История Дедушки Мороза
Дед Мороз — это восточнославянский вариант рождественского дарителя, это главный сказочный персонаж на праздник Нового года.
В славянской мифологии – олицетворение зимних морозов. А как он выглядит? Одет в красную, синюю или белую шубу, на ногах валенки, в рукавицах и мешок с подарками. У него длинная белая борода. Ездит на тройке лошадей. И с ним внучка – Снегурочка.
Преданья старины
А теперь вернёмся в давние времена. Восточные славяне – это творческий народ. Мороз они представляли в виде невысокого старичка с длинной седой бородой. Он бегает по полям и вызывает трескучие морозы. Много о нём можно прочитать в народных сказках, в которых он добрый, справедливый волшебник.
А зовётся – Студенец или Трескунец. Хороший урожай крестьянин в древности связывал со снежной холодной зимой и ждал морозов на Рождество. Поэтому на Святки было принято совершать «кликанья мороза» – его зазывали на трапезу с блинами и оставляли еду на окне или крыльце.
Время перемен
Долгое время Дед Мороз и ёлка существовали отдельно. А вот в XIX веке их объединили. Обычай перешёл от немцев. В России создали своего «рождественского деда», который дарил детям подарки. При Императоре Александре II это был «старый Рупрехт», явно немецкого происхождения. Затем уже встречается упоминание о «дедушке Николае», но имя святого к Деду Морозу не прижилось. Появился Морозко, а в начале XX века – Дед Мороз.
После 1917 г. Дед Мороз подвергся гонениям вместе с ёлкой и рождественскими праздниками. Специальные патрули ходили по улицам, заглядывали в окна, ища какие-либо намёки на праздничное торжество.
Но в 1935 г. это признали «левыми перегибами». Праздник вернули. Новый 1936 год страна встречала под ёлкой. А в 1937 г. Дед Мороз и Снегурочка приветствовали гостей в Московском Доме Союзов.
Отношение Русской Православной Церкви к Деду Морозу
Отношение было неоднозначным, так как в своих истоках, как сказано выше, он являлся языческим персонажем, волшебником. Но ведь это прочно установившаяся культурная традиция.
В 2001 г. в резиденции Деда Мороза в Великом Устюге готовились провести «шабаш нечистой силы». Это мероприятие рекламировалось в местной газете, где рядом с Дедом Морозом плясали лешие, кикиморы. Но усилиями великоустюжского духовенства это мероприятие удалось отменить.
И епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, говоря о поддержке Церковью программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза» сказал: «Дед Мороз как приходил к детям, так и будет приходить независимо от того, будем мы, духовенство, участвовать в этой программе или нет. Но он нас зависит, с чем придёт к детям Дед Мороз. Если нам удаётся направить его по доброму пути, программа станет созидательной, и Дед Мороз уже не будет общаться с нечистой силой и приучать к этому детей. С помощью доброй русской сказки мы сможем и в душах детей закладывать хороший, добрый, нравственный фундамент, поможем им вырасти патриотами, прекрасными гражданами и созидателями нашей Родины».
А вот что говорит о Деде Морозе протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов «Покрова Богородицы» и «Новомучеников и Исповедников Российских» (Московская область, село Акулово): «Дед Мороз – герой сказочный. Никакого язычества в нём нет. Это аллегория. «Идёт – по деревьям шагает, трещит по замёрзшей воде; и яркое солнце играет в лохматой его бороде». Сказочный персонаж. Вот Баба Яга больно неприятная. А дедушка – это что-то очень доброе, как у Алексея Плещеева:
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток.
Дедушка, найди мне беленький грибок.
Ты хотел мне нынче сказку рассказать,
Посули мне белку, дедушка, поймать».
Что ж, тогда и сказки не рассказывать? И подарки под ёлкой – очень интересно!
Ждите Деда Мороза с подарками!