Если гора не идёт к Коловрату
В номере № 2 (335) «Областной Рязанской Газеты» за 1 февраля 2021 года и на портале RG62.iNFO была опубликована статья «Плагиат по-рязански» – о таинственном появлении стихотворения Александра Архипова «Коловрат» на «Патриотическом портале Рязанского региона» под чужой подписью. Прошёл год с небольшим после того, как наше издание обратило внимание на очевидный ляп. Что за это время изменилось?
Ничего. Стихи Александра Архипова «Коловрат» на «Патриотическом портале Рязанского региона» имеют всю ту же с потолка взятую подпись – Евгений Артамонов. Очередной скрин «Областная Рязанская Газета» сделала 13 февраля.
Для тех, кто вдруг не в курсе, напомню, что история тянется с конца января 2018 года, когда автор этих строк нашла «Коловрата» на рязанском ресурсе, предназначенном для просвещения и патриотического воспитания юношества, и удивилась, что под ним стоит странное имя. Я перепроверила по книгам Александра Архипова. «Коловрат» был опубликован по меньшей мере в двух его сборниках: «Сельские напевы» (Архипов А.Н. Сельские напевы: Стихи. – Рязань, Моск. Рабочий, Рязанское отделение, 1983. – 94 с.) на страницах 41-43 и «Рябиновое зарево» (Архипов А.Н. Рябиновое зарево. Стихи. Поэма. – Рязань: Узорочье, 1998. – 272 с.) на страницах 184-186. Страницы я сфотографировала. Написала большой пост в facebook об этой коллизии. От псевдоавтора никакого ответа не получила, зато другие рязанские поэты сказали, что он тут ни при чём. В августе того же года я написала письмо на контактный мейл «Патриотического портала…» с фото всех страниц с «Коловратом» из сборников Архипова и вежливо указала на несовместимость ошибки с высокой миссией патриотического воспитания молодых людей и поблагодарила за её исправление. На тот момент я искренне верила, что ляп исправят.
В декабре 2019 года вышла моя статья http://soyuzpisateley.ru/publication.php?id=1254 «Александр Архипов: последний имажинист» в литературном журнале Союза писателей Москвы «Кольцо А» с полным текстом «Коловрата». В группе «Рязанская область» в соцсети «ВКонтакте» 21 июня 2020 года появился пост о 85-летии со дня рождения Архипова со словами: «Некоторые литературные критики называют его последним имажинистом». Моё имя тоже «потеряли», и в свете происходящих вокруг «Коловрата» событий это даже не странно… Все эти «телодвижения» не породили никакой реакции. Вид страницы портала остался прежним.
В статье «Плагиат по-рязански» говорилось о том, что страдает репутация двоих усопших поэтов, «страдает» литературное краеведение, а юношество получает превратное представление об авторском праве. «Областную Рязанскую Газету» в городе читают лучше, чем журнал «Кольцо А». Ознакомившись с материалом, рязанские культурные круги… «мобилизовались» в защиту существующего положения вещей: да, стихи Архипова подписаны Артамоновым, но Артамонов в этом сто процентов не виноват, к тому же он уже умер, стало быть, и говорить не о чем. Это позиция отдельных личностей, а официальных заявлений по поводу никто не сделал, с властного уровня на редакцию никто не вышел, фамилию на ресурсе опять не исправили.
Насчёт общественного мнения. Казус, как ни дико, породил два тезиса в свою поддержку. «Мне всё равно, кто написал стихи, которые мне нравятся», – утверждал в соцсети «ВКонтакте» поэт Олег Дьяконов. Мы с ним «побили горшки» не из-за «Коловрата», а из-за чуши, вытащенной Олегом из сети и подписанной Омаром Хайямом, хотя она даже близко не лежала с рубаями. Дьяконов отстаивал своё право верить в то, что сетевой стишок написал крупнейший поэт персидского средневековья и не знать подлинного автора. «Синдром» тревожен вот чем. Дьяконов много лет посещал клуб «Автор» и даже финансировал выпуск его сборника. Одним из руководителей клуба был Артамонов. Что, если Дьяконов транслировал принятое в «Авторе» пренебрежение к авторству (грустный каламбур)?.. И, наконец, если взрослые и солидные люди вправду так считают, что они детям донесут?..
Ещё страшнее высказалась писательница Ирина Красногорская: «Для плагиата можно найти смягчающие обстоятельства». Она подала пример защиты своей ученицы по литобъединению, списавшей у Ирины Ратушинской стихи «Последний дракон» ради публикации в газете. Якобы девочка рано познала «поэтическую славу» и хотела удивлять взрослых всё новыми достижениями, а когда вдохновение иссякло, пошла на подлог, чтобы не терять лица… Отчего бы просто не сказать ребёнку: не твоё – не бери?..
После нашей публикации «лже-Коловрату» тоже нашли оправдание. Логика такая. Артамонов понятия не имел о публикации стихов Архипова под его именем и стихов на ресурс не посылал, все его знают как честнейшего человека, это доказывает его невиновность! Тот аспект, что, со слов коллег, честнейший человек прекрасно знал, что в публичном пространстве его имя «украшает» стихи его старшего товарища, но за два года ничего не предпринял для исправления ситуации, опускается.
На основании свидетельства лишь одной стороны не пишутся журналистские статьи, не решаются гражданские споры и более крупные юридические процессы. За всю историю литературы ни один плагиатор честно не признавался в плагиате. Но другая сторона, «Патриотический портал…», молчит. По слухам, её деятельность курирует Информационно-аналитический центр регионального Минкульта. Но официально ни та, ни другая структура в ситуацию не вмешиваются. И даже сотрудники ИАЦ, называющие себя друзьями Артамонова, «обеляют» его в частных разговорах, но не на портале. Так что невиновность псевдоавтора по имеющимся данным ни подтвердить, ни опровергнуть нельзя. Но она и не имеет основополагающего значения. Защитников «доброго имени» заклинило на том, что акта плагиата не было. Меж тем – сюрприз! – давно уже дело не в том, крал или не крал Артамонов стихи у Архипова (хотя если не крал, тем больше резонов исправить подпись). А в том, что рязанским школьникам подаётся неверная информация и очень скверный пример.
Всем защитникам доброго имени мы предлагали сам собой разумеющийся ход: обратиться лично на основании своего авторитета в рязанский Минкульт и попросить исправить информацию. Можно было бы составить об этом и коллективное письмо товарищей, если в одиночку боязно, чтобы стихи обрели «своего» автора, а честнейший человек – доброе имя. Тут начиналось самое интересное. Все честные и неравнодушные люди находили неопровержимые основания для себя лично не участвовать в этом. Отговорки нашли известные культурные и общественные деятели. Они отказались письменно.
Московский поэт Иван Белокрылов почитал эти сетевые «полемики» и провёл параллель между сериалом «Вертинский» и рязанским «Коловратом»: «Мне вот тут на ум пришли твои взаимоотношения с рязанцами. В частности, авторство баллады о Коловрате. Вот есть правда жизни: истинный автор стихотворения Александр Архипов. Но рязанцы, не отрицая этого в целом, уходят в некую условность, в том числе и в противостоянии с тобой. …Так вот Дуня Смирнова с командой, отрабатывая условного Вертинского и противостоя всем, кто не приемлет такую «правду», такое «видение»… И те и другие не видят ничего зазорного в существовании таких ситуаций условности…»
Устных же признаний, что в это лезть не хочется и почему, я выслушала куда больше. А кое-кто просто отмолчался. Рязанская культура предлагает единственный способ «борьбы»: метод трёх обезьянок. Не всё равно лишь «Областной Рязанской Газете». И главред рязанского выпуска «Новой газеты» Алексей Фролов предложил свою помощь на моём творческом вечере «Критика – это не только Белинский».
Если гора не идёт к «Коловрату», то «Коловрат» идёт к горе.
«Областная Рязанская Газета» предпримет ряд предусмотренных российским законодательством мер противодействия некорректной информации.
Как говорится, не жалуйтесь. Редакция хочет восстановить доброе имя Александра Архипова – защитить другое честное имя была пропасть возможностей, но все, начиная с его носителя, ими пренебрегли.
Первый шаг в этом направлении – публикация «Коловрата» полностью в варианте и за подписью Александра Архипова. На портале стихи вывешены без последней строфы, что делает «случайность» ещё менее вероятной – их кто-то «редактировал», подгоняя под нынешние реалии, когда памятник Евпатию воздвигнут в центре города.
АЛЕКСАНДР АРХИПОВ
КОЛОВРАТ
Тяжела рука
У Коловрата,
Оттого и лёгок
Синий меч.
Князь на князя шёл,
А брат на брата,
Только не о том
Сегодня речь.
Где стоял недавно
Город стольный,
С чёрным пеплом
Кружится пурга…
И Евпатий говорит:
«Достойно
Наши люди
Встретили врага.
Опоздали мы
Помочь Рязани…
Други-соколы!
Прямым путём,
Не страшась
И с сёдел не слезая,
Нынче ж за кочевником
Пойдём.
Наша Русь
Вовек несокрушима!
Так в погоню!
Отдохнём потом!»
Дружно тронула
Коней дружина,
Впереди —
Евпатий на гнедом!
Небо звёздное
Звенит кольчугой,
На пути
Ни стога, ни скирда…
Где ночует,
Где теперь кочует
Ненасытным скопищем Орда?
О щиты ордынцев искры высечь
И о сабли
Притупить булат
Тысячу семьсот
На триста тысяч
Конников торопит
Коловрат.
За Рязань
Близка с врагом расплата.
Полк Евпатия
Идёт, как смерч!
Тяжела рука
У Коловрата,
Оттого и лёгок
Синий меч!
Жив Евпатий
В песнях и сказаньях,
А сегодня
Слышу я в ответ:
– Не ищите, друг,
У нас в Рязани
Коловрату
памятника нет!
Эта публикация призвана «уравновесить» дезинформацию патриотического ресурса, чтобы на запрос в сети выпадал не только искажённый, но и истинный текст. Нам важно донести до рязанских школьников имя подлинного автора «Коловрата». А кому неважно, пусть это будет на их совести.
Елена САФРОНОВА