Прощание с дозой
«Нужно понять, что с тобой происходит», — советует молодой рязанец – теперь уже бывший наркоман с десятилетним стажем, прошедший курс реабилитации в центре «Точка отсчета»
«Нужно понять, что с тобой происходит», — советует молодой рязанец – теперь уже бывший наркоман с десятилетним стажем, прошедший курс реабилитации в центре «Точка отсчета»
У многих людей в сознании укоренилось мнение о том, что бывших наркоманов не бывает. «Привычка — вторая натура»,- уверены они. Однако сотрудники реабилитационного центра «Точка отсчёта» так не считают. Несмотря на довольно короткий срок работы (команда специалистов начала оказывать помощь всем нуждающимся в области реабилитационных программ с года), центр добился не только высоких результатов в лечении алко- и наркозависимых, но и стал для них единственной, последней, надеждой. Пациент центра, завязавший наркоман Сергей, рассказал нам, есть ли жизнь после…
— Сколько вам лет? Как долго принимали наркотики? Сколько времени в завязке?
— Мне 2 6 лет. Наркотики принимал с 14 до 24 лет. В завязке нахожусь 16 месяцев.
— Помните ли самый первый опыт приёма? Почему решили попробовать?
— Прошло так много времени с того злополучного дня… Да, в тот день и в школу-то не пошли. Шатались с пацанами по городу безо всякой определённой цели. Пожевали мороженое. Много ли надо для радости… Ну, а ближе к одиннадцати вечера, когда собирались расходиться по домам, случайно встретили парня из одиннадцатого класса, который у нас числился среди «крутых». Жил со мной в одном доме, в одном подъезде. Поэтому, когда разошлись все, мы-то с этим «крутым» домой-то пошли на пару. Не сказать, что друзьями были, ведь я же младше его. Шапочное знакомство. А тут, на лестничной площадке, он мне и предложил вдруг кайф словить. Вот вам и первый опыт. Вмазали по вене. Герыч, я вам скажу, злая штука. Подсесть — проще пареной репы, раз, два — и уже на игле. А в первый-то раз я и не особо понял, что произошло. Глюки словил. Мутилс жутко. Утром блеванул, извините за такую интимную подробность. Честно скажу — не в последнюю очередь подсел ведь, потому что хотел быть похожим на старших ребят, которые меня окружали. Хотел быть более взрослым. Эта же мысль многих пацанов подзуживает, многим поскорее хочется из детских штанишек выпрыгнуть.
— Откуда брали деньги на дозу?
— По-разному. Крал, обманывал, манипулировал родителями. Из-за этого у меня есть судимость по 158 статье
за кражу в магазине. Кроме того, меня лишили прав на 4 года.
— Когда поняли, что началась зависимость? Что при этом испытали?
— Я не понимал, что происходит. Поначалу-то всё по приколу. Так-то я к внутривенным уколам относился болезненно. Когда кровь берут из вены на анализ, всю эту процедуру на не- рвяке переживаешь. А вот, когда вмажешь герыча, конечно, неприятно иглу втыкать, а потом вроде и расслабуха наступает, и улетаешь куда-то в райские кущи. Но этот период поддельного блаженства длится недолго. Лавэ пока на кармане имеется, вроде и беды не ведаешь. Но бабло имеет свойство заканчиваться в самый неподходящий момент. Мы начали вымогать деньги у лохов — лиц побогаче, послабже, у разинь. Так постепенно у нас организовалась группа из 8-10 ребят, что покрепче да понахальнее. Бригадиром стал тот самый парень, который меня первой моей дозой угостил. Мы оккупировали свой микрорайон. Но лафа быстро закончилась. Бригадира нашего замели по мелочёвке, а мы-то, шушера мелкая, быстро разбежались, кто куда. Наркоманить без денежки никак нельзя. Я ж говорю, даже в одного хотел потырить чего-то в магазине, вон, до чего доходило. Когда подсел конкретно, только одна мысль, — где надыбать хрусты, чтоб дозу взять. А на каждом углу граждане кошельками не разбрасываются… А проходит год-полтора, и уже появляются всякие побочные явления. Внутри появляется боль, дискомфорт, всё тело ломает и корёжит, лихорадит и колбасит, как при воспалении лёгких. Начался новый и самый страшный этап в моей жизни. Стало страшно за себя, за свою жизнь. Тогда я решил, что пора лечиться.
— Как ваша семья отнеслась к тому, что с вами происходит?
— Близкие восприняли это тяжело, у них был настоящий шок. Родные перепробовали всё, что можно. Я лежал в центрах детоксикации, кодировался, даже пробовал уезжать в другие места и жить там, чтобы бросить. Но ничего не помогало, начали опускаться руки.
— Откуда вы узнали о центре «Точка отсчёта»?
— Узнал от знакомой по несчастью. Она подсказала, куда обратиться. Выхода у меня не было, я поехал, и очень этому рад.
— Расскажите о программе реабилитации. Сколько она длилась, как проходила? Вам было тяжело?
— Программу реабилитации мне было проходить нелегко, но я решил вернуться к нормальной жизни, и центр «Точка отсчёта» стал для меня необходим. Я проходил программу 7 месяцев. С утра проводилась зарядка, обливания, завтрак. Каждый день мы вели записи в ежедневниках, где отмечали свои чувства, а потом их анализировали. Помогала обратная связь: свои записи из ежедневника я читал другому выздоравливающему наркоману, который со мной был. Со стороны часто виднее, что происходит с человеком, что он чувствует. После этого мы занимались трудотерапией. Она нужна для возвращения в реальность и для приобретения специфических социальных навыков. Ежедневно на трудотерапию уходит полтора-два часа. Мы прибирались в доме, строили церковь, сажали те же морковь, свёклу, укроп, петрушку, редис, картофель и становились настоящими огородниками. В общем, трудились для самих себя. В расписании у нас были и специальные лекции, и тренинги. А после ужина — баня, планёрка, обсуждение того, как прошёл день. В полночь отбой. Да, скажу честно, — баня в центре классная.
— Вы не пожалели, что обратились именно в этот центр?
— Конечно, нет. Мне там здорово помогли. Программа реабилитации индивидуальная, работники центра — настоящие профессионалы. И анонимность в лечении тоже важна.
— Близкие вас поддерживали?
— Только мама и друг мой закадычный. Одним детсадовским горшком пользовались. Не знаю, справился бы я без их поддержки. Это сейчас силы воли я поднакопил столько, что хватит горы своротить.
— Как вы себя чувствуете после реабилитации?
— Сначала было непривычно, тяжело в обществе. Сейчас уже нормально всё, акклиматизировался. Во многом этому, конечно, помогают знания и опыт, которые я получил в реабилитационном центре. Чтобы укреплять себя, посещаю специальные анонимные группы трезвости.
— Чем сейчас занимаетесь?
— Сейчас я нашёл работу — строю дома из бруса под ключ. Кроме работы, увлекаюсь игрой в футбол, в бассейн наведываюсь. Люблю путешествовать. Недавно ездил в Санкт-Петербург. По- настоящему наслаждаюсь трезвой жизнью.
— Как человек, который когда-то принимал наркотики, что вы посоветуете молодёжи? Тем, кто уже принимает или хочет начать принимать.
— Лучше даже и не начинать. Нужно сразу отказаться от приёма, чтобы не было первого раза. Тогда не будет никаких проблем. А если уже начали и стали догонять, что катитесь в ад, то задумайтесь — оно вам надо? И обращайтесь за профессиональной помощью.
Конечно, мало записаться на программу реабилитации, ходить на занятия, соглашаться с доктором и принимать пилюли. Нужно действительно захотеть выздороветь. Осознание проблемы и желание измениться — это уже половина успеха. Главное, когда появляется такой благородный порыв — не упустить его и, как Сергей, обратиться за квалифицированной помощью. А долгосрочная программа психологической коррекции поведения реабилитационного центра «Точка отсчёта» позволит участнику сформировать мотивацию к здоровому образу жизни, повысить социальный статус и обеспечить устойчивую ремиссию (трезвость). Трезвость — это осмысленное, добровольное воздержание от употребления любых химических веществ, изменяющих сознание (включая алкоголь), основанная на здравомыслии, а не на страхах. Важно, что за время пребывания в программе химически зависимый человек имеет возможность восстановить утраченные навыки и развить психологическую устойчивость к стрессовым состояниям, которые ранее могли быть причиной для употребления пагубных веществ.
Наркозависимость — это болезнь, и болезнь излечимая. В этом убедился герой интервью, Сергей, в этом убедились десятки «завязавших» пациентов центра. Главное — вовремя понять, что не игла или бутылка управляют жизнью, а сам человек.
Если у вас или близкого вам человека возникло желание перебороть пристрастность к алкоголю или наркотическим средствам, вы можете обратиться за помощью по телефону реабилитационного центра: +7 (495) 532-42-95.
Горячая линия центра реабилитации «Точка отсчета» и благотворительного фонда «НАН»: 8(4912) 51-09-72, 8-930-783-09-72.
Наталья Тангаева