«Неудобные вопросы» Путину были одобрены перед прямой линией
«Вся Россия считает, что вы засиделись на троне». Это обращение, а также вопросы об отставке, о Навальном и т. п. – не издержки прямого эфира, они были отобраны и согласованы с Кремлём заранее.
О том, что «неудобные вопросы» президенту Владимиру Путину во время прямой линии, были заранее согласованы организаторами программы и пресс-службой Кремля, пишет екатеринбургское издание «Деловой квартал» со ссылкой на русскую службу британской Би-Би-Си*, которая в свою очередь ссылается на несколько своих источников, участвовавших в подготовке.
_____________
* Официальный сайт BBC.com заблокирован Роскомнадзором, но на Урале, видимо, британцев слушают по радио, как в советские времена.
«Правда ли, что Навальный сейчас снимает фильм про вас?», «Когда вы перестанете нарушать конституционное положение о двух президентских сроках?», «Вся Россия считает, что вы засиделись на троне» и другие вопросы стали особенностью этого года: прежде на прямой линии, которая вчера проводилась в 15-й раз, таких обращений не было.
Путин, который сидел в студии и, по словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, «не мог не увидеть» жёсткие вопросы, не комментировал их, пока на обращения не обратил внимание ведущий программы. Президент ответил на несколько вопросов, сказав, что они точно не были подготовлены заранее.
Но собеседник издания из числа технических организаторов рассказал, что все вопросы, которые выводились на экране, одобрила пресс-служба Путина, причём они прошли несколько слоёв модерации. Г-н Песков утверждает, что вопросы на прямой линии «не просеивались»:
– Вываливалось [на экран] то, что приходило. Всё шло в прямую», – заявил он Би-би-си.
Сотрудники, которые выводили вопросы президенту на экран, не имели отношения к их отбору. По словам источника, на прямой линии рядом с режиссёром трансляции Артёмом Шадровым, который уже не раз работал на мероприятиях с участием Путина, находились руководители основных госканалов: генпродюсер «Первого канала» Константин Эрнст, глава ВГТРК Олег Добродеев и другие помельче. Если вопросы не отключили, значит, их оставили специально, утверждает собеседник издания. Сам режиссёр отвечать на вопросы не захотел.
Цель «неудобных вопросов» – создать видимость критики, чтобы не было приторного впечатления, сказал один из организаторов. «Нужна драматургия, которая позволит при заранее известном победителе обеспечить высокую явку», – считает политолог Константин Калачев.
Перед прямой линией сообщалось, что её участников проинструктировали, помогали им сформулировать вопросы, а некоторым предлагали задать заранее подготовленные. В пресс-службе президента настаивают, что это информационная встреча, а не репетиция или инструктаж.