Николай Кириллов: страницы со смыслом жизни
Сегодня мы решили поговорить о жизни, судьбе, любви и журналистике с главным редактором общественно-политического издания «Областная Рязанская Газета» Николаем Кирилловым
Журналистика – одна из важнейших сфер современной жизни, без которой уже нельзя представить сегодняшний мир. СМИ – четвёртая власть. Власть реальная. И это не голословное утверждение, а опыт многих и многих журналистов. От того, что и как они напишут, как преподнесут и расскажут – может измениться абсолютно всё. Читая ту или иную газету, можно понять, что волнует главного редактора издания, какие у него принципы, какое отношение к людям и власти. Но за шелестом страниц остаётся неизвестна его судьба.
– Николай Семёнович, всё начинается с детства – это уже прописная истина и в какой-то степени шаблон. Но, тем не менее, это именно так. А какое детство было у вас?
– У меня было очень счастливое детство. Я родился в День любви, семьи и верности – 8 июля 1961 года. Из роддома на машине «Победа» забирал меня мой дедушка Николай Петрович Кириллов. Я рос счастливым, потому что рядом со мной находились близкие люди: дед Николай Петрович Кириллов, бабушка Надежда Михайловна, мама Ия Николаевна, папа Семён Гаврилович Локшин.
В пять лет мама решила отдать меня учиться играть на скрипке. Перед поступлением в музыкальную школу отвезла на прослушивание к директору Рязанского музыкального училища, известному скрипачу и педагогу Роману Алексеевичу Комаровичу, который и определил, что я обладатель абсолютного слуха. У него я и занимался два года. Спустя некоторое время маме показалось, что у меня, возможно, от «скрипичной стойки» одно плечо становится выше другого, поэтому она, напрасно перепугавшись, сразу забрала меня со скрипки и перевела в класс фортепиано. Печаль. Скрипку и скрипичную музыку люблю до сих пор особенно. Хотя позже в спектакле Рязанского ТЮЗа «Любовь, джаз и чёрт» я всё же исполнял на скрипке несложную тему.
На фортепиано я перешёл легко, без каких-либо усилий. Игрой на этом инструменте я заслушивался с самого младенчества. Мамина сестра Тамара Николаевна окончила Рязанское музыкальное училище, затем Гнесинку. Когда же я был маленький – меня сажали на кровать, обкладывали подушками, а тётя Тамара занималась на фортепиано. Играла она великолепно. И музыка, как говорится, зашла в меня с пелёнок. Я впитывал в себя, как губка, творения Шопена, Мусоргского, Чайковского, Бетховена и других великих композиторов.
Учился я в обычной музыкальной школе в нашем «полубандитском» районе, в Дашках-военных. Молодёжь района делилась на две части: дети военных и дети рабочих. В общеобразовательную школу и музыкальную, и, разумеется, на улицу, со всеми вытекающими, ходили и те, и другие. Кстати, именно в школе, мы создали первый свой вокально-инструментальный ансамбль и начали выступать.
Музыка прошла через всю мою жизнь и проходит до сих пор.
– Вы работали актёром и музыкантом в Рязанском ТЮЗе, являетесь автором музыки к большому количеству спектаклей театра. Каким образом юноша, студент пединститута, оказался в театре?
– Благодаря музыке. Учась в пединституте на факультете истории и английского языка на первом курсе, мы с друзьями Андреем Ильиным, Виктором Кузьминым, Сергеем Ваньковым создали свою рок-группу «Водопад».
На сегодняшний день это достойные, значимые для Рязани люди. Андрей Ильин известен как автор музыки ко многим произведениям, звучавшим на рязанских сценах, театрах и не только. Участник крупных региональных шоу-программ. Сергей Ваньков – директор Рязанской музыкальной школы № 1. Виктор Кузьмин со своими детьми создал студию «Медиаформат», где взрослые и дети обучаются музыке, танцам, пению. Кстати, моя дочь Маша учится там играть на укулеле (гавайская гитара – прим. автора).
И вот нам, 18-летним мальчишкам, не побоюсь сказать – великий режиссёр ТЮЗа Сергей Константинович Кузьмин предложил написать четыре зонга (песни) и создать музыкальный ряд для спектакля, причём посвящённого XXIV съезду КПСС. В основе сценария – поэма «Казанский университет» Евгения Евтушенко. Мы были настолько вдохновлены, репетировали день и ночь, но сделали основную работу всего за полторы недели. Нас послушали и пригласили на работу в театр.
Моя первая запись в трудовой книжке – актёр Рязанского ТЮЗа. Спектакль «Казанский университет» постоянно собирал аншлаги. Это можно было сравнить, наверное, с тем, что было в то время – с рок-оперой «Юнона и Авось» в столичном Ленкоме. Когда музыканты вживую играют вместе с артистами на сцене театра. Билеты невозможно было достать даже для своих родных.
– И сколько лет вы служили в театре?
– В ТЮЗе я отработал 12 лет. После «Казанского университета» был спектакль «Любовь, джаз и чёрт» по пьесе прибалтийского драматурга Юозаса Грушаса. На тот момент, просто взрывной спектакль о проблемах подростков, о любви как главной ценности, причём с довольно острой подачей. Спектакль «Любовь, джаз и чёрт» мы сдавали целых два года. Чиновники от культуры очень боялись такое показывать зрителю. Пытались запретить. В этом спектакле работал просто потрясающий актёрский состав. Известная киноактриса Ирина Гришина, Светлана Дроздова, Светлана Гузикова, Николай Гравшин, Борис Токарев, Владимир Дикансий и многие другие звёзды. Наконец, после сдачи тюзовцы представили его не только рязанскому зрителю, но поехали на гастроли. Там тоже были полнейшие аншлаги!
Интересно то, что в этот период нам ещё удавалось ходить в институт. График студента был очень плотным: три раза в неделю спектакли плюс репетиции, между этим надо успеть сбегать в Горьковскую библиотеку, подготовиться к семинару, и самое главное – порой ночью, уже после спектакля, выучить английский, потому что иностранный язык всегда спрашивался строго. Но мы учились хорошо, даже на повышенную стипендию в размере 50-ти рублей, и каким-то чудесным образом всё успевали.
За годы моего служения в театре было много постановок. Надо отметить, что при Сергее Константиновиче Кузьмине рязанский ТЮЗ – это прославленный театр. В нём работала целая плеяда замечательных актёров, многие из которых в настоящее время уже, к сожалению, ушли из жизни, но кто-то ещё, слава Богу, жив. Это был уникальный актёрский состав.
– За такую насыщенную театральную жизнь, какой спектакль впечатлил более всего?
– Для меня, кроме двух уже названных, очень много значат два спектакля. Первым, где мне полностью пришлось работать как композитору и потом записывать созданный музыкальный ряд, для меня стал «Золотой ключик», в постановке Сергея Кузьмина. Помните, известную фразу, «для детей надо играть также хорошо, как и для взрослых, только ещё лучше». В этой постановке мне посчастливилось работать с уникальным театральным художником Вячеславом Рубановым. Сейчас он живёт в Швейцарии, автор иллюстраций ко многим книгам. Спектакль получился потрясающий. Весёлый, захватывающий добрый. Главное, что дети-зрители были в восторге.
Замечательным мастером по свету в этом и других работах театра был талантливейший и многогранный мастер Сергей Полупанов. Впоследствии он вместе с нами, то есть рок-группой «Водопад» создал свой театр, и как режиссёр поставил рок-оперу «Сказание о великом граде Рязанском», которая была представлена на 900-летие Рязани. Это была грандиозная постановка. Музыку писал Андрей Ильин, но в этом произведении есть и несколько зонгов, мною написанных. Заглавную роль исполнял великий, на мой взгляд, актёр. Которого сегодня уже нет с нами, Борис Токарев. Удивительный и проникновенный женский вокал демонстрировала Юлия Орлова. Сегодня она преподаватель Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.
Мы выступали на паперти Успенского собора. С нами вместе выступал ансамбль танца Галины Виноградовой из рязанского пединститута. От ТЮЗа до Рязанского кремля нас с музыкальными инструментами везли на военных машинах, потому что сквозь людское море сложно было бы пробраться. И вот я начинаю выступление. У меня первые ноты. Выхожу и вижу тысячи людей: люди сидят на колокольне, на набережной – везде, где только возможно. Такой единый, громадный, дышащий и ждущий океан человеческих глаз. Конечно, нам было не привыкать, но, тем не менее, волнение было огромным. Когда же я услышал, как прозвучали первые ноты, то успокоился. Мы сыграли это произведение так вдохновенно, что даже самим понравилось. А рязанцы были просто в восторге! Такое масштабное представление в Рязани проходило впервые. «Сказание» мы играли регулярно во Дворце Олега Рязанского кремля в течение нескольких лет. Зритель был всегда до слёз растроган этой работой.
– Вы работали во Франции, Норвегии, Польше… Как вам это удалось?
– Начнём с Франции. Так сложилось, что в те годы мне пришлось стать одним из проводников и организаторов побратимства Рязани с городом Брессюиром. В то время была очень развита так называемая народная дипломатия. Любой человек мог написать, например, письмо во Францию и пригласить к себе в гости француза или наоборот, спросить – можно ли к ним приехать? И так было не только с Францией. Благодаря таким выстроенным связям между людьми можно было поехать в Польшу, Норвегию и ряд других европейских стран. К нам приезжали и жили в наших семьях абсолютно разные люди: начиная от мэров, руководителей городов вплоть до простых обычных граждан зарубежных стран.
В Рязань часто приезжали гости из Польши. Связано это, конечно, с тем, что именно на рязанской земле в Селецких военных лагерях в 1943 году началось формирование 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко.
Так вот, возвращаясь к Франции. Мы написали и пригласили французов к нам в гости. Они приехали, познакомились с городом и предложили поучаствовать в международном фестивале. Но поставили условие: им нужны только лучшие артисты, лучшие мастера народного творчества, а ещё – русские космонавты! Мы, естественно, согласились!
В итоге французская делегация отсмотрела детские и взрослые профессиональные коллективы, все театры, рязанский хор и многих, многих других.
Ну а мы связались с Роскосмосом. Поездка была одобрена на высшем уровне, и космонавты тоже поехали. Так из Рязани в Брессюир выехало пять автобусов. В пути были пять дней.
Во Франции нас ждала просто огромная, насыщенная программа на две недели. На этот фестиваль съехалось пол-Европы: участники были из Голландии, Бельгии, Италии, Испании, других стран. Но центром фестиваля являлась русская команда. Жили мы в семьях. Работали на всех площадках города. Каждый день у всех был расписан или концерт, или представление. Выступали артисты ТЮЗа и драматического театра, Рязанский хор и рок-группы, взрослые и детские танцевальные коллективы. Работала ежедневная ярмарка-выставка рязанских художников. Мастеров творчества, продавались русские сувениры. Делались снимки города Брессюир из космоса и раздавались горожанам и гостям.
Вот с этого началось побратимство Рязани с городом Брессюир. Очень хочется надеться, что настанет время, и народная дипломатия снова вернётся в жизнь людей, соединяя дружескими связями граждан разных стран.
– Получив высшее педагогическое образование, вы работали в школе учителем.
– Да, с 1985 по 1998 год работал учителем истории и английского языка, заместителем директора по воспитательной работе в школах № 24, 44, 53 города Рязани. Начинал работать в школе № 24 на улице Весенней учителем истории. Потом перешёл в школу № 44. Там преподавал историю и английский и ещё был заместителем директора по воспитательной работе. У нас были великолепные выпускные вечера. К примеру, на одном последнем звонке выступала даже рок-группа «Водопад».
Прежде чем говорить о себе как учителе, хочу сказать о моих школьных годах. Когда я учился в школе № 22, русский язык и литературу нам преподавала Татьяна Васильевна Архипова – дочь первого директора школы № 22, участника Великой Отечественной войны, заслуженного учителя РСФСР Василия Федотовича Махаринского. Именно Татьяна Васильевна привила нам, таким разным ученикам, любовь к русской литературе. Именно она привела меня в ТЮЗ, потому что при школе был драмкружок. Я ей очень благодарен, она – настоящий Учитель.
Вернёмся теперь к работе в школе. Это был очень интересный период жизни. Мероприятия, которые мы проводили, никогда не были похожи друг на друга. В школе действовал театр под моим руководством. Приезжали иностранные делегации послушать известный, не только в нашей стране школьный ансамбль «Рязанские ложкари».
Но даже те открытые уроки, которые мне удалось проводить по истории, тоже были очень интересными и нестандартными. Так их оценивали профессионалы. Об этом мне постоянно напоминают мои ученики. Когда работаешь в школе – это кажется текучкой. А проходит время, люди начинают вспоминать и рассказывать, что их захватывало и увлекало, на что обращали внимание. И, оказывается, это как-то изменило их жизнь, научило чему-то хорошему. Такого было много.
Были и забавные случаи. Например, ныне известный бизнесмен, мой ученик, с которым мы до сих пор дружим, Алексей Сенин, постоянно вспоминает, что я приходил в школу в клетчатых брюках и с тубусом. Он путает, никакого постоянного тубуса у меня в помине не было. Но при этом в памяти у него отложился такой вот, в чём-то необычный для меня, образ. Класс, в котором учился Алексей, это был мой первый выпуск, где я был классным руководителем. И теперь каждый год наш класс и ещё бывшие ученики других классов школы № 24 собираются дружной компанией. Традиция жива до сих пор. Спасибо Лёше Сенину, так как именно он из года в год организовывает нашу встречу.
К счастью, почти ни у кого из моих учеников этого класса нет печальной судьбы. Хотя школа № 24 одно время считалась так сказать «бандитской», да и на дискотеки в ДК Профсоюзов (ныне – МКЦ) вместе с нашими учениками ходили, в том числе, и довольно смелые ребята, которых в народе потом стали называть бандитами.
90-е годы – время лихое и очень непростое как для системы образования, так и для страны в целом. Учителям задерживали зарплаты надолго. И людям приходилось как-то выживать. Я помню, как мы торговали картошкой вместе с преподавателями рязанской радиоакадемии. Кто-то открывал свои магазины, бары. Я не ушёл в заманчивые бизнес-проекты. Хотя принял участие в открытии магазина, бара в кинотеатре «Юность» и сети аптечных пунктов. Вопросы с «крышей» нас миновали, потому как среди «крышующих» были мои ученики из школ. И, слава Богу. Главное, что это сложное время удалось пережить. А сегодня можно только вспоминать все трудности, «стрелки» и многие другие отчаянные моменты того непростого бытия.
– Вы были актёром ТЮЗа, учителем в школе, как же вы пришли в журналистику?
– Работая и в ТЮЗе, и в школе у меня сложился довольно широкий круг общения. Среди моих знакомых оказался известный рязанский телеведущий Валерий Майоров. Я попал на телевидение, и у меня получалось делать сюжеты. Чуть позже мы с Валерием Майоровым и его командой делали программы. К примеру «Бон-тон», то есть, хороший тон, в которой вместе с заслуженным артистом России Леонидом Митником рассказывали рязанцам анекдоты и правила этикета. Были и другие проекты на субботнем телеканале Валерия Майорова.
Но первая моя проба пера произошла, когда я ещё учился в школе, благодаря известному журналисту, жене поэта Евгения Маркина Галине Петровне Черновой. Познакомил нас мой дедушка Николай Петрович Кириллов. Он работал на рязанском радио, вёл цикл передач «У бивачного костра». Дедушка был военным корреспондентом, публиковался в центральном журнале «За рулём», «Военно-историческом» журнале и в нашей рязанской прессе. Галина Петровна попросила написать меня заметку о ТЮЗе. Я, естественно, написал. Она посмотрела, поправила, и эта заметка вышла в газете «Рязанский комсомолец». Для меня это, можно сказать, явилось серьёзным толчком. Я понял, что мне интересно писать. Дружба с Галиной Петровной продолжалась до самого её ухода в лучший мир.
И когда в 1998 году сложилось так, что ко мне обратился экс-мэр Рязани Валерий Васильевич Рюмин с просьбой написать ряд статей, я не испугался. Хотя задача была довольно непростая и рисковая.
Мне предложили писать о незаконном обороте наркотиков и борьбе с этим злом. Именно тогда я и познакомился с Николаем Никаноровичем Макариковым, который создал и возглавлял в Рязани отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. На сегодняшний день он генерал, заместитель председателя Рязанской областной Думы.
В течение двух лет я работал в составе опергруппы отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и писал статьи для «Вечерней Рязани».
В 1998 году был сильнейший обвал героина на Рязань.
Статьи были очень жёсткие: мы обозначали фамилии, имена, явки, адреса, где могут продаваться наркотики, для того чтобы хоть как-то обезопасить простых граждан и дать им необходимые рекомендации. И писали, естественно, о трагических судьбах молодёжи, родителей наркозависимых, пытаясь спасать людей от белой смерти. Раз в одну-две недели у меня выходила публикация. Это были статьи о реальной жизни молодых людей, с которыми я встречался.
Благодаря этой планомерной двухлетней работе получилось внести значительный вклад в борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Мне приходилось даже снимать с крыши моих учеников, которые хотели покончить жить самоубийством. Было множество трагических, критичных и опасных ситуаций. Героин – не шутка. Героин – страшная вещь. Для некоторых достаточно одного-двух приёмов, чтобы подсесть, и вытаскивать человека весьма трудно, почти невозможно, за редким счастливым исключением. Есть люди, которые выжили после употребления героина, и некоторые из них сегодня работают в наркологических службах.
В конце 90-х было очень жёстко, потому что «герыч» стоил дёшево и был очень сильно распространён. Наша совместная работа с опергруппой и отделом принесла результат. Рязанцы теперь могли спокойно зайти в подъезд и не бояться, что какой-то обдолбанный наркоман вырвет у женщины из ушей серёжки или отнимет кошелёк, что ранее зачастую и происходило. Интересный был период жизни. С этого началась постоянная работа в журналистике.
– И как дальше развивалась ваша карьера в журналистике?
– После этой двухлетней работы Валерий Васильевич Рюмин предложил мне возглавить газету «Вечерняя Рязань», которой я отдал 14 лет. И я благодарен ему, ведь, несмотря на наши порой противоречия и несогласия, я получил огромный и очень ценный опыт, знания. Валерий Васильевич был в своё время, действительно, большим политиком. Это интереснейший человек, смелый, принципиальный, прекрасный организатор.
К сожалению, с ним и со мной произошла трагедия. Время было такое. Если Валерий Васильевич отсидел 7,5 лет, то я тоже прожил под уголовным преследованием 7,5 лет или чуть больше даже. Только, слава Богу, не сел. Была судимость, а остальные многочисленные уголовные дела удалось прекратить. Для меня уже было приготовлено несколько «сценариев», понятно, не без участия властных структур, потому что то, что мы писали, далеко не всем нравилось. Поэтому все эти годы я жил с постоянной перспективой оказаться на шконке.
Некоторые обвинения были довольно абсурдны. Меня, главного редактора, а по национальности наполовину еврея, обвинили в разжигании ненависти к евреям. Причём статьи о евреях писал не я, а наш журналист Александр Жбанков.
Я даже на судебном заседании смеялся и показывал своё свидетельство о рождении, где было написано, что мама – русская, а папа – «юрист». Обвинения в итоге были сняты. Дело удалось прекратить. Однако мне, обвинённому по знаменитой статье 282, пришлось очень сложно. Я ведь находился под условным сроком, а тут, то одну уголовку инициируют, то другую. Того и гляди заедешь на зону. Но Бог миловал. Правда, лишали на определённый период возможности занимать должность редактора. Но писать мне это не помешало. Возвращаясь к национальному вопросу, могу сказать, что вообще я никогда не считал, что мне моя национальность чем-то навредила. Хотя пострадать пришлось.
– Но если вы сами коснулись еврейской темы, то не могу не спросить: почему вы сменили фамилию? Были Локшин, а стали Кириллов. Ведь многие так и думают, что именно, для того чтобы скрыть свою национальность.
– Повторюсь, я никогда не стеснялся своего еврейства. Не скрывал. Мой папа, еврей, окончил Рязанское автомобильное училище с золотой медалью. Боевой офицер, полковник. Замечательный человек. Ну да, у них с мамой не сложилась семейная жизнь, всякое бывает. Но мы с ним неоднократно встречались, и когда я в армии служил, и впоследствии. Я бывал на его родине в Гомеле у деда с бабушкой. Его родители оба евреи.
В книге, которую мой дедушка написал про Рязанское автомобильное училище, папа стоит в ряду золотых медалистов – Локшин Семён Гаврилович. И я жил и работал с этой фамилией. Мне ничего не мешало. Но наступил момент, когда дедушка уходил из жизни. Всё моё воспитание, детство, юность, студенчество, вся моя дальнейшая жизнь проходила с участием, прежде всего, деда, мамы и бабушки. Можно сказать, что дед заменил мне отца. И дед попросил меня взять и сохранить его фамилию. Это было его завещание. Мы с мамой поменяли фамилию. У меня не было антисемитских или каких-то ещё комплексов. Это просто была просьба дедушки, его завещание.
На самом деле фамилия моего деда, Кириллов, а моей бабушки Астанина – значимые фамилии. Мои дочки носили ранее фамилию Локшин: Кристина Локшина, Ксения Локшина, но сейчас обе вышли замуж. Моя бывшая супруга Ирина Николаевна после развода не поменяла фамилию, а оставила Локшина. Она преподаватель английского языка в школе № 44.
Я горжусь, что в своё время носил одну фамилию, а теперь – другую. Это всё равно наша семья. Это то, что для меня ценно. Я горжусь, что я Кириллов. И уже привык – прошло 30 лет! Многие меня знают и так, и так.
– Давайте вернёмся к журналистике…
– Говорить о журналистике – это говорить не только об опыте в «Вечерней Рязани», пяти уголовных делах и уголовных преследованиях,– это говорить о главном сейчас.
Вот уже 11 лет мы издаём общественно-политическое издание «Областная Рязанская Газета». В газету вложено всё, что есть ценного. Мы публикуем расследования, которые гремят, без преувеличения, на всю страну. Мы пишем так, как не пишет никто. Мы – честное и принципиальное издание. Чем и раздражаем очень многих наших «оппонентов» и «антигероев» публикаций. Не единожды нас пытались привлечь к суду, но проигрывали, так как мы действуем исключительно в рамках закона и не уподобляемся «жёлтой» прессе, которой лишь бы сделать сенсацию, а правда это или фейк – пишущую братию не интересует.
В нашей газете есть рубрики, посвящённые культуре, литературе, медицине, искусству, социальным проблемам. Мы публикуем то, что интересно читателю и то, что формирует человека, как думающую личность. У нас нет мощной рекламной кампании, мы не вкладываем, точнее – не имеем возможности пока, вкладывать большие деньги в пиар и саморекламу, но у нас есть авторитет, наработанный годами и серьёзными делами. Есть своя, очень значительная читательская аудитория. Зная нашу журналистскую порядочность, люди идут с просьбой о помощи. А это значит – мы на правильном пути. И мы по мере сил помогаем.
Мир стремительно меняется в сфере технологий. Распространено мнение, что бумажные газеты канут в Лету и их полностью вытеснят электронные СМИ. Но опыт нашего издания опровергает этот «постулат». Точно также когда-то говорили, что с приходом телевидения прекратит своё существование театр. Но «прогноз», как всем известно, оказался ошибочным. Так что мы существуем, живём, развиваемся, нас любят и знают. Кроме печатной версии, есть и сайт газеты, у которого тоже сложилась своя аудитория. Это отдельный самостоятельный продукт.
У нас уже осуществилось несколько книжных проектов. В 2019 году вышел первый том книги журналиста, писателя, члена Союза Российских писателей, заместителя главного редактора «Областной Рязанской Газеты» Ларисы Комраковой «По душам о самом главном». Буквально через три года, в 2022 году – второй том. В этих книгах представлены статьи и интервью, опубликованные в «Областной Рязанской Газете», начиная с 2012 г.
Также мы помогли автору, краеведу, подполковнику милиции в отставке Юрию Валериановичу Люхину, 1938 года рождения, издать книгу «Моя Солотча».
Развитие МЕДИА сейчас идёт по двум направлениям. Да, никуда не денешь новости, которые практически все читают с телефона, это особый разговор. И не считаться с этим явлением нельзя. Но в то же время наряду с ним, слава Богу, остаётся другой мир, в котором любят читать длинные описания, аналитику, расследования, проблемные материалы о болевых точках общества, региональных проблемах и путях их решения, статьи о культуре, литературе, писателях, художниках, да и просто о тех людях, которые имеют какие-то нравственные ценности. И вот это сохранить в СМИ я и пытаюсь сегодня. Мне интересны глубокие вечные темы.
Мои публикации выходили и в международных СМИ, например, в русскоязычном издании «Русские Афины» в Греции. Общероссийская общественно-политическая газета The Moscow Post встала на мою защиту как журналиста, когда мне стали поступать угрозы от так называемых испанских эмигрантов, приехавших в Рязанскую область, которым я вначале помогал. Но они оказались совсем не теми, какими изначально представились.
Вообще, мне хочется, чтобы те люди, которые у меня публикуются, оставили свой след, пусть это будет в моей газете.
В общественно-политическом издании «Областная Рязанская Газета» в разное время работали многие талантливые, интересные журналисты, а кто-то работает и сейчас. Это – Екатерина Кириллова, Лариса Комракова, Елена Морева, Елена Сафронова, Георгий Титов, Арнольд Грынин, Игорь Филатов, Михаил Колкер, Галина Мазненко, Вадим Михайлов. Также у нас трудились Дарья Копосова, Михаил Фильчак, Сергей Бизюкин, Павел Аверин. С самого создания газету неизменно верстает Александр Сёмин. К сожалению, уже ушли из жизни Павел Гресь и Михаил Солдатов.
Как бы трудно не было, но мы будем продолжать выпускать «Областную Рязанскую Газету».
– За время работы в журналистике вам пришлось встречаться просто с огромным количеством интересных людей. И всё-таки, каких особо значимых личностей вы могли бы выделить?
– Я чуть-чуть попиарюсь, самую малость. Реально большое и глубокое впечатление у меня осталось от встречи с Владимиром Вольфовичем Жириновским. Это сейчас, после его смерти, все заговорили о том, что он – пророк. Ведь многие его прогнозы, к удивлению для некоторых, сбылись и сбываются до сих пор.
А в тот момент, когда я брал у него интервью, огромная масса населения считала его чуть ли не шутом, балбесом, политической оторвой. Мы беседовали с ним больше часа. Это был уникальный человек. Вся его бравада работала на публику, потому что порой иначе и не достучишься до людей. Но когда он сидел в кабинете в окружении книг, в спокойной обстановке, то и беседовал совершенно по-другому. Это был высокообразованный, культурный, искренний, спокойный, доступный, добрый и очень внимательный человек. Он, на самом деле, болел душой за Россию. И, действительно, много сделал, чтобы в нашей стране произошли перемены к лучшему.
Встречался я и с Геннадием Андреевичем Зюгановым.
Но в отличие от душевности и открытости Жириновского у лидера коммунистов, как мне почувствовалось, стоит какой-то внутренний щит. Геннадий Андреевич вроде, как и хочет казаться доступным и открытым, но у него это не совсем получается, на мой взгляд. Поговорить по душам нам не удалось. Хотя я с интересом слушал его идеи. Многие социальные проекты Коммунистической партии, которые, к сожалению, пока не реализовались – действительно, хорошие. Видимо, у государства пока сил не хватает их все реализовать. Также была встреча с Борисом Немцовым.
Мощное впечатление на меня произвёл руководитель службы безопасности Президента России Бориса Ельцина Александр Васильевич Коржаков. Это – глыба. Он был настоящий государственник, который интересы России ставил в первую очередь, причём во многом вопреки Борису Николаевичу Ельцину, которого пытался сдерживать от приверженности Западу. Александр Васильевич оказался доступным, хорошим, добрым. С удовольствием рекомендую почитать его мемуары. Очень интересно.
Пришлось мне поработать в жанре интервью и со многими известными музыкантами. Но одна из самых запоминающихся встреч, которая состоялась в 2013 году, с легендарным королём шансона Вилли Токаревым.
Мы разговаривали больше часа. Вилли Иванович достал из своего знаменитого портфеля свою знаменитую сигару и преподнёс её мне. Отмечу, что на тот момент ему было 79 лет! И вот буквально через двадцать минут после окончания интервью, когда началось выступление, на сцену выбегает не мужчина без малого 80 лет, а юный мальчишка, не старше 18-ти. Он так пел! Так зажигал! Публика была просто в шоке. Столько у него было задора, молодости, страсти… Его знаменитое «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой» завораживало и мгновенно покоряло слушателей…
Самое главное для любого творческого человека – несмотря на свой возраст, не потерять драйв, азарт молодости. У него это было, поэтому был и успех. Он получал кайф от жизни и дарил его людям. И это производило незабываемое впечатление. Было ещё множество встреч с интереснейшими людьми, всех не перечислить, но память о них никогда не уйдёт.
К примеру, у меня хранится письмо, не поверите, от Элтона Джона. Он благодарит меня, рязанского журналиста, за помощь, которую я оказал его стилисту и другу Сергею Гаркавому в вопросах, касающихся лечения детей Сергея. Но всё-таки самыми значимыми для меня оказались, пусть и короткие, но всё же такие бесценные встречи с Архимандритом Авелем (Македоновым), настоятелем Иоанно-Богословского монастыря. Батюшку лечила моя мама, Ия Николаевна. Она была его духовной дочерью. Так и мне свезло. Очень трудно описать все впечатления. Какой-то ярчайший свет доброты, любви, мудрости и святости.
– А как так получилось, что вы четыре раза были женаты?
– Да я не один такой (смеётся – прим. автора). Примеров множество. Всё дело в том, что моя бурная молодость, в которой я был занят театром, наукой, журналистикой и всем прочим, не лишала меня общения с женщинами. Успевалось. Я своих жён не скрываю. Более того – я ими горжусь от первой до последней.
С нынешней моей супругой Екатериной Васильевной Кирилловой мы совсем недавно отметили 16 лет официальной совместной жизни. Познакомились, конечно, гораздо раньше. У нас двое замечательных детей: сын Саша и дочка Маша. И это для меня сегодня самый большой смысл жизни.
Но было и прошлое. Будучи студентом, я познакомился с моей первой супругой, очень привлекательной девушкой Людмилой Викторовной Яцкиной. Мы, оба студенты – молодые, красивые, страстные, влюблённые. У нас рождается дочка Катя, а меня призывают в армию.
Люда окончила инфак Рязанского пединститута, училась у Якова Моисеевича Колкера. Потом уехала в Москву, сделав себе хорошую карьеру. Она работала ведущим специалистом Минатома РФ, переводчиком. Проехала полмира.
Наша дочка Катя – удивительная девушка, известный художник-фотограф, пишет для журнала «InRock». Она автор многих интервью с известнейшими рок-звёздами мира. Проводила персональные фотовыставки в Москве. Занимается икебаной. Мы любим друг друга и регулярно общаемся. У неё самой уже две восхитительные дочурки, мои любимые внучки Алиса и Юлиана.
Когда я работал в ТЮЗе, то познакомился с Екатериной Алексеевной Филипповой, которая работала там же заведующей педчастью. Мы поженились. Катю Филиппову знают все. Она много сделала для развития рязанского образования. Учитель года России. Когда была депутатом, занималась и продолжает до сих пор заниматься большой общественной деятельностью, при этом ещё и преподаёт в школе № 34. Её знают и высоко ценят во Франции, она часто туда ездит как преподаватель русского языка.
У нас родилась дочь Ксения. Сейчас она сотрудник Рязанского РГУ им. Сергея Есенина. Недавно вышла замуж за актёра ТЮЗа Владимира Приза. Это большая радость.
Был ещё один брак с Ириной Николаевной Локшиной. Это период моей работы в школе № 44. У нас замечательная дочка Кристина, которая окончила Рязанский РГУ факультет истории и английского языка. Работает преподавателем английского языка в школе № 44, там же где и мама. У нас с ними тоже тёплые отношения.
Бывает, к нам домой приходят все мои дети. И это – счастье! Никто ни на кого не обижается. Мы стараемся поддерживать отношения в меру занятости каждого из нас. Но любому из них я могу позвонить, и они постоянно мне звонят.
Я очень благодарен моей жене Екатерине, что она с уважением отнеслась к моему прошлому, точнее – к прошлым бракам. У неё нет никакой ревности, неприязни или негатива к моим бывшим. Она всем рада. Моя супруга Екатерина сегодня главный редактор нашего информационно-аналитического портала RG62.info, состоявшаяся журналистка. Тоже занимается острыми социальными темами.
Несколько лет назад написала громкое журналистское расследование по обманутым дольщикам в Питере. Во многом благодаря её работе люди сегодня получили квартиры. Поднимает и острые региональные темы. Катя много и постоянно работает над собой и мне очень помогает, поддерживала и поддерживает, особенно в трудные жизненные минуты: когда под уголовками ходил, когда меня в СИЗО закрыли, когда ушёл из «Вечёрки» и полгода был практически без работы. Мы тогда вместе работали и над созданием «Областной Рязанской Газеты». Катя разрабатывала дизайн издания. Затем сама создала первую версию нашего информационного портала. Сейчас она ещё и выучилась на психолога.
Мы с ней воспитываем двоих детей, а мои старшие дети помогают моим маленьким. Каждый, как может, старается помочь друг другу. И вся наша большая семья просто обожает нашего любимца корги Арчи или Жаки Мишель Солнечный по паспорту. Он, действительно, искрится солнечным светом.
Я не думаю, что Господь наказал меня бурной молодостью. Наоборот, пощадил. За что я благодарен. Помог, Господь мне, моим детям, внукам – у них сейчас всё хорошо. И для меня это очень большой смысл. Я люблю жить, и благодарен Богу за всё.
Живите, радуйтесь и любите!
Лариса Комракова
Фото из архива Николая Кириллова
Первые два фото — на съемках сериала «Воротилы», где Николай Кириллов сыграл роль хозяина тира, оказавшегося маньяком. Третье фото с известным журналистом, радио-телеведущим, писателем Андреем Максимовым, когда он приезжал в Рязань с презентацией своей книги «Многослов».