Судьба, судьбы, судьбе, судьбою о судьбе…
В Музее истории молодёжного движения открылась выставка «Ансамбль судьбы», посвященная легендарному хореографическому ансамблю РГПИ под руководством Галины Виноградовой
Рязань. 70-е… Приталенные рубашечки в облипочку навыпуск, усы без бород, кучеряшки и, конечно, подметающий мостовую клёш. Мультфильм про бременских музыкантов слыл эталоном моды и стиля. Мужественные футболисты высшей лиги делали себе «химию» и надевали трусики покороче. А девушки в сапогах-чулках, в туфлях на платформе и в максимально возможных мини-юбках? А песни из индийского кино? А Сан-Ремо с Тото Кутуньо, Аль Бано и Роминой Пауэр? Первые отечественные кассетники фирмы «Электроника»? Пионеры и комсомольцы на спор тягались, кто знает больше названий групп: «Смоки», «Спэйс», «Куин», «Кисс», «Дип Пепл», «Пинк Флойд»…
Строка Булата
Именно в это время в Рязани буквально невозможно было попасть на выступления хореографического ансамбля пединститута под руководством Галины Виноградовой. О, это был совершенно необычный ансамбль! Танцевальные композиции – скорее, короткие пластические спектакли – были сродни поэзии Цветаевой и Бродского, картинам Шагала и Модильяни, песням Окуджавы и Высоцкого. Совершенно иное осмысление мира буквально взрывало серость рязанских будней и давало ощущение творческой свободы.
«Ансамбль судьбы» – более точное название для выставки, посвящённой легендарному хореографическому ансамблю РГПИ под руководством Галины Виноградовой трудно придумать. И ещё жанровое определение «выставка-репетиция». И строчки из песни Булата Окуджавы сразу же всплыли в памяти. Юбилей известного рязанского балетмейстера стал поводом для Рязанского музея истории молодёжного движения для создания этой уникальной экспозиции. В ней всё переплелось: судьба десятков людей, в разное время танцевавших в ансамбле, друзей, знакомых, зрителей, всеми правдами и неправдами прорывавшихся на выступления «виноградовцев». Попасть было практически невозможно, как на премьеры столичных театров. Это было, было… Судьба поколения 70-х. И строки Булата «Судьба, судьбы, судьбе, судьбою о судьбе…» лирический камертон времени.
К сожалению, сегодня многое нуждается в объяснении. Что поделаешь, в век компьютерных технологий и мобильной связи многое уходит из памяти. Кто сегодня будет хранить старые фотографии и афиши? Кому это нужно? Оказывается, нужно! Ещё как нужно! Нужно только собрать воедино, сформировать портрет эпохи и окажется, что прошедшее никуда не уходило, а живёт в нас, в ощущениях, запахах, воспоминаниях. Да, конечно, многое уходит из памяти. Но вот находятся люди, которые изобретают свою машину времени… Свою выставку-репетицию. Сотрудники музея истории молодёжного движения Елена Графшина и Татьяна Павлова придумали эту замечательную затею. Конечно, чтобы осуществить задуманное, было мало одного только энтузиазма. Им много помогали… привожу полностью всех, кто отозвался и внёс свою лепту.
Выставка состоялась благодаря финансовой поддержке участников ансамбля, компании «Альтернативные системы» и лично Андрею Мусинову. Особая благодарность общественно-политическому изданию «Областная Рязанская Газета» за информационную поддержку, Музею истории народного образования Рязанского края и истории РГУ имени С.А. Есенина, Айвине Владимировне Атясовой, экспозиционеру, члену РРО «Союз дизайнеров России». Event-агентству «Арт-А» и лично Игорю Павлову. Дизайнеру Александру Шушканову. Председателю Общественного Совета музея Ирине Астаховой, директору Рязанский областной научно-методический центр народного творчества Елене Шаповской. Фотографу Алексею Осипенкову. Директору Дворца молодёжи города Рязани Николаю Плетнёву.
Когда не возникает вопросов
Казалось бы, дежурное перечисление спонсоров, но, в данном случае, есть в этом списке одна особенность. Практически никого не пришлось уговаривать и объяснять необходимость помощи. Имя и фамилия звучали паролем, кодом родства. Стоило сказать, чему посвящена выставка, как все вопросы отпадали сами собой.
И она состоялась. Всем пандемиям назло. И не ведомым мне образом сумела нарушить законы причинности и раскрутить вспять киноленту времени. И оказалось – юбилей это только повод. Да и о каком юбилее может идти речь, когда попадая в эту предметную среду, любое упоминание о возрасте становится не существенным. Всем вновь ровно столько сколько было на момент их жизни в ансамбле. С экрана компьютера говорили те, кто не смог приехать на открытие… И им тоже было необходимо вновь ощутить себя там в родном пединституте. Вдохнуть этот воздух единения друг с другом.
Возможно, потому что ансамбль Галины Виноградовой был особым духовным миром, живущим только по своим законам. В разное время здесь занимались люди, ставшие сегодня известными политиками, бизнесменами, учителями, врачами, писателями, журналистами, телепродюсерами, актёрами и учёными. Ученики Виноградовой создали свои коллективы и успешно работают по всей России, да и далеко за её пределами. И как бы ни складывалась жизнь, где-то в глубине души всегда живёт тот глоток живительного кислорода истинной свободы, поэзии и любви, полученный в 70-е, в Рязани, в ансамбле пединститута.
Человек-легенда
…И всё же без короткой «биографической справки», видимо, не обойтись.
Хореографический коллектив образовался на базе факультета общественных профессий РГПИ.
1977 год – участие в I Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества. Хореографическая композиция «Песню не убить», посвящённая трагической гибели чилийского певца Виктора Хара, стала победителем Фестиваля. Ансамбль принимал участие в заключительном концерте на сцене Кремлёвского Дворца Съездов. Номер был показан по Центральному телевидению, о коллективе вышла публикация в журнале «Огонёк». Об ансамбле Галины Виноградовой узнала вся страна.
В репертуаре ансамбля более 50 танцев. Коллективу были свойственны жанровая широта и стилевое разнообразие.
Большинство танцев и хореографических композиций были поставлены на основе свободной пластики. Любая постановка: будь то джазовые вариации или фольклорные композиции – представляли собой не просто танец, но театрализованное действо. Со слов самой Галины Дмитриевны, большое влияние на её становление как хореографа оказало творчество Мориса Бежара, Пины Бауш и Леонида Якобсона, Игоря Моисеева, Надежды Надежденой и её ансамбля «Берёзка».
Обычно, рассказывая о том или ином человеке, журналист старается не акцентировать внимание читателя на факте своего знакомства с героем статьи. Можно заподозрить в необъективности, да и не принято это как-то в профессиональном сообществе. Но тут особый случай.
Для меня, как и для многих рязанцев, Галина Дмитриевна Виноградова – не только знаковые имя, отчество и фамилия. Это часть жизни. Мы знакомы тысячу лет, и я не перестаю удивляться её способности жить вопреки, вне времени и расстояний. Так и просится на язык затасканное определение – «человек-эпоха». Но эпоха бывает разной. А вот я видел Виноградову в самых разных ситуациях, но не помню, чтобы она перестала удивляться и радоваться. Каждому новому дню, старым и новым знакомым… Человек-легенда, – это будет точнее.
Продолжение следует…
– Галя, тебя часто ругали за то, что ты в своём ансамбле слишком мало уделяешь внимания собственно хореографии…
– Для меня это было принципиально. Сегодня я понимаю, что, наверное, всегда была больше не балетмейстером, а педагогом. Пластика – только средство для раскрытия души. Поэтому для меня было важно добиться не точности и правильности в исполнении батманов и плие, а понимания и сопереживания самой идеи танца, его духовной наполненности.
И очень часто бывало, что ко мне приходили ребята, изначально мало способные к хореографии. Но если я видела глаза, наполненные радостью или болью, то считала и считаю: грех такие глаза прятать в последний ряд из-за того, что человек не может сесть на шпагат или лихо крутануть фуэте. Для зрителя такие глаза гораздо важнее… Нет, конечно, у нас был и профессиональный тренинг, станок и всё, что полагается. Но мы читали стихи, слушали музыку и очень много говорили и спорили о жизни, об искусстве, о любви. Старались понять и раскрыть каждого.
Но вернёмся на выставку. На её открытие. Ещё одна особенность – наряду с очень серьёзным разговором о времени, собравшиеся ни на минуту не задумываясь начинали танцевать… Ну а как иначе? Танец – состояние души. Танец – судьба и способ рассказать о жизни. Этому они научились в 70-е… И почему-то верилось – позови их сегодня учитель, они отбросят все дела и заботы, и вновь выйдут на сцену… Потому что ансамбль судьбы не заканчивается на определённой дате. Судьба, судьбе, судьбы, с судьбою, о судьбе!
Михаил Колкер
Фото Николай Кириллов