Лариса Образова: «Качество дорог – это, прежде всего, контроль»
ООО «Завод ЛС» – это комплекс современных заводов по производству асфальтобетона и бетона, расположенных в Рязани, Москве и Нижнем Новгороде. Предприятие также производит битумную эмульсию и поставляет инертные материалы, используемые в дорожном строительстве.
Мы встретились с руководителем ООО «Завод ЛС» Ларисой Николаевной Образовой, и у нас состоялся очень интересный разговор о современном дорожном строительстве, о качестве материалов, о принципах, которыми команда завода руководствуется в своей деятельности, а также о том, почему до сих пор, не смотря на появление самых передовых технологий, мы сталкивается с плохим качеством дорог. Как говорится, кто виноват, и что делать?
– Лариса Николаевна, расскажите, как вы оказались в такой, казалось бы, мужской сфере деятельности, как асфальтовый бизнес?
– В бизнесе я уже очень давно. Работала в различных сферах. Производство – оно везде одинаковое. Закупаешь материал, с душой производишь продукт, а потом продаёшь. Ключевое слово – с душой! Асфальтовый бизнес я возглавляю с 2019 года.
– Расскажите, поподробнее о сегодняшней вашей работе. Что производит «Завод ЛС» и какие объекты строятся с использованием вашей продукции?
– Мы производим и поставляем асфальтобетонную смесь и бетон.
У нас три главных подразделения производства: Рязань, Москва и Нижний Новгород. В Рязани бетонный и асфальтовый заводы, один завод по производству асфальта в Нижнем Новгороде, а в Москве – два завода.
Все наши заводы выпускают продукцию на оборудовании АMMAN. Отмечу, что асфальтобетонный завод AMMAN UniBatch может производить 300-320 тонн продукции в час, а асфальтоюбетонный завод AMMAN SpeedyBatch -190-200 тонн в час.
Работая с 2009 года с нашей продукцией построено свыше 7,5 млн кв.м дорог, более120 тыс. кв.м зданий, более 100 тыс.кв.м мостов и реализовано более 2560 тыс. тонн продукции.
Сейчас, например, большая доля нашего асфальта с московских заводов поставляется для строительства Лыткаринской трассы. Асфальт– он ведь, как хлеб, вкусный, пока горячий. Чем меньше плечо доставки, тем лучше может быть качество дороги.
– Вашу продукцию не назовёшь дешёвой. Чем вы это объясните?
– Да, мы не производим дешёвую продукцию. Она у нас достаточно дорогая. Но дорогая она не потому, что мы хотим получить суперприбыль. Здесь можно провести аналогию со щами. Ведь мы можем сварить пустые щи, а можем с говядиной. И тогда они будут и вкусные, и наваристые. Также и с нашей продукцией.
– В приоритете компании производство асфальта…
– Да, можно сказать, что производство асфальта – это наше приоритетное направление. Кстати, мы одни из первых перешли на еврофракцию.
С середины 2023 года все дорожники уже работают по новым ГОСТам. В первую очередь это касается щебня. Если раньше можно было использовать марку щебня М400, М600. То сейчас меньше М800 использовать не рекомендуется.
Наши заводы выпускают продукцию высокого качества ещё и потому, что используем сырьё только проверенных производителей. Так например битум и ПБВ применяем только от «Газпром».
В 2024 году у нас уже произведено в Нижегородской области 160 тыс. тонн асфальта, по Рязани – 125 тонн, по Москве – 950 тонн.
Мы работаем на гранитном щебне, который везут с Урала, с Ленинградской области. Он более крепкий.
Марка прочности у него не ниже 1200. А тот же известняковый щебень имеет марку прочности максимум 800.
– Давайте поговорим о современных технологиях, которые используются в дорожном строительстве. Что-то изменилось за последнее время? Качество дорог стало лучше?
– В последнее время очень многое изменилось. Сейчас, например, на всех федеральных трассах в верхних слоях укладывается ЩМА (щебёночно-мастичный асфальтобетон – прим. автора). Чем он отличается?
ЩМА готовится на более крепких гранитных смесях называемых «Габбро». И используется ПБВ (полимерно-битумные вяжущие) материалы.
Этим мы добиваемся качества.
Мы работаем на граните «Габбро», где показатель прочности 1400. Он более прочный и менее стираемый. Более долговечный, если хотите. В Александро-Невском районе Рязанской области «Лидер-строй» ремонтирует дорогу по новой технологии.
СПРАВКА
ЩМА (ГОСТ 31015-2002) относится к самостоятельной группе дорожно-строительных материалов и отличается от асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 тем, что в нём содержится больше щебня (до 80 % по массе) и битума (до 7,5% по массе). Стабилизирующая добавка позволяет удерживать в материале большое количество битума. ЩМА можно укладывать слоем меньшей толщины, чем горячий асфальтобетон, т.о. снижается расход смеси на 1 кв.м покрытия. При разработке рецепта смеси применяется жёсткий допуск по размеру щебня. Это связано с большим количеством пустот, которые заполняются битумной эмульсией, в связи с этим получается отличное дорожное покрытие для дорог с большой интенсивностью транспортных средств.
Важно отметить, что современные технологии по укладке направлены на то, чтобы улучшить качество. Дорожники дают гарантию 5-7 лет, поэтому и требования дорожников к асфальту теперь более высокие. Дорожникам ведь надо выполнять гарантийные обязательства.
Мы работаем не только с дорожниками, но и с компаниями, которые занимаются благоустройством территорий. Они также серьёзно подходят к качеству асфальта.
В любом случае, мы всегда очень тесно работаем с заказчиками. Если их что-то не устраивает, заказчики могут и ночью позвонить и вызвать на объект нашего представителя.
В Москве всё ещё серьёзней. Там четыре лаборатории приедут проверять дорогу, и к нам на производство приедут.
– Тогда почему до сих пор мы сталкиваемся с плохим качеством дорог? Взять хотя бы нашу Рязань. С Москвой всё понятно, там всё серьёзно.
– Когда начинают планировать строительство дороги, смотрят, какая она будет по интенсивности. Начинают разрабатывать проектную документацию. Дорожник, он ведь не просто приходит и говорит, здесь я положу такой асфальт, а здесь такой. Всё регламентируется ГОСТами. Когда ко мне обращается клиент, то качество асфальта контролирую не только я. У клиента тоже есть заказчик, который также должен проверять качество. От заказчика очень многое зависит. Наша задача выпускать продукцию только по ГОСТу.
Также, сейчас к тендерам допускаются только те компании, которые уже сделали определённый объём работ по строительству дорог. Но, подмечу, что нигде не написано, какого качества дороги они выпустили. А ведь это легко проверить. Достаточно посмотреть, на какой улице, какой подрядчик работал. И сделать вывод.
Все, например, знают, какие компании делали Крымский мост. И там никому в голову не могло прийти, где-то слукавить, потому что понимали, что приедут проверяющие и «снимут с них стружку», если будет что-то не так. Поэтому безусловно нужен контроль.
– Именно поэтому у вас и работает собственная лаборатория?
– У нас не просто лаборатория, а лаборатория с большим штатом сотрудников. Этим мы отличаемся от небольших производителей. Они просто не могут себе позволить создать и содержать лабораторию.
Сотрудники нашей лаборатории, к примеру, осуществляют входящий контроль, то есть проверяют битум, щебень: фракцию, марку прочности.
Особое внимание мы уделяем условиям хранения. Аккуратность здесь очень важна. Важно, чтобы не было смешивания фракций, которое может привести к потери качества асфальта. А мы за свой асфальт отвечаем.
Наш начальник лаборатории выезжает на объект и проверяет, соблюдается ли технология укладки. У нас были случаи, что начальник лаборатории приезжает на объект, а ему говорят, у нас якобы асфальт некачественный.
Она их спрашивает: а вы эмульсии достаточно пролили? Ведь проливка эмульсией дорожного покрытия – очень важный фактор в дальнейшей укладке асфальта.
Если эмульсии мало, то и асфальт будет плохо укатываться. Некоторые дорожники на этом экономят. Мы, кстати, и эмульсию готовим сами. И поэтому сами можем наблюдать, как бывает. Одна компания берёт 1,5 тонны эмульсии, а другая на тот же объём асфальта – 800 кг. И мы уже заранее понимаем, что такая экономия, скорее всего, повлияет на срок службы асфальта.
Поэтому, что такое качество? Качество – это контроль. Контролировать нужно всё и везде. От входного сырья и до выпуска готового продукта. От привоза асфальта до его укладки.
– Такой же подход и к производству бетона?
– Конечно. Мы не просто продаём бетон, мы продаём его с сопровождением. У нас есть миксера. Эти миксера регулярно промываются, мы за ними следим.
Наш технолог обязательно выезжает на крупное строительство и контролирует процесс, смотрит, чтобы за бетоном правильно ухаживали. Тогда с ним не будет никаких проблем.
У нас замечательный технолог Вишнякова Вера Александровна. Она работала ещё при Советском Союзе. И слово ГОСТ для неё ключевое. Если она скажет, бетон хороший, значит, так оно и есть. Она никогда не экономит на качестве. Мы даже разработали специальную памятку, как ухаживать за бетоном. И Вера Александровна тщательно следит за этим.
– С кем из рязанских производителей вы сотрудничаете?
– До 2020-го года мы в своём производстве бетона работали на холсимовском и воскресенском цементе. Он качественный, но более дорогой. Но у нас и в Рязанской области есть свои достойные производители цемента. Я вышла на Серебрянский завод. И мы стали работать с ними тоже.
– Каким образом вам удается удерживать цену, сохраняя при этом качество?
– Сейчас никто не работает на суперприбыль. Это не 90-е годы, когда покупали за рубль, продавали за десять. Сейчас в производстве одна из главных целей – это экономное производство. Мы всё просчитываем до миллиметра.
Мы уже, наверное, до дыр зачитали руководство по бережливому производству «Toyota», где люди работают, в том числе и по принципу так называемой «вытянутой руки», основная суть которого – сокращение затрат, прежде всего логистических, и удобство в работе сотрудников.
То есть мы думаем, чтобы у нас погрузчик меньше ездил, чтобы меньше тратилось бензина, электричества, газа, чтобы работникам было удобно и комфортно. И ещё, всегда думаем о конечном результате, в том числе и в контексте ценовой политики.
Если безосновательно поднимать цены, клиенты будут вынуждены искать более дешёвую продукцию, будут уходить к более мелким производителям. Иногда это ведёт к потере качества.
Чудес не бывает. Если цемент у всех примерно в одной цене, щебень в одной цене, заработная плата работника в одной цене. Как тогда можно сделать один и тот же продукт по разным ценам? Видимо, где-то слукавить?
Я всегда объясняю, почему человек должен купить более дорогую, но качественную вещь! К примеру, когда мы привозим бетон, который набирает гостовский процент за пять, а не за семь дней, что в итоге получит клиент?
В первом случае, когда за 5 дней, работники смогут снять опалубку на несколько дней раньше, а значит, будет меньше время простоя. Не нужно будет искать, чем в это время занять своих работников.
– Лариса Николаевна, познакомьте меня с сотрудниками завода
– Пойдёмте, я познакомлю, и они сами о себе всё расскажут.
Начальник лаборатории Никуленкова Елена Витальевна.
– Елена Витальевна расскажите, как долго вы работаете, и чем занимается ваша лаборатория?
– Я работаю в этой отрасли с 1990 года. Наша лаборатория выполняет различные функции цель которых– качественная продукция. К примеру, занимается тем, что проверяет качество укладки, температурный режим. Мы выезжаем на объект и проверяем, всё ли правильно делают дорожники.
Бывает, что надо проследить, чтобы укатывалась не совсем горячая смесь, и не совсем холодная., чтобы правильно ходили катки. Очень много зависит от машиниста катка. Профессиональный и опытный машинист катка сейчас на вес золота.
Лариса Образова:
– Проблема с квалифицированными работниками реально существует. Если раньше специалистов, необходимых в нашей отрасли действительно учили, они получали образование в ПТУ, в техникумах, то сейчас, куда ни глянь, – кругом самоучки. Я считаю, что это неправильно. Людей необходимо учить хотя бы азам, чтобы они знали элементарные вещи. Иначе-никак.
Александр Кожин, оператор бетонного завода
– Александр, расскажите, в чём состоит ваша задача на производстве?
– Моя функция следить за работой завода. На мониторе мы видим непосредственно процесс смешивания бетона. На экране отображаются все производственные процессы. Как вода стекает в смеситель цемента, как добавляются инертные материалы и т.д.
Надежда Царёва, менеджер по логистике
– Моя задача отслеживать все въезжающие и заезжающие машины. Если машина опаздывает, значит, нужно кого-то поменять местами. На мониторе я вижу, кто загрузился, кто разгрузился. Утром подаётся заявка, и я знаю, какие машины сегодня будут грузиться. Соответственно, я их контролирую. Если мне позвонит прораб, то я всегда знаю, где какая машина.
– Лариса Николаевна, что Вы думаете о своём коллективе?
– У нас очень хорошая команда. Много молодых ребят. И все они «кипят» на работе, все очень заинтересованы в результате. Наверное, потому и выпускаем хороший продукт. И я могу с уверенностью сказать «Завод ЛС» – это качество.
Беседовал Николай Кириллов
Фото автора
Реклама ООО «Завод ЛС» ИНН 6229093334, ОГРН 1196234008904, ERID=2VtzqusTAtt