от рязанских угодий, планы освобождения России строил тоже в столице… Но краткий период с 1817 по 1819 год Михаил Лунин по смерти отца значился владельцем нескольких сёл, в том числе Богородицкое (так тогда называлось Лунино). А затем переписал всё имущество на двоюродного брата. А позже оказался в Сибири и уже никогда не увидел усадьбы над Окой.

    Село Богородицкое-Лунино связано с именем многих ярких представителей рода Луниных, не только воителя-декабриста. Например, дед Михаила Сергеевича Михаил Киприанович Лунин, умерший в 1776 году, был президентом вотчинной коллегии – нечто вроде старинной регистрационной палаты, занимавшейся земельными вопросами, и регистрацией поместий и вотчин. Именно на его средства (и, вероятно, по его вкусу) возведена в 1769 году красивейшая Богородицкая церковь, как гласит табличка на фасаде её колокольни. Точные линии храма до сих пор сохраняют очертания стиля барокко.

    Богородицкая церковь села Лунино

    Или церкви посчастливилось уцелеть в эпоху повального сноса и дожить до наших дней в практически первозданном виде, или её очень тщательно восстановили. Церковь действующая, но службы ведутся по графику, а не постоянно.

    Лунинская школа, расположенная сегодня в барском доме, одна из старейших в Рязанской губернии. Её открыл в 1858 году на свои деньги местный священник Матвей Остроумов. Разумеется, не в барском доме, а в какой-то избушке возле храма. Школа была специально для детей крепостных из сёл Богородицкое и Пустое Поле. «Курс наук» занимал четыре года, грамоту и арифметику преподавал светский учитель, а Закон Божий – батюшка. Перед революцией 1917 года двум учителям уже платили жалованье из казны, а учеников было много – более 60 мальчиков и порядка 40 девочек. Женское обучение – в принципе редкость для тогдашних деревень.

    В усадьбе Луниных школа обосновалась в 1928 году. Её стали называть «школой крестьянской молодёжи». После школьной реформы 30-х годов учебное заведение стало семилетним. А в годы Великой Отечественной войны – средней: в Лунино эвакуировали педагогов из Москвы и Ленинграда, и они установили достаточно высокий уровень обучения. Да и школа расширилась: было несколько классов, в каждом около 40 учеников.

    Здание школы, то есть усадьбы, в 1974 году объявили архитектурным памятником. Несмотря на все перипетии, оно всё ещё смотрится торжественно: в классическом стиле, с балконом, глядящим на храм. Пожалуй, здесь, в Лунине, действительно необходим музей. В понятие «Музей центра Рязанской области» можно уместить всё – верную службу Луниных царю и Отечеству, цареубийственные планы Михаила Лунина, подвижничество священника, основавшего школу, Героя Советского Союза Ивана Ивановича Ванина, здешнего уроженца, ну, и географический центр Рязанской области с историей его открытия.

    А совсем неподалёку от Лунина находится место, способное претендовать на звание духовного центра не только Рязанской области, но и всей православной России. Верующие называют его – село Срезнево – пятым уделом Пресвятой Богородицы. Удел Пресвятой Богородицы – земля, находящаяся под её особым покровительством. Православная церковь признала четыре земных удела Божьей Матери: Новый Афон в Абхазии, Святая Гора Афон, Киево-Печерская лавра и Дивеево. Насчёт пятого удела возможны разночтения. Так громко зовут порой разные конечные точки паломнических поездок. Но православные почитают село Срезнево. В его храме в честь Казанской Божьей Матери находится образ Богородицы «Споручница грешных», который считают чудотворным.

    храм в честь Казанской Божьей Матери

    В народе рассказывают о спасённых жизнях, исцелении больных и прочих чудесах в этом селе, которые иначе как милостью Богородицы не объясняются. Говорят, что чудотворную икону принёс в церковь святой старец. Но в этот мой приезд храм был закрыт, и к священной реликвии приложиться не удалось.

    А ещё Срезнево – родовое имение знаменитого филолога-слависта, этнографа и палеографа (специалиста по древним текстам) Измаила Ивановича Срезневского , что делает его духовным центром для людей науки. Правда, Измаил Иванович в Срезневе не родился и не жил, большая часть его жизни прошла в Харькове – но у отца учёного, тоже профессора, были рязанские корни. Видимо, они и призвали Измаила Ивановича сюда в конце жизни. Он завещал себя похоронить в Срезневе. Могила его недалеко от Казанской церкви. На ней установлен чёрный мраморный крест со словами «Да будет воля твоя».

    Ну, правда, непосвящённый турист или паломник на пути к Срезневу рискует заблудиться: указатель на дороге есть, а знака, что началось именно это село, со стороны Лунина не заметно. Что прибыл в пункт назначения, понимаешь, когда оказываешься перед белым особнячком с вывеской «Музей академика Измаила Ивановича Срезневского».

    В Срезневе было немного больше «жизни», мне удалось встретить компанию ребят, которые показали спуск к Оке (от села он очень крутой, на машине ехать не советую, лучше достичь реки сбоку, кружным путём через поле). На Оке мы встретили речников, которые обслуживают фарватер – устанавливают бакены, расчищают русло и производят прочие манипуляции, непонятные «сухопутным». Когда-то здесь был причал «Срезнево». Теперь системы пассажирской речной связи с такими малыми сёлами и городками нет, но «пункт обслуживания» живёт и действует. Объект это не экскурсионный и не подлежащий фотографированию. Зато речники рассказали, что музей Срезневского в селе работает, но на посещение и экскурсии надо записываться по телефону. Это, видимо, свидетельствует, что музей посещают не очень часто. С другой стороны, будь он открыт постоянно, может, больше народу стремилось бы в Срезнево в выходные…

    Резюмирую: за шесть лет в географическом центре Рязанской области ничего не изменилось в сторону развития внутреннего туризма, хотя, казалось бы, во всех регионах это теперь одна из первейших стратегий. Очень жаль. На Рязанщине много мест, куда стоит устраивать «экскурсии выходного дня» – и не обязательно организованные, но и спонтанные: решил и приехал. Идеально, когда всякий желающий может самостоятельно объехать такие вот памятные места, получив при самой «дилетантской» поездке максимум информации. В мире и в России давно уже в ходе интерактивные стенды с куар-кодами, аудиогиды и пр. Но в Рязани большинство достопримечательностей ими не оснащено.

    Елена САФРОНОВА

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Лесок

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Хозрасчетная поликлиника
    КПРФ
    Лесок
  • Ниармедик (мобильный)
    Зеленый сад 350х280
    ГК Прокс
  • АвтоЕще

    С 25 мая планируется установка дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств на следующих участках улично-дорожной сети города Рязани: