Стихи на бересте
В гостях у «Областной Рязанской Газеты» поэт, прозаик, краевед, лауреат Всероссийского конкурса поэзии имени Сергея Есенина, член Союза писателей России Николай Нырков.
– Николай Алексеевич, как известно, все мы родом из детства. И когда-то впервые появляется тяга к творчеству, рождаются первые стихи. Когда это случилось у вас?
– Родился я в 1952 году в г. Спас-Клепики. Первые стихи были написаны ещё в юном возрасте. Более серьёзные произведения писались уже в сознательном возрасте. Но долгое время всё копилось в черновиках.
Наверное, не буду уникален, если скажу, что поэт, оказавший на меня большое влияние, был наш классик Александр Сергеевич Пушкин. Тогда же начались и первые попытки собственного творчества, которые явно копировали пушкинский стиль. Уже позже я познакомился с творчеством нашего великого земляка Сергея Есенина, классика русской литературы XX века Александра Блока и других поэтов. Но конкретного писателя или поэта, оказавшего влияние на моё уже взрослое творчество, не было. Мне нравились и нравятся стихи многих поэтов прошлых и наших лет, но, безусловно, Александр Пушкин и Сергей Есенин остаются наиболее любимыми.
– Сколько у вас книг?
– Многие стихи и рассказы печатались в местной прессе до выхода книг. И вот, начиная с 2002 года, у меня вышло 10 книг: пять сборников поэзии, книга прозы, две книги по краеведению и две книги по рыболовству.
– А какая книга вам наиболее дорога?
– Книга, которая мне наиболее дорога, это «Стихи на бересте» – первый изданный сборник поэзии. Хотя к тому времени было уже много публикаций в районной и областной газетах. И уже вышли книги по краеведению и сборник прозы. Кроме местных газет, я печатался во многих ежегодных литературных альманахах Москвы, Рязани, журналах Санкт-Петербурга. Многие журналы с рыболовной тематикой периодически печатали мои работы.
– Вы быстро пишете?
– Проза пишется быстро и порою без дополнительного редактирования. Сейчас заканчиваю книгу по истории родного города и края, которую намереваюсь выпустить в этом году. Так вот, работа над нею, сопряжённая с поисками материала, многочисленными знакомствами и поездками, приносила ощущение открытия давно забытого и удовлетворение от осознания правильно выбранной тематики.
Стихи чаще рождаются мучительнее, неоднократно правятся, многие начатые остаются в черновиках годы. Ощущаю себя в большей степени, конечно, поэтом, но и в остальном отдаю свои мысли и чувства с радостной откровенностью.
—-
Стихи, как молитву, читать не устану,
Я буду беспечно смеяться и петь.
И в праздник престольный, внимая баяну,
О ком-то грустить и о чём-то жалеть.
Я буду терзаться от слёз и желаний
И на слово верить, что скажут, всему.
Наслушаюсь песен и бабьих рыданий
И, жадно хмелея, вас всех обниму.
Неважно, что жизнь незаметно, но пройдена,
И песней мы словно подводим черту.
Нас всех окрестила ромашками родина,
И русского видно везде за версту.
– Расскажите о литературных премиях, в которых вы стали лауреатом…
– Лауреатских званий литературных конкурсов и премий было много. Наиболее значимыми и важными для себя считаю звания лауреата Всероссийского конкурса поэзии имени Сергея Есенина, XIVМеждународной литературной премии имени Андрея Платонова «Умное сердце», Международной поэтической премии имени Петра Вегина (Лос-Анджелес), литературной премии имени Василия Шукшина «Светлые души», Национальной литературной премии «Золотое перо Руси». Да и остальные награды не менее дороги.
– Наверняка родные места, в частности Спас-Клепики, повлияли на ваше творчество…
– Конечно. Родные места, тем более такие заповедные и потрясающе красивые, как мещёрские, конечно, накладывают свой незабываемый, неповторимый отпечаток на всех неравнодушных к русской природе. Итогом моего признания родной природы стала дважды переиздаваемая книга «По озёрам Мещёрского края». Помимо книги, были и другие публикации о природе. Очерк «Близкая Мещёра» стал лауреатским в конкурсе «Золотое перо».
—-
И у меня не всё бывает гладко…
Но в час, когда накатывает грусть,
Прижмусь к берёзе, и светло, и сладко
Души коснётся розовая Русь.
Не плачь, душа, я жизни знаю цену,
И грусть моя растопится к утру,
Когда взобьёт сиреневую пену
За домом сад, купаясь на ветру.
Когда, как гребни, в облачность небес
Воткнут вершины сонно перелески,
День просочится заревом сквозь лес
И влажной грудью вздует занавески.
И я проснусь с собою сам в ладу
И стихшей болью благость не нарушу.
Ступлю босым в сырую лебеду
И небесам раскрою настежь душу.
– Творчество для вас – это хобби, смысл жизни или что-то другое?
– Хобби у меня типично мужские – рыбная ловля и охота. А каждый поэт, писатель раскрывает свой собственный мир с собственными ощущениями и мыслями, чувствами и мечтами. Человек творит. И это – творчество. Какое оно – скажут читатели и критики. Вряд ли это можно считать хобби. Это внутренний мир, обнажённый напоказ для остального мира.
– Вам важно признание читателей?
– Думаю, что признание читателей важно любому писателю. Это прибавляет вдохновения, сил и трудолюбия.
—-
Поклон вам, русские деревни и погосты,
Всё пережив, смогли мы сохранить
В узлах дорог истоптанные вёрсты
И с детством не порвавшуюся нить.
Спасибо вам за благость и участье,
За ранний свет и песни на заре,
За скорбь могил и первое причастье,
И запах сена ночью во дворе.
За то, что здесь, на поле под Рязанью,
Испив тоску осенней тишины,
Мы стали ближе к боли и страданью,
И пониманью горя и вины.
За то, что зло не въелось в наши души,
И хлеб остался тёплым и святым,
Что, научившись каяться и слушать,
Мы без корысти доброе творим…
Я запою, и вы мне подпоёте,
И нет роднёй и ближе наших душ.
Надрывно стонет, спрятавшись, в болоте
Пугливой птицей дедовская глушь.
С тележным скрипом утром через гати
Пройдёт в онучах лапотная Русь,
Забытым сном однажды на закате
Протянет в небе одинокий гусь.
Сижу в лесу, где мох синее неба,
Где серьги золотом осыпались с сосны,
И от ломтя надкусанного хлеба
Пахнёт пасхальным запахом весны.
И дрогнет голос, будто на излёте,
Защемит грусть неведомо о ком.
Я запою, и вы мне подпоёте,
Не зная слов, но чувствуя нутром.
—-
Сердце скрипит полозьями
В рёбрах, меня коря,
Душу мою вморозило
В стылый закат января.
Мне бы в такую пору
Дома сидеть у огня,
Но за кудыкину гору
Ветер погнал меня.
Вот и бреду,не зная,
Надо ли это мне,
Снег, на макушке тая,
Потом течёт по спине.
Губы скукожив хмуро,
Месяц глядит мне вслед.
Кровью больной и бурой
Хлынет в поля рассвет.
Сердце кольнёт укором,
Комкая мысли и речь…
Видно, во времени скором
Я прогорю, как печь.
Или во времени скором
Душу согрев мольбой,
За городским забором
Взглядом столкнусь с тобой.
Ноги во тьме раскорячив,
Вётлы – в тисках тишины.
Может, вот так незряче
Я дотяну до весны.
В прошлом останутся драки,
Боль неудач и хмель…
Пьяной походкой гуляки
Ночью придёт апрель.
Стукнет в окно, как знакомый,
Что пропадал весь год,
А на реке за домом
Будет ворчать ледоход.
Сердце в груди с галопа
Вдруг перейдёт на шаг,
Сгинет в еловых тропах
Глупый похмельный страх.
СУДЬБА И ДОЛЯ
В сухих руках ржаного поля
Дрожала зыбь от тишины…
Судьба моя, судьба и доля
Уже давно предрешены.
Я лет, уже не помню сколько,
В воспоминаниях храню
Лаптежный след в песке просёлка
И след тележный по жнивью,
И эту тропку на заречье,
Где после утренней косьбы
Выносит мать, сутуля плечи,
Воды холодной из избы,
Медовый запах сеновала
И вкус парного молока,
И речку в пятнах краснотала,
Где пили воду облака,
Чугун распаренной картошки
И хлеб горячий из печи,
И голос плачущей гармошки,
Мне не дававшей спать в ночи…
Я всё храню светло и свято,
И жду, а может быть в ночи
Мелькнёт в свекольной тьме заката
Огонь растопленной печи.
Лариса КОМРАКОВА