Четверг, 25 апреля 2024
Курс ЦБ
$  92.13
 98.71
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • По душам с Андреем Кашаевым

    Опубликовано: 05.09.2016 в 19:08

    Категории: Главные темы номера,Образование

    Тэги: ,

    фото Ларисы Комраковой

    Андрей Кашаев

    В преддверии 1 сентября корреспондент  «Областной Рязанской Газеты» побеседовала об образовательном процессе с ректором Рязанского института образования и развития,  председателем Учебно-методического объединения системы общего образования Рязанской области, кандидатом педагогических наук Андреем Кашаевым.

     


     

    –  Андрей Анатольевич, прежде всего, хочется спросить, как вы оцениваете результаты своей работы на посту главы города Рязани?

     

    –  Период работы в качестве главы муниципалитета – один из самых напряжённых и одновременно интересных в моей жизни. Судьба не каждому предоставляет такую возможность, с одной стороны, получить бесценный опыт, а с другой – выполнять те задачи, которые жизнь ставит перед тобой.

    Оценку моей работе на высоком посту должны давать рязанцы, депутаты, сотрудники Рязанской городской Думы. К тому же должно пройти время – все подобное, как писал наш великий земляк Сергей Есенин, «видится на расстоянии».

    Могу в этой связи сказать, что когда оставлял должность, решив поменять вектор своей жизни, наш губернатор Олег Иванович Ковалёв высоко оценил мою работу. Мне было, действительно, очень приятно.

    О чём  вы мечтали  в детстве?

     

    – Меня всегда интересовала жизнь. Я мечтал куда-то поехать, увидеть какие-то новые места, страны. У меня дедушка с бабушкой жили в Чехословакии, когда они вернулись, мне было 4 года. И  я уже хорошо себя осознавал, и мне очень хотелось увидеть Прагу. Это мечта сбылась, правда, намного позже.

    Мечтал не подвести своих родителей, дедушку с бабушками, которые на меня возлагали определённые надежды.

    В детстве хотел быть и учителем, и дипломатом, и военным. Но большей частью – учителем и дипломатом, поэтому эти две линии в плане моего будущего всегда присутствовали и  пересекались. Безусловно, этим мечтам я тогда подчинял свою жизнь. У меня родители очень уважаемые, достойнейшие люди, поэтому мне хотелось им в какой-то степени подражать, подражать своим дедушкам – участникам  войны, которые, действительно, сыграли большую роль в послевоенное время. Семья сформировала для меня очень хорошую жизненную основу.

    А о чём мечтаете сейчас?

     

    – Сейчас нечасто мечтаю. Просто ставлю какие-то определённые задачи и выполняю их. И радость возникает именно от того, что у тебя что-то получается. Ребёнком я был очень мечтательным, ну, наверное, в какой-то степени отмечтал.  Хотя мечтать очень полезно – сохраняется душевность. Значит, твой внутренний мир не закостенел, поэтому в этом отношении я, как любой человек, конечно, иногда мечтаю. Не всегда мечты сбываются, но, тем не менее, даже стремление к достижению мечты уже доставляет во многом радость, счастье. Силы придаёт сам процесс. Я всегда находился между мечтами и реальностью – в области «золотой середины».

    –  У вас есть хобби?

     

    –  Есть – спорт. Мой любимый академик Иван Петрович Павлов говорил, что отдых – это смена деятельности. Поэтому когда работаешь интеллектуально, то необходимо обязательно на что-то переключаться. Хожу в тренажёрный зал. Люблю плавание, силовой фитнес.

    Сейчас мне очень нравится читать, а было время, когда объёмные произведения часто заставлял себя осиливать.  Читать научился рано: ближе к двум годам уже знал все буквы, а в 6 лет читал взрослые газеты, большие статьи.  Вот немного и  «перекормился» чтением.  Всегда любил читать журналы, научно-публицистическую и научно-популярную литературу. Такие небольшие печатные  формы. А вообще, книгу берёшь в руки  с особым трепетным чувством, чувствуешь её, как живую, читаешь, что-то выписываешь.

    Но, если честно, когда  прихожу на работу, то порой складывается ощущение, что на работе больше отдыхаю, чем отдыхая в прямом смысле этого слова.

    Получается, работа как второй дом?

     

    – По сути дела – да, если не первый.

    – Значит, можно сказать, что вы счастливый человек, так как работа всегда доставляла удовольствие?

     

    – Да. Многие говорят: что ты всё – работа, работа, работа… А работа мне всегда приносила и приносит радость. Но при условии, если она востребована, если ты понимаешь, что от тебя что-то в этой жизни зависит, что ты реально что-то можешь сделать. В этом случае работа  одновременно и твоё большое увлечение.  А если ты увлекаешься на работе – значит, ты счастливый человек. Это всегда было в моей жизни.

    – Что такое для вас смысл жизни?

     

    – Для меня смысл жизни – приносить пользу людям. К сожалению, не всегда получается помогать – и от этого становится грустно, возникает какая-то внутренняя  неудовлетворённость. Но если получается, то, конечно, это доставляет большую радость.

    Ко мне понимание смысла жизни  пришло довольно рано. Профессия педагога особым образом позволяет почувствовать этот смысл. Будучи учителем, ты становишься сопричастным к взращиванию ребёнка. Он пришёл в школу, началось его формирование. И ты видишь результаты этой работы. Учитель не берет, он отдаёт. И радость отдавать  даёт определённый ориентир и смысл.  Востребованность твоя как человека, который может что-то хорошее сделать – для меня всегда была серьёзным внутренним стержневым моментом, который у меня до сих пор сохраняется и будет со мной всегда.

    Вы со школьных лет занимаетесь общественной работой. И, наверное, привыкли быть постоянно на виду. Насколько это сложно – быть публичным человеком? Ведь порой рассматривают под микроскопом и выискивают даже не существующие грехи, и некоторые СМИ представляют это как якобы сенсацию…

     

    – С непривычки сложно, а потом привыкаешь. Конечно, есть моменты  оскорбительные и противозаконные, с которыми ты не можешь смириться. А всё остальное – ну, пишут и пишут. Люди всегда будут домысливать, додумывать… Это связано со всеми публичными людьми. Даже с теми, которых уже с нами  нет – проходят века, а люди всё их обсуждают…  Ведь кого-то всё равно надо обсуждать, а как же… О чём-то надо говорить. Подогревать интерес.

    Как говорится: пусть пишут, самое главное, чтобы это не был некролог (смеётся – прим. автора). Всё остальное работает по большому счёту на тебя. Публичность без этого никак. Если тебя жизнь направила в общественную деятельность, то необходимо понимать, что по-другому никогда не будет. И ради Бога –  пусть у людей будет интерес.

    Чем нужно обладать, чтобы пройдя через такие высокие должности, как начальник Управления образования, науки и молодёжной политики администрации города Рязани, начальник Управления культуры администрации города Рязани, глава города Рязани остаться человеком, а не приобрести чиновничий цинизм и равнодушие к людям?

     

    – У меня с детства была своеобразная прививка: передо мной были примеры родных мне людей, когда они, находясь на очень высоких постах, в одночасье оказывались не у дел. Это была их трагедия, которую воспринимали все мы, близкие им люди. Поэтому я понимал и понимаю, что власть – сама по себе явление временное, она всего лишь инструмент для выполнения каких-то задач, не более.

    Не надо отрываться от реальности, не надо себя возвеличивать. Тогда намного мудрее будешь воспринимать жизнь. Руководитель должен уметь ставить себя на место подчинённых. При этом никогда не станешь хорошим начальником, если не будешь хорошим подчинённым.   Для меня человеческие качества в руководителе всегда были очень важны.

    А ещё мне выпало счастье пройти по всем карьерным ступенькам, по крайней мере, в образовании и муниципальной службе. Это очень важно. На мой взгляд, система кадрового отбора, которая существовала в нашей стране ещё несколько десятков лет назад, является образцовой. Было очень профессиональное взращивание кадров. И это давало  возможность не просто развиваться людям как профессионалам, а возможность системе быть абсолютно уверенной, что эти люди не подведут. Вот она – кадровая стабильность.

    Какие, на ваш взгляд, в Рязанской области есть проблемы в образовании?

     

    – В Рязанской области очень хорошая система образования. Я бы не сказал, что она проблемная. Система образования сейчас активно развивается. Реализуется региональная система оценки качества.  Мы должны понимать, чему ребёнок научился, к какому результату пришёл учитель и педагогический коллектив, чтобы помочь им улучшить свою работу. У нас идет большая работа по развитию  патриотического воспитания – опять же не в каждом регионе это есть.

    Рязанская область занимает очень правильные позиции – Министерство образования Рязанской области приоритеты расставляет очень чётко в плане качества образования, реализации всех стандартов, которые на сегодняшний день есть, нацеленности на то, чтобы максимально участвовать в федеральных программах, крупных проектах.

    Каких проектах, например?

     

    – Государство даёт деньги, причём серьёзные, на реализацию важнейших проектов в области образования. Сейчас Министерство образования Рязанской области рассматривает РИРО как базовую  научно-методическую площадку, а не просто как курсы повышения квалификации. Мы сейчас работаем над тем, чтобы скоординировать всю методическую работу в нашем регионе.

    Необходимо подтягивать отстающие школы. Это одна из важных задач – выровнять всех, но не опустить верхних вниз, а подтянуть нижних вверх, потому что ребёнок, где бы он ни учился, сдаёт ЕГЭ. И он хочет, чтоб его подготовили к нему, и неважно, где он живёт. Это требует доработки, развития, но то, что система с точки зрения управления и формы содержания выстраивается – мне очень интересно.

    За девять месяцев пребывания в должности ректора РИРО, что уже изменилось? Какие достигнуты результаты?

     

    – Сейчас мы работаем над уточнением региональной системы оценки качества, над тем, чтобы максимально полноценно внедрить в жизнь дистанционную форму обучения. Мы проводим большую работу по подготовке наших учителей  и работников образования к реализации профессионального стандарта педагога. Проходят  мероприятия по информатизации образовательного процесса.

    Для нас важно в онлайне общаться с коллегами в районах. Мы создали очень серьёзную систему экспертной оценки тех результатов, которые достигают  образовательные организации. По всем учебным предметам созданы экспертные группы, также сформировали в абсолютном большинстве предметные клубы, в которые входят лучшие преподаватели. Их задача – обсуждение профессиональных трудностей и поиск лучших решений. Мы активно вышли в социальные сети.

    Для нас главное – не только повышение квалификации, но и  серьёзная научно-методическая работа, направленная на развитие всей системы образования Рязанской области. Это наша основная миссия на сегодняшний день.

    Кого вы бы могли из сотрудников выделить?

     

    –  Вообще, я с опаской отношусь к подобным вопросам, потому что кого-то можно забыть и ненароком обидеть. У нас все сотрудники замечательные, уникальные люди, которые прошли большую педагогическую школу. И, конечно, есть те, кто работает здесь много лет – это доцент Юрий Васильевич Агапов, проректор Александр Владимирович Миловзоров, заведующая кафедрой Татьяна Васильевна Васильченкова, проректор Ирина Владимировна Костикова.

    В своё время, когда я был самым молодым учителем высшей категории в Рязанской области, РИРО  направляло меня на курсы повышения квалификации –  я обучал своих коллег. Проводил обучающие семинары по методике преподавания английского языка: и здесь, в городе, на базе РИРО, и в районах.

    Для меня РИРО открыл массу возможностей: как учителю – обрести свою методическую стезю, а как управленцу – поучиться на курсах будущих руководителей. Когда я писал диссертацию по педагогике, то Александр Владимирович Миловзоров давал на неё  отзыв. Он уже тогда был для меня очень значимым человеком в сфере образования. Соответственно, у меня к людям, которые здесь и сейчас работают, и раньше работали – очень большой пиетет, потому что от них зависел и будет во многом зависеть уровень мастерства тех, кто сейчас работает с детьми.

    Вы написали учебник по английскому языку, который получил гриф Российской академии образования. А нет ли у вас замыслов написать, например, художественную или историческую книгу, а, быть может, мемуары?

     

    –  Возможно, мемуары, но позже, когда-нибудь на пенсии (улыбается – прим. автора). На самом деле, есть, что писать. У меня жизнь очень интересная. Мне Господь столько послал интересных встреч – и это большое счастье. Я не веду каких-то дневников, но помню смыслы.  И даже если эти смыслы воплотить в мемуарах – уже будет очень хорошо. Но чтобы писать мемуары – должно пройти время.  Им нужно настояться, как хорошему вину.

     Лариса КОМРАКОВА

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Зеленый сад 350х280

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Хозрасчетная поликлиника
    Лесок
    КПРФ
  • ГК Прокс
    Зеленый сад 350х280
    Ниармедик (мобильный)
  • АвтоЕще

    С 25 мая планируется установка дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств на следующих участках улично-дорожной сети города Рязани: