Четверг, 25 апреля 2024
Курс ЦБ
$  92.51
 98.91
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Апокалипсис вчера

    Век торжества человеческого гения принёс и новый вид бедствий – техногенные катастрофы, которые унесли тысячи жизней 


    Рязань, 11 августа – Областная Рязанская Газета. Кораблекрушения – самый «старый» вид техногенных катастроф. Суда тонули на протяжении веков, и сейчас счёт погибших кораблей идёт на миллионы! Однако никогда кораблекрушения не принимали таких ужасающих размеров как в XX веке. Ещё бы, ведь это время двух мировых войн и таких плавучих монстров как «Титаник». Но об этом корабле здесь упоминаться не будет. Про него и так говорят слишком много, забывая, что были и другие суда, гибель которых не менее трагична.

     

    1 мая 1915 г. из Нью-Йорка в Ливерпуль отправился роскошный британский суперлайнер «Лузитания» с 1959 пассажирами и членами экипажа на борту. «Лузитания», гордость судостроительной компании «Кьюнард Лайн», в 1907 г. заслужила титул самого быстрого парохода в мире. (Создатели «Титаника», понимая, что их корабль не сможет соперничать с «Лузитанией» в скорости, решили поразить весь мир размерами и роскошью своего детища). Развивая скорость до 50 километров в час, лайнер пересёк Атлантический океан за 4 дня и 19 часов. А в 1909 г. корабль побил собственный рекорд, переплыв Атлантику за 4 с половиной дня.

     

    Когда началась Первая мировая война, «Лузитания», несмотря на угрозу со стороны Германии, продолжала совершать свои трансатлантические рейсы. Корабль перевозил граждан нейтральных государств и был безоружен, что относило его к мирным судам. Но главный расчёт был на то, что в случае опасности, лайнер, развив, максимальную скорость, просто уйдёт от любого немецкого военного судна. Однако капитан не учёл возможности появления подводных лодок. 7 мая «Лузитания» была торпедирована немецкой субмариной.

     

    Несмотря на то, что на корабле были задраены все водонепроницаемые переборки, судно перевернулось и затонуло через 20 минут после взрыва. Вместе с ним погибло 1198 пассажиров и членов экипажа. Жертв могло быть меньше, если бы не паника пассажиров и растерянность экипажа. Всё случилось слишком быстро. Из-за неразберихи из 48 шлюпок на воду удалось спустить только 6. А больше половины из спасательных жилетов ушли на дно вместе с кораблём.

     

    «Лузитания» была не единственным пассажирским судном, которое погибло от действий подводных лодок. Так, 12 сентября 1942 г. в Южной Атлантике немецкая субмарина отправила на дно британское транспортное судно «Лакония», на котором было 2789 пассажиров: офицеры, служащие с детьми и жёнами, а также несколько сот пленных. В живых остались 1111 человек.

     

    Однако в многовековой истории мировых кораблекрушений абсолютный «рекорд» по числу погибших принадлежит немецкому теплоходу «Вильгельм Густлофф». 30 января 1945 г. этот роскошный 208-метровый лайнер был торпедирован советской подлодкой под командованием знаменитого Александра Маринеско. В тот момент на судне находились элитные подразделения фашистских подводников, высшее военное командование, тысячи беженцев и раненых – всего более восьми с половиной тысяч человек. После попадания торпед судно, считавшееся непотопляемым, затонуло примерно за час. По разным сведениям, спаслось меньше одной тысячи пассажиров.

     

    6 декабря 1917 г. – чёрная дата в истории канадского портового города Галифакс. В то ясное утро в гавань входил французский военный транспорт «Монблан», направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо. И так случилось, что во время входа в порт, «Монблан» столкнулся с норвежским грузовым пароходом «Имо», который как раз покидал Галифакс и направлялся в море. Капитаны двух судов просто ошиблись с манёврами. Возможно, что на этом бы всё и кончилось, если бы не груз «Монблана».

     

    Дело в том, что в трюмах французского транспорта тайно находилось… 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных французам для войны с Германией! В результате столкновения на «Монблане» вспыхнул сильный пожар. После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля, пока тот не взорвался. Брошенное судно приливным течением начало сносить прямо к причалу. А на набережных города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар. Зеваки даже не подозревали, что находится в чреве парохода. Об адском грузе знала только команда судна и несколько портовых начальников, которые не успели предупредить находящихся на берегу людей. Поэтому никто не придал значения тому, что матросы «Монблана» удирали с него так, будто за ними гнались черти.

     

    В порту решили с помощью буксира вытащить горящее судно в море, чтобы оно не подожгло другие корабли. Но на это не хватило всего несколько минут. В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв даже обнажил дно залива – вода под кораблём словно расступилась! Пароход был уничтожен полностью. Его детали потом находили за несколько километров от места взрыва. Так, один обломок весом в полтонны оказался в трёх с половиной километрах от гавани. А 100-килограмовый кусок корпуса улетел за 22 километра!

     

    Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. Десятки стоящих в порту судов утонули либо были выброшены на берег и сильно повреждены. Полуразрушенный город засыпало тоннами обломков. Повсюду бушевали пожары. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены. В довершение несчастий, на следующий день ударили морозы, началась снежная буря, а ещё через день на погибший город налетел шторм. Словно Божья кара обрушилась на Галифакс!

     

    Подобная техногенная катастрофа в ХХ веке в точности повторилась ещё несколько раз. Причина всё та же – халатное отношение человека к своему смертоносному изобретению – динамиту и его составляющим.  В 1944 г. в порту Бомбея из-за пожара на борту (опять!) взлетел на воздух английский военный транспорт «Форт Стайкин», до отказа забитый боеприпасами. А спустя три года такая же трагедия произошла в промышленном городе Техас-Сити на юге США. Там загорелся и взорвался стоящий в порту французский пароход «Гранкан», на котором был груз удобрений – 2300 тонн аммиачной селитры.

     

    Итог этих взрывов – разрушенные порты и городские постройки, тысячи убитых и раненых. Причём основное число жертв пришлось на тех, кто в момент катастрофы был на берегу. Как и в Галифаксе, люди сбежались в порт посмотреть на пожар. Участь «Монблана» так никого и не научила осторожности. Свою роль здесь сыграло и роковое неведение. В Галифаксе никто не знал про тротил на «Монблане». А в Техас-Сити никто и не догадывался, что аммиачная селитра, это безобидное на вид удобрение, оказывается, может так взрываться! Правильно говорят: незнание – страшная сила!

     

    6 мая 1937 г. произошла катастрофа немецкого супердирижабля «Гинденбург». Справедливости ради стоит заметить, что в первые десятилетия ХХ века дирижабли гибли часто, однако первым всегда вспоминают именно «Гинденбург». Но и до трагедии с «Титаником» затонуло немало кораблей. Так почему же к гибели британского лайнера было приковано столько внимания, а остальные случаи отошли на второй план? Просто «Титаник» был самым большим и роскошным судном, когда-либо построенным руками человека. «Гинденбург» тоже был своеобразным летающим «Титаником», он также считался самым роскошным и, главное, надёжным воздушным судном.  

     

    Дирижабль имел поистине невообразимые размеры: длина – 245 метров, диаметр – около 40 метров, объём – 200 тысяч кубометров водорода! Это, действительно, был самый огромный летательный аппарат за всю историю воздухоплавания. Он принимал на борт около сотни пассажиров и членов экипажа, развивал скорость до 140 км в час и мог находиться в воздухе несколько дней. «Гинденбург» выполнял свой 18-й трансатлантический перелёт из Франкфурта в Нью-Йорк.

     

    Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако во время посадки на дирижабле вспыхнул пожар, так как «Гинденбург» летал на взрывоопасном водороде (более безопасный гелий в то время делали только американцы, которые не хотели продавать его немцам – своим потенциальным противникам), пламя менее чем за минуту полностью уничтожило «гордость и величие Германии». Трагедия унесла жизнь 35-и человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей. И колоссов вроде «Гинденбурга» больше не создавалось.

     

    27 марта 1977 года на Канарских островах разразилась самая большая авиакатастрофа века. В тот день аэропорт маленького городка Санта-Крус, что на острове Тенерифе, был переполнен самолётами разных авиакомпаний. Из-за теракта в соседнем Лас-Пальмасе местный аэропорт из соображений безопасности закрыли. И вся нагрузка по приёму и отправке международных авиарейсов легла на неподготовленных для такого наплыва диспетчеров Санта-Круса. К всеобщей неразберихе в работе добавилась ещё и непогода – дождь с густым туманом. Так что самолёты садились и взлетали чуть ли не вслепую.

     

    Подобное стечение обстоятельств и привело к трагедии. В какой-то момент на одной взлётной полосе одновременно оказались два «Боинга-747». Один из них принадлежал голландским авиалиниям, второй – американской компании «Пан Американ». Экипажи двух машин не увидели друг друга из-за тумана. В итоге голландский «Боинг» начал разгоняться для взлёта, в то время как прямо на него по взлётной полосе медленно двигался американский аэробус. «Американец» просто заблудился в тумане, и пилоты тщетно пытались понять, в каком месте полосы они находятся, и как с неё съехать.

     

    Пилоты лайнеров увидели друг друга всего за несколько секунд до столкновения. Голландский «Боинг», идя на скорости более 200 км в час, не успел набрать высоту и всей своей массой врезался в «американца». Из пассажиров и экипажа голландского самолёта не выжил никто. Из американского лайнера чудом спаслись несколько человек. Остальные 582 пассажира и члена экипажа сгорели заживо в адском пламени взрыва.

     

    В прошлом столетии человечество начало активно осваивать космос. Однако дерзкие шаги первопроходцев во Вселенную нередко оплачивались человеческими жизнями. 28 января 1986 г. произошла крупнейшая катастрофа в недолгой истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль «Челленджер» с семью астронавтами на борту. К этому заурядному, в общем, событию было привлечено особое внимание.

     

    Во-первых, НАСА разрешило телевизионщикам транслировать этот старт прямо с космодрома. Во-вторых, кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой. В-третьих, в составе экипажа «Челленджера» были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Но этому не суждено было случиться.

     

    На 73-й секунде полёта, на высоте 17000 м из-за неполадок в двигателях «Челленджер» взорвался. Несколько сот тонн ракетного топлива в мгновение ока испепелили корабль, не оставив астронавтам ни малейших шансов на спасение. Позднее следствие установит, что технические неполадки случались на «Челленджере» и раньше. И в день старта у челнока снова были технические проблемы. Однако НАСА, вместо отмены старта и полной проверки всех систем, лишь отложило пуск на несколько часов. Американцы, помня, что предыдущие инциденты заканчивались благополучно, надеялись что «пронесёт» и в этот раз. Но история неумолимо свидетельствует, как часто человеку приходится расплачиваться за надежду на «авось».

     

    ХХ столетие «отметилось» ещё и многочисленными катастрофами с грузопассажирскими паромами. Пожалуй, самая масштабная из них, которую можно назвать «катастрофой века», произошла с филиппинским паромом «Дона Пас». На её фоне случившееся с «Титаником» – мелкий инцидент. 20 декабря 1987 г. это судно выполняло обычный рейс между Манилой и многочисленными филиппинскими островами. Близилось рождество, и паром был переполнен желающими попасть в столицу. Такой наплыв пассажиров объясняется ещё и дешевизной местных морских перевозок.  

     

    Но в тот день «Дона Пас» не добралась до порта. Из-за ошибок в управлении (паромом в тот момент управлял не капитан, а его ученик) «Дона Пас», не доходя примерно 180 км до Манилы, столкнулась с танкером «Вектор», перевозившим более миллиона литров нефти. От столкновения и последующего взрыва нефти оба судна затонули в течение нескольких минут. Эта трагедия унесла жизни около 4000 человек. Хотя есть утверждения, что жертв было больше.

     

    Ещё одна масштабная трагедия – гибель парома «Эстония». Выполняя рейс Таллин-Стокгольм, судно попало в шторм и затонуло ночью 28 сентября 1994 г. Из 1051 пассажира спаслись только 137. Но в ходе расследования причин катастрофы выяснилось, что паром погиб не от шторма, а из-за неплотно закрытых грузовых ворот, через которые на борт судна въезжают машины. Под ударами волн створки не выдержали, и вода хлынула на автомобильную палубу. Это и привело к тому, что надёжный, современный паром затонул так быстро и неожиданно. Кстати, неплотно задраенные грузовые ворота не первый раз стали причиной гибели парома. В 1953 г. и 1987 г. английские паромы «Принцесса Виктория» и «Геральд оф фри Энтерпрайз» затонули именно по той же причине. Подобная халатность стоила жизни в общей сложности 330 пассажирам.

     

    Подготовила Лариса КОМРАКОВА

     

     Источник: wordweb.ru

     

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Ниармедик (мобильный)

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Хозрасчетная поликлиника
    Лесок
    КПРФ
  • Зеленый сад 350х280
    Ниармедик (мобильный)
    ГК Прокс
  • АвтоЕще

    С 25 мая планируется установка дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств на следующих участках улично-дорожной сети города Рязани: