Вторник, 23 апреля 2024
Курс ЦБ
$  93.29
 99.56
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Тарантино не помог: в рязанском райцентре не могут расселить «дом Пастернака» (+2 видео)

    Опубликовано: 26.11.2022 в 16:52

    Категории: Культура,Новости

    Тэги:

    Интереснейшую историю об одной из достопримечательностей Касимова рассказал Телеграмм-канал «Говорит неМосква».

    В этом старинном красивом городе на улице Либкнехта разваливается дом, в котором в 1920 году у своего дяди, врача Иосифа Кауфмана, спасался от голода в Гражданскую войну будущий Нобелевский лауреат Борис Пастернак.

    Так вот муниципалитет не может отремонтировать этот дом, пока он не обретет статус нежилого помещения. Но!..

    Нынешнему собственнику доли жилплощади в этом доме не нравятся условия переезда. Кассационный суд по делу о выселении семьи из «дома доктора Живаго» в Касимове пройдет в Москве, пишет интернет-газета «Вид сбоку».

    «Лиду и Бориса решили отправить в Касимов к дяде Осипу Исидоровичу Кауфману, чтобы помочь ему с огородом и привезти картошки и овощей. Он по-прежнему работал в Касимове врачом, но ввиду голодного времени они с женой развели домашнее хозяйство с расчётом поделиться с Пастернаками. Лида поехала раньше с командировкой от Луначарского для собирания фольклора, иначе нельзя было попасть на поезд. Борис, у которого от истощения развился сильнейший и мучительный фурункулёз, попал туда позже. Они, как могли, помогали на огороде, копали и сушили картошку, солили огурцы» (из воспоминаний первой жены Пастернака и сына Евгения).

    Есть мнение, что именно Касимов стал прообразом провинциального города Юрятина в «Докторе Живаго», а дядя Бориса Пастернака Иосиф Кауфман – прототипом главного героя.

    В начале нулевых темой «касимовского лета» в жизни Пастернака занималась исследовательская группа, в состав которой вошла научный сотрудник Касимовского историко-краеведческого музея Галина Семиченко. Она изучала личность Кауфмана.

    «Осип Кауфман с 1914 года работал в Касимовской земской больнице, которую местные жители называли «Красной» – по цвету кирпича. Его звали Иосиф Исидорович, но касимовцы переиначили имя на русский лад, и все в городе знали его как Осипа Сидоровича. В 20-х годах Кауфман с женой Варварой жили на Малой Мещанской улице (современный адрес: Либкнехта, 11), в двухэтажном доме с балконом, увитым виноградной лозой. По воспоминаниям современников, Кауфман был из тех врачей, которые, кажется, исчезли в стране после революции: среди ночи, в любую погоду мчался к заболевшему, даже если знал, что тот не сможет заплатить ни копейки. Был интеллигентным, строгим к себе и начинающим врачам, которые приходили к нему набираться опыта, и профессионалом в своем деле», – так охарактеризовала его научный сотрудник.

    В пользу версии о том, что дядя стал прообразом Юрия Живаго, она привела следующие доводы:

    «Не исключено, что касимовские и рязанские впечатления поэта в какой-то мере отразились и в знаменитом романе «Доктор Живаго. Во-первых, сама фамилия Живаго – рязанского происхождения (до сих пор в Рязани есть «Банк Живаго»), и семейство Пастернаков было знакомо с выходцами из этого известного рода. Во-вторых, описание в романе города Юрятина очень напоминает вид Касимова: «Он ярусами лепился на возвышенности»».

    Семиченко увидела много схожих черт в характерах героя романа и земляка Кауфмана.

    О творчестве Бориса Пастернака в «касимовское лето» известно немного. Однако местные краеведы считают, что в этот период Пастернак несколько раз ездил из Касимова в Рязань, где встречался с поэтами и читал им свои стихи. Через год рязанское отделение Всероссийского союза поэтов выпустило сборник «Киноварь», куда вошли шесть стихотворных набросков Пастернака.

    В наши дни «дом Пастернака» обветшал, в 2017 году наполовину сгорел. Касимовские общественники, не дождавшись конкретных действий по восстановлению дома от властей, обратились к американскому режиссеру Квентину Тарантино – почитателю таланта писателя.

    Они попросили его помочь с реставрацией для дальнейшего размещения в двухэтажном здании музея:

    «Уважаемый мистер Тарантино, мы знаем вашу любовь к русской литературе, знаем, что с Борисом Пастернаком у вас особая духовная связь – мы видели фотографии, на которых Вы посещали его могилу. Мы хотим сохранить ту частичку дореволюционной России, которая была дорога Борису Пастернаку. Мы хотим превратить этот дом в музей. Нам стыдно обращаться за помощью к вам, американскому режиссёру, но местные власти не оставили нам выбора. Все наши обращения остались безрезультатными, чиновники разводят руками, говоря, что нет средств на реконструкцию…»

    Увы, на обращение, записанное 10 февраля 2022 года, автор «Криминального чтива» пока не ответил.

    Касимовская мэрия не вправе распоряжаться зданием, поскольку дом признан аварийным, но жилым. Все жильцы муниципальных квартир получили другие и съехали. Квартира, которая находится в долевой собственности шести членов семьи, стала предметом судебных разбирательств.

    В марте этого года Касимовский районный суд обязал мэрию выделить семье две квартиры в одном из микрорайонов Касимова, а это жилье изъять и передать на баланс муниципалитета. Один из собственников Валерий Калинин оспорил это решение в областном суде, так как не собирается жить под одной крышей с бывшей супругой. Он потребовал денежную компенсацию. В августе облсуд встал на сторону истца и вернул дело в первую судебную инстанцию, однако с этим решением не согласилась мэрия. Кассационная жалоба Касимовских властей будет рассматриваться в Москве.

    «В случае решения суда в пользу администрации, здание будет принято в муниципальную собственность. Одним из перспективных вариантов, который рассматривается, это передача дома в аренду на льготных условиях – 1 рубль за квадратный метр на 49 лет», – говорится в заметке рязанской газеты «Вид сбоку» со ссылкой на ответ мэрии.

    Справка

    Программа «1 рубль за 1 квадратный метр» появилась в Москве в 2012 году. Арендатор берет на себя обязательства за пять лет подготовить проект и восстановить ценный в культурном отношении объект, а затем получает его в аренду, платя по рублю за «квадрат» в год.

    Надежда на восстановление «Дома Пастернака» в Касимове есть – об этом корреспонденту «Говорит НеМосква» сообщил депутат Касимовской городской Думы Дмитрий Детинов.

    – Знаю, что в мэрии уже лежит несколько коммерческих предложений по дальнейшему использованию этого здания. Ещё ко мне подходили люди, которые зарекомендовали себя хорошо в плане обращения с историческими объектами. Беда в том, что низ дома каменный, верх деревянный, и он выгорел. Второй этаж придется полностью реконструировать. Пока не решится вопрос с собственниками квартиры, ничего сделать невозможно, но можно надеяться на это в дальнейшем. Шансы есть, – пояснил он.

    Касимов в своих письмах родственникам Борис Пастернак называл «Русским Марбургом» – за некоторое рельефное сходство с немецким городом, где учился в университете. Этот райцентр Рязанской области с 2015 года входит в перечень исторических поселений федерального значения. С середины 15 века здесь было образовано татарское ханство, что привело к переплетению татарской и русской культур. Наряду с архитектурными достопримечательностями 18-19 веков, построенными в русском стиле, в Касимове сохранились памятники 15-17 веков: ханская мечеть, минарет, усыпальницы Шах-Али хана и Афган-Мухаммед султана. В ноябре 2020 года город потерял свою «визитную карточку» – памятник федерального значения Дом Барковых. Деревянная часть строения сгорела, оставшуюся часть до сих пор не законсервировали.

    «Нет, не я вам печаль причинил.

    Я не стоил забвения родины.

    Это солнце горело на каплях чернил,

    Как в кистях запыленной смородины».

    («Послесловие». «Сестра моя – жизнь»)

    В конце лета 1920 Борис Пастернак с сестрой вернулись в Москву. Собранные в Касимове овощи должны были помочь пережить очередную голодную осень. Лирические стихотворения, написанные Пастернаком в революционный период, вошли в книгу «Сестра моя – жизнь». Вместе с публикацией книги в 1922 году к писателю пришла известность. Одобрительные отзывы о книге оставили Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Валерий Брюсов.

    Сам же Пастернак о сборнике отзывался критически – как и о многом другом, написанном до начала 1940-х: «Слух у меня был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившими вокруг».

    Роман «Доктор Живаго», где касимовцы угадывают и свой город, и земляка Иосифа Кауфмана, Пастернак писал с 1945 до 1955. А в 1957 стал вторым, после Ивана Бунина, писателем из России – Нобелевским лауреатом.

    «Метель лепила на стекле

    Кружки и стрелы.

    Свеча горела на столе,

    Свеча горела.

    На озарённый потолок

    Ложились тени,

    Скрещенья рук, скрещенья ног,

    Судьбы скрещенья»

    («Зимняя ночь», «Доктор Живаго»).

    Больше фотографий и простор для комментариев на нашей странице ВКонтакте.

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Ниармедик (мобильный)

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Хозрасчетная поликлиника
    КПРФ
    Лесок
  • ГК Прокс
    Зеленый сад 350х280
    Ниармедик (мобильный)
  • АвтоЕще

    Преамбула: «Президент России, Верховный главнокомандующий ВС РФ Владимир Путин пообещал обеспечить военнослужащих с инвалидностью машинами с ручным управлением».