«Я не оставлю Россию…»
Духовный смысл Великой Отечественной войны — в призыве русского народа к покаянию, очищению, в возрождении Православия в России, в защите государства и народа как от внутренних богоборцев, так и от внешних завоевателей.
ПРОРОЧЕСТВО О ВОЙНЕ В РОССИИ
Ещё перед началом войны многие подвижники Православия говорили о её смысле, характере, исходе.
Иеросхимонах Аристоклий Афонский предсказывал: «По повелению Божию немцы войдут в Россию, но в России не останутся, уйдут в свою страну». Судьба нашего Отечества самым непосредственным образом зависела и зависит от нравственного состояния народа. За преступление против Закона Божия неминуемо идёт наказание, за покаяние и молитвы — помилование и новый расцвет.
Святой праведный Иоанн Кронштад-ский говорил: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами Бога-Вседержителя и учись у своих святых предков вере, мудрости, мужеству… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры… Восстань же, русский человек! Довольно пить горькую, полную чашу яда — и вам, и России!»
Преподобный Серафим Саровский, предвидя те бедствия, которые ожи-
дают Россию вследствие оскудения веры, говорил: «Земля русская обагрится реками кровей, и много дворян будет побито за Великого Государя и целостность его Самодержавия; но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется ещё Православие и остатки благочестия христианского. У нас вера Православная; Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правды: сих врата адовы не одолеют».
«Будет война, и война страшная, всемирная, она приведёт народ России к Богу», — так ещё в 1927 году предсказывал наиболее близким духовным чадам своим преподобный Серафим Вырицкий.
Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме были три явления.
Первое — он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, развращённость взглядов и нравов, упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония. Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».
Второе — Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед Престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Спаситель вновь ответил: «Я не оставлю Россию».
Третье — Божия Матерь одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего». И хотела встать на колени. «Не надо,
— сказал Спаситель. — Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю её, сохраню».
Господь, посылавший предупреждения через святых людей, и на этот раз не оставил Россию и чудесным образом предупреждал об опасности Своих чад. Старец, которому было видение, окончил свои земные дни в ПсковоПечерском монастыре в возрасте около ста лет.
ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Всякая война — событие, прежде всего, духовное. Причины социального, политического, экономического характера являются лишь производными, вторичными факторами происходящего. По словам русского философа Ивана Ильина, «война есть не только потрясение, но духовное испытание и духовный суд».
Эта страшная Великая Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что пытались в России вообще покончить с религией, с верой, с Церковью. Господь провидел эти вражеские планы и, чтобы не попустить их осуществлению, Он попустил войну.
И мы видим, что война, действительно, обратила людей к Вере; и правители совсем по-другому отнеслись к Церкви», — писал архимандрит Кирилл (Павлов).
В работе Ивана Ильина «Духовный смысл войны» мы читаем: «Духовное значение войны определяется тем движением в народе, которое вызывается войной. Скажи мне, что вызвала война в твоей душе; скажи мне, как ты воевал и что извлёк ты из трудов и страданий войны; и я скажу тебе о том, каково было её духовное значение в твоей жизни. И если есть в духовной жизни людей такое духовное достояние, которое они любят больше себя и которое стоит защищать хотя бы ценой мучений и смерти, и если этому достоянию грозит опасность от нападения насильников, то, как же не отозваться им доброю волею и готовностью на призыв к защите от нападения?»
Движущая пружина таких войн — христианская любовь, во имя которой душу свою положить «за други своя».
ПАСТЫРСКОЕ СЛОВО
Все архипастыри и священники Русской Православной Церкви, которые на тот момент были на свободе, выступили в трудные для Отечества годы с проповедью и обращениями, призывающими к патриотическому служению своей Родине.
Митрополит Сергий (Старогородс-кий), Алексий (Симановский), Николай (Якушевич) пробуждали в сердцах верующих патриотические чувства и готовность противостоять агрессорам. Иерархи Русской Православной Церкви откликались на подвиги партизан и призывали русских людей оказывать им всякую поддержку, вступать в ряды Народного сопротивления. Такие обращения через штабы партизанского движения переправлялись за линию фронта и распространялись среди населения. Вот пример. «Ваш листок сыграл большую роль среди оккупированного населения в деле оказания помощи партизанам, а вместе с тем и в победе»,- писал митрополиту Алексию (Сима-новскому) партизан Александр Голь-цин.
СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ
1941 год застал епископа Луку (Войно-Ясенецкого) в уже третьей по счёту ссылке, в Красноярском крае. Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в стороне, не затаил обиды. Он обратился к руководству райцентра и предложил свой опыт, знания и мастерство. В это время в Красноярске организовался огромный госпиталь. С фронта шли эшелоны с ранеными. Епископ Лука назначается консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Самые тяжёлые операции, осложнённые обширными нагноениями, приходилось делать прославленному хирургу. Владыка Лука спасал солдат. Операцию начинал словами: «С Богом». Пребывая в молитве, с именем Божиим он поднимал тяжелобольных на ноги. Трудился порой в самых невероятных условиях.
В середине 1942 года срок ссылки закончился. Епископ Лука был возведён в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Но, возглавляя кафедру, он, как и раньше, продолжал работу хирурга, возвращая в строй защитников Отечества.
В начале 1943 года Святитель добился открытия маленькой кладбищенской церковки в слободе Николаев-ка. Это был единственный действующий тогда в Красноярске храм — пристанище для измученных военными испытаниями солдатских жён, матерей, вдов.
ЩИТ ВЕРЫ
Воин, благодаря таким своим качествам, как стойкость и отказ от житейских дел по первому же приказу, является образом христианина: «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2:3), «а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого» (Еф. 6:16).
Святитель Филарет Московский писал: «Если Церковь молится дарство и поддерживает его, то делает это совсем не из соображений своей пользы, не потому, что нуждается в его поддержке; а делает это вс имя долга, как призванная молиться за государство, за благосостояние этого мира».
Ия Кириллова