Певец России
Памяти Владимира Солоухина
Рязань, 10 декабря — Областная Рязанская Газета. Материал из №47 (205) от 30.11.2017г.
«Если ты русский человек, ты обязан знать, что такое «Слово о полку Игореве», храм Покрова на Нерли, Куликовская битва, рублевская «Троица», Кирилло-Белозёрский монастырь, устюжская чернь, вологодское кружево, Кижи, Владимирская Божья Матерь…»
Владимир Солоухин
Владимир Солоухин был одним из крупнейших писателей XX века. Он принадлежал к уникальной группе первых советских граждан, появившихся на свет после революции и гражданской войны. Это поколение подарило стране множество особых героев, ярких личностей. Сверстниками Солоухина были: Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, молодогвардейцы… А также русские писатели, рассказавшие миру о Великой Отечественной войне – Юрий Бондарев, Виктор Астафьев, Борис Васильев, Юлия Друнина… И, как не парадоксально, самые известные советские диссиденты – Андрей Сахаров и Александр Зиновьев.
Но воспитание простого крестьянского парня из Владимирщины, в отличие от прославленных ровесников, было сызмальства не атеистическим. Это обстоятельство заметно отразилось на творчестве зрелого уже писателя Солоухина. Солоухин – русский, советский классик, так можно его охарактеризовать. В одной из своих книг Владимир Алексеевич Солоухин сказал: «Не нужно твердить на каждом шагу: «О, любимая Земля! О люди, как я вас люблю!» Но если вы, действительно, любите, то любовь независимо даже от сознания осветит и согреет страницы, написанные вами. Она подскажет вам слова, даст краски, навеют музыку. И что самое главное – её обязательно почувствует читатель. Именно это утверждение даёт возможность приобщиться к его творчеству. Писатель создал свою, самобытную прозу, в которой чётко прослеживается бесстрашие в отстаивании своей точки зрения. Его позиция русского писателя и грандиозна, и когда он пишет о милой ему Владимирщине, по дорогам и тропам, деревням и лесам, которой он ведёт нас к книге «Владимирские просёлки», и когда знакомит нас с жителями своей родной деревни («Капля росы»); и когда поднимает острейшие, наболевшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников отечественной истории и культуры («Время собирать камни», «Письма из Русского музея», «Чёрные доски», «Продолжение времени» и др.); и когда пишет о природе, затрагивает вопросы экологии, рисует картины среднерусской полосы («Третья охота», «Травы»). В брежневские годы с появлением в нашей литературе целого направления замечательных русских «деревенщиков» Владимир Солоухин примкнул к ним. На протяжении многих лет «деревенщики» – и Солоухин в их числе – боролись, как могли, против поворота рек и прочих рукотворных катаклизмов, бились за сохранение «бесперспективных» деревень и старых городков, древних храмов и родной природы, национальных обычаев и вековечных традиций.
То, что писал Солоухин о памятниках старины, не только интересно, но и крайне важно. Здесь работа писателя превращалась в настоящее гражданское патриотическое служение, которому даёт силу любовь к Родине, России, родной земле – любовь созидающая.
Вот его книга очерков «Продолжение времени», в которой он развивает традиционную для него тему «уважение к преданию». Он обращается к печальной судьбе мест, связанных с именами замечательных представителей нашей культуры: (очерк о Званке Г. Р. Державина на реке Волхове; селе Аксакове под Оренбургом; исследовании об Оптиной пустыни, связанной с изменами Гоголя, Достоевского).
Это проблема отношения к духовному наследию нашего народа, вечных ценностей, основах духовной жизни человечества. Писатель поднимает много проблем. Одна их них та, главная, о том, что гибнут по глухому чиновничьему равнодушию памятники культуры, забытые могилы предков, исчезают изделия народных промыслов. В его произведениях перед нами проходит плеяда русских простых людей, костяк русской нации – русское сословие.
Особого внимания заслуживает его книга «Смех за левым плечом», в которой он выступает как истинный православный писатель. Солоухин проводит тему «Христос и дитя», тему воспитания новоявленной души, которая никогда не окажется вне очей Божиих. И только от неё самой зависит, будет ли о ней плакать за правым плечом ангел-хранитель или злорадно хихикать за левым – бес искуситель. Особую боль незаживающий сердечной раны испытывал писатель за взорванный храм Христа Спасителя, которой запечатлелся во всём своём великолепии в его детской душе, когда его отец привёз в Москву семилетним мальчиком.
Храм Христа Спасителя
С первых же месяцев наступившей гласности он стал требовать от государства принять решение о восстановлении храма.
В 1989 году русская общественность Москвы собралась для утверждения фонда возрождения храма Христа Спасителя. Владимир Солоухин был избран его президентом. Из воспоминаний близкого друга писателя Зураба Чавчавадзе: «В 1996 году бетонный остов храма уже парил над Москвой. У Святейшего Патриарха Алексея II собирались все, кто был связан с его восстановлением, чтобы обсудить вопрос ускорения темпов строительства. Среди прочих выступление Солоухина: «Я всегда мечтал о возрождении храма. У меня даже сложилась такая внутренняя молитва: «Увидеть возрождённый храм и … умереть».
Дом Владимира Солоухина
«Не спешите, Владимир Алексеевич, вы же не хотите, чтобы я просил Юрия Михайловича Лужкова», – с улыбкой сказал ему Патриарх. Об этих словах Владимира Алексеевича я вспомнил, когда стоял в его больничной палате и читал молитву на Исход души перед его любимой иконой Владимирской Божией Матери и услышал последний вздох незабвенного Владимира Алексеевича».
Отпевание Владимира Солоухина было в Нижней Преображенской церкви храма Христа Спасителя. Святейший Патриарх распорядился приостановить все работы внутри и вокруг храма, лично приехал на отпевание и сказал тёплое прощальное слово: «Он всей душой любил Россию, Землю Русскую. Был настоящим христианином, который первый напомнил обществу о наших духовных, нравственных корнях и необходимости вернуться к вере. Старшее поколение помнит, как «письма из Русского музея» Солоухина буквально всколыхнули русскую общественность, напомнили нам о наших святынях, от которых народ был насильно отвергнут… Мы верим, что о нём сохранится в наших сердцах, в сердцах всех наших соотечественников, вечная и благодарная память…»
Похоронили Владимира Алексеевича Солоухина, согласно завещанию, в родном для него Алёшино, рядом с отцом, матерью, дедом.
Могила Владимира Солоухина
Свой край Владимир Солоухин, как он сам говорил, воспел в стихах и в прозе. Вот строчки из одного его стихотворения, говорящие о нём, как о борце последних дней.
«Хранится в сердце мужества запас.
И свет во тьме, как прежде, не погас,
И тьма его, как прежде, не объяла!»
Сбылось желание Владимира Алексеевича – он оставил после себя добрый след в сердцах людей.
Ия КИРИЛЛОВА