Пятница, 29 марта 2024
Курс ЦБ
$  92.26
 99.71
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Голубой агент Туманного Альбиона

    История России знает много таинственных личностей, но, пожалуй, никто другой не вызывал такого огромного интереса, как Григорий Распутин


    Рязань, 14 сентября  – Областная Рязанская Газета. Одни говорят, что он был шарлатан и мошенник, пользовавшийся благорасположенностью царской семьи, другие – что он был выдающийся медиум, умевший предсказывать будущее, и целитель, способный излечить неизлечимые болезни.

     

    Лохматый русский мужик в косоворотке и хромовых сапогах вошёл в жизнь Петербурга как знак времени, как политик из народа, оснащённый не только прозорливостью, но и даром гипноза. Распутин знал мысли своих собеседников,  читал их судьбу, как открытую книгу и обладал выраженными магнетическими способностями.

     

    Умел концентрировать волю и через прикосновение направлять магический волевой поток по телу своего пациента. Сила этого воздействия зависела от напряжения. Обычно он пальцами, собранными в щепотку, слегка дотрагивался до посетителя – и почти мгновенно достигал результата. Недаром у его порога на Гороховой толпились не только просители должностей, но и пациенты, и среди них однажды возник Феликс Юсупов.

     

    …Зинаида Николаевна, мать Феликса, хотела дочку. Она даже сшила розовое платье для будущего ребёнка. Разочарование от рождения сына женщина компенсировала тем, что воспитала в Феликсе будущую леди. До 4 лет Феликс проходил в «девичьем» платье, обожал мерить украшения матери, краситься. Любил наряжаться в женское и в зрелом возрасте. Приходил накрашенный, в женском платье в ресторан и исполнял в таком виде романсы. Об этом не могли не говорить, о странностях «золотого мальчика» судачили на каждом углу. Брак с Ириной Романовой во многом «обелил» биографию Феликса, хотя и после свадьбы он не оставил своих старых привычек.

     

    Мать и отец князя были обеспокоены пороками Феликса.  И так как весь Петербург тогда говорил о чудотворце, исцелявшем прямо на глазах, то они решили определить к нему своё чадо. Последствия это шага отразились на дальнейшей судьбе Юсупова, так как Феликс был гомосексуалистом, то родители пытались вылечить его с помощью Распутина. Лечение, которому подвергался Феликс, состояло в том, что Распутин укладывал его через порог комнаты, порол и гипнотизировал. Терапия поркой только спровоцировала у Феликса тягу к мазохизму. А то, что его интимные пороки теперь открылись Распутину, стало для Юсупова серьёзной неприятностью.

     

    Близкий ко двору кудесник не удержался и сообщил о них царю с самыми живописными подробностями. Он не пощадил ранимого пациента. Распутин оправдывал свою предупредительность тем, что его особенно беспокоила судьба племянницы Николая II красавицы Ирины, дочери великого князя Александра Михайловича. Григорий советовал Николаю «не выдавать Ирину замуж за Феликса, так как он вообще не может быть мужем». Именно Феликс Юсупов организует заговор против Распутина, и собственноручно будет стрелять в него.

     

    Одна из самых жгучих загадок старца, не оставляющая никого равнодушным, – его нечеловеческая сила и живучесть. Употребив с вином и пирожными гигантскую дозу цианистого калия, одного из сильнейших синтетических ядов, он не умер!

     

    Ночью 29 декабря 1916 г. группа заговорщиков (князь Феликс Юсупов, член Думы Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, поручик Александр Сухотин и доктор Станислав Лазоверт) тайно заманили старца во дворец Юсупова на Мойке, где задумали отравить его.

     

    Юсупов принимал Распутина в подвальном помещении, специально оборудованном для этой цели. «В 11 часов, – пишет князь, – всё было готово… На столе уже пыхтел самовар, кругом были расставлены вазы с пирожными и любимыми распутинскими лакомствами. Поднос с бутылками и бокалами стоял на поставце… Я достал из шкафчика с инкрустациями коробку с ядом.

     

    Доктор Лазоверт надел резиновые перчатки, взял кристаллы цианистого калия и измельчил их в порошок. Потом приподнял верхушку пирожных и засыпал донышко такой дозой яда, которой, по его словам, хватило бы, чтобы мгновенно убить несколько человек. Молча, с волнением следили мы за каждым жестом доктора. Ещё предстояло насыпать яд в бокалы.

     

    Решено было сыпать его в последнюю минуту, чтобы он, испаряясь, не утратил своей силы». Спустя некоторое время Юсупов привёл Распутина в подвальное помещение. «Пока он разглагольствовал, у меня была одна только мысль: заставить его выпить вина и съесть пирожные, – пишет князь. – Наконец Распутин попросил чаю. Я налил чай и придвинул к нему вазу с пирожными, начинёнными цианистым калием.

     

    Сначала он отказался. Но затем всё-таки взял одно пирожное, второе. Я с ужасом следил за ним. Действие яда должно было сказаться сразу, а между тем Распутин продолжал разговаривать как ни в чём не бывало.

     

    Я предложил ему отведать нашего крымского вина. Он опять отказался. Время шло, я начал нервничать. Несмотря на его отказ, я наполнил два бокала, но по непонятной мне самому причине не те, где был яд. Распутин выпил с удовольствием. «Налей мне мадеры, – попросил он. На сей раз я хотел налить в бокал с ядом, но старец запротестовал: «Налей в тот же бокал». – «Нехорошо мешать эти вина». – «Говорю тебе, налей».

     

    В эту минуту я как бы нечаянно уронил тот бокал, из которого он пил раньше, и налил ему мадеры в бокал с цианистым калием. Я стоял позади него, следил за каждым его движением и ждал, что он вот-вот рухнет наземь. Но он невозмутимо мелкими глоточками пил вино, смакуя его, как настоящий знаток, и при этом ничуть не менялся в лице.

     

    Яд, очевидно, не действовал. Распутин преспокойно расхаживал по комнате. Тогда я взял второй бокал с ядом, наполнил его вином и протянул Распутину. Тот выпил и его с тем же результатом. На подносе оставался третий, и последний, бокал. От отчаяния я и сам принялся пить, чтобы подать ему пример. Так мы молча сидели друг против друга и пили…»

     

    Этот кошмар длился уже два часа. Юсупов оставляет Распутина и идёт в комнату, где скрываются заговорщики.  «Яд не подействовал», – сказал Юсупов, и был не совсем прав. Просто у Распутина отравление развивалось медленно. А симптомы его были, как говорится, налицо, и наблюдательный князь фиксировал их!

     

    «После того как старец съел пирожные с цианидом калия и начал пить первую рюмку мадеры, содержащую отраву, произошло следующее: «От времени до времени он прикладывал руку к горлу, точно ему что-то мешало глотать… На мой вопрос: «Что с ним?» – сказал, что так, пустяки, просто першит в горле…»  Вслед за второй рюмкой вина с отравой князь отмечает: «Голова его склонилась над столом, я увидел, что глаза его закрыты, и мне показалось, что он задремал».

     

    Наконец, перед тем как выстрелить в старца из револьвера, Юсупов пишет: «Распутин сидел за чайным столом. Голова его была низко опущена, он дышал тяжело.

     

    «Что, вам нездоровится?» – спросил я. «Да, голова что-то тяжела и в животе жжёт».
    Всё, подмеченное князем, очень похоже на начальные признаки замедленной формы смертельного отравления цианистым калием. Может быть, заговорщикам следовало ещё немного подождать, и их цель была бы достигнута? Так почему же Распутина не убил яд? На этот счёт имеется несколько версий.

     

    Сладкое противоядие. Как известно, цианид калия был положен в сладкие пирожные. По свидетельству Пуришкевича, им начинили крохотные птифуры с розовым кремом (шоколадные оставили для Юсупова). Кроме того, яд был помещён в две рюмки, куда наливалось виноградное вино.

     

    Вот здесь-то, по мнению токсикологов, заговорщики и допустили серьёзную ошибку. Ещё в конце XIX в. было подмечено, что сахар способен обезвреживать цианиды. Между тем это наблюдение не подвергалось химической оценке до 1915 г., когда немецкие учёные Рупп и Гольце установили, что глюкоза, соединяясь с синильной кислотой и её солями, образует неопасное вещество – циангидрин.

     

    Любопытно, что некоторые продукты окисления глюкозы, например диоксиацетон, также могут образовывать циангидрины. Поэтому не случайно при опасности контакта с синильной кислотой и её солями издавна рекомендуется держать за щекой кусок сахара.
    По мнению ряда исследователей, цианистый калий не убил Распутина из-за защитных свойств сахара, содержащегося в пирожных и в вине. Если бы заговорщики знали это в период подготовки покушения на старца, они, видимо, избрали бы другой, более надёжный, способ применения такого яда.

     

    Спасительный чеснок. Эксперименты, проведённые в Стране восходящего солнца, свидетельствуют о любопытных свойствах чеснока. Оказалось, он способен выводить из организма через кишечник различные отравляющие вещества, в частности, соли тяжёлых металлов: свинец, ртуть, кадмий и др. Небезынтересно отметить, что именно чесноку история приписывает роль спасителя в первой, неудавшейся, попытке отравить римского императора Клавдия, отчима Нерона. Очень может быть, он помог и Распутину при подобных обстоятельствах. Современники, описывая старца, обычно упоминают, что от него всегда несло чесноком.

     

    Йога против токсина.  В результате комплексных исследований, проведённых учёными ряда стран, удалось научно подтвердить, что некоторые йоги способны очень эффективно управлять своими психическими и физическими функциями. Известен случай, когда индийский йог Свами Вивеканд, находясь под наблюдением исследователей медицинского факультета Мадрасского университета, поставил на себе опасный эксперимент. Он принял большую дозу цианида калия и без вреда для себя провёл его через весь пищеварительный тракт. Когда учёные зафиксировали полное бездействие отравы на организм, Свами удалил её из тела естественным путём.

     

    Механизм феноменальной невосприимчивости йога к яду пока не раскрыт. Но, по-видимому, его можно объяснить следующим. Как уже отмечалось, цианистый калий, попав в организм человека, подавляет способность тканей усваивать кислород из крови. Если человек хорошо адаптирован к низкому уровню кислородного обмена, его чувствительность к этому яду резко снижается.

     

    Вероятно, высокотренированный Свами быстро затормаживал обменные процессы своего организма, потребность в кислороде при этом значительно уменьшалась, и он приобретал способность без видимых последствий переносить высокие дозы цианистого калия. Можно предположить, что великий старец тоже умел при помощи психических усилий, одной волей всевластно управлять своим телом. Ведь он прекрасно, как утверждали современники, владел самовнушением и гипнозом.

     

    Доза яда была незначительной. Именно так считает великий князь Николай Романов. В своём дневнике он пишет: «То, что цианистый калий не подействовал, я объясняю просто – раствор был слишком слабый».  Такая точка зрения отнюдь не лишена логики. Вполне возможно, Лазоверт по какой-то причине налил в бокалы с вином слабый раствор яда.

    Но ведь были ещё отравленные пирожные, может сказать читатель. Да, действительно были, только вот Григорий Ефимович, скорее всего, не ел их. Он придерживался особой диеты: исключающей мясо и сласти. Многие современники утверждали: даже когда старец напивался в хлам, он её никогда не нарушал. Об этом же пишет в своих воспоминаниях и дочь Распутина Матрёна: «Отец никогда не ел сладостей, мяса и пирожных».

     

    Отравы вообще не было. На первый взгляд, такая версия не выдерживает критики. Однако…  Признание Василия Маклакова. Он передал через Юсупова заговорщикам цианистый калий в кристаллах и растворе. Позже кадетский лидер сказал Пуришкевичу, что это была безвредная лимонная кислота.  Но могло ли так быть на самом деле? Неужели опытный врач Лазоверт не сумел отличить цианид калия от лимонной кислоты?

    К слову, известен любопытный факт, происшедший вскоре после убийства Распутина, подтверждающий, что яд был настоящим. Следуя на санитарном поезде к линии фронта, Пуришкевич, терзаемый неведением, почему не подействовал токсин, опробовал его остатки. На одной из вынужденных остановок он и Лазоверт дали цианистый калий раненой осколком снаряда лошади. Животное мгновенно погибло. Видимо, Маклаков просто хотел откреститься от участия в убийстве.

     

    После того, как не удалось отравить Распутина, в ход пошёл «план Б»: Юсупов выстрелил Распутину из револьвера в спину. Пока заговорщики готовились избавиться от тела, он внезапно ожил, сорвал с плеча Юсупова погон и побежал на улицу. Пуришкевич не растерялся – тремя выстрелами окончательно свалил старца, после чего тот лишь лязгал зубами и хрипел.

     

    Для верности его ещё раз избили, обвязали шторой и бросили в прорубь Невы. Вода, погубившая старшего брата и сестру Распутина, забрала и жизнь рокового мужика – но не сразу. Исследование тела, выловленного три дня спустя, показало наличие воды в лёгких (протокол вскрытия не сохранился). Это говорило о том, что Гришка был жив и попросту захлебнулся.

     

    Ко всему прочему, Феликс Юсупов был связан с английской разведкой, хотя и неофициально. Один из участников убийства Распутина, Освальд Рейнер, близкий друг Юсупова, являлся агентом английской разведки. Смерть старца была выгодна Британской империи. Распутин выступал за мир с Германией, выход России из войны грозил Великобритании поражением. Устранить влияние старца на царскую семью было первоочерёдной задачей британской разведки. С ней Рейнер и Юсупов справились. Не удивительно в этом отношении и то, что из ссылки Юсупова освободил Керенский, который был открытым лоббистом интересов англичан.

     

    4 марта 1917 г. Керенский приказал выкопать и сжечь тело. Эксгумация прошла ночью, причём, по показаниям эксгуматоров, горящий труп пытался подняться. Это стало последним штрихом к легенде о сверхсиле Распутина (считается, что кремируемый может шевелиться за счёт сокращения в огне сухожилий, в связи с чем последние следует перерезать).

     

    Подготовила Лариса КОМРАКОВА

     

    Использованы материалы http://subscribe.ru/group/nash-soyuz/3299753/

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info


  • Новости партнеров:

  • Ниармедик (мобильный)

  • Свежий выпускАрхив
    № 04 (411) 04.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • КПРФ
    Хозрасчетная поликлиника
    Лесок
  • ГК Прокс
    Ниармедик (мобильный)
    Зеленый сад 350х280
  • АвтоЕще

    Тема трансмиссий в автомобилестроении представляет собой значительное теоретическое и практическое значение