Застолье при луне
У нас в гостях – поэт, член Союза писателей России, лауреат премии губернатора Рязанской области, почётный гражданин города Сасово Владимир Хомяков.
Рязань, 15 сентября — Областная Рязанская Газета
– Владимир Алексеевич, давайте начнём с самого главного для любого писателя – с книг. Сколько их у вас?
– У меня где-то около двух десятков поэтических и краеведческих сборников. Первая книга «Светополоса» вышла в 1987 году. А первая публикация стихов состоялась 25 февраля 1973 года в областной газете «Приокская правда».
– Какая книга более всего дорога и почему?
– Дороги все издания – и стихотворные, и краеведческие. А ближе всего – новая книга «Весноцветье». В неё включены произведения разных лет, ранее не входившие в мои авторские сборники: стихотворения, поэмы, переводы, воспоминания.
Некоторые стихи из этой книги публиковались в столичной и областной печати, звучали в теле- и радиопередачах, а также на всесоюзных, всероссийских и региональных праздниках и фестивалях. Название сборника родилось весной 1972 года, когда я, в то время ученик выпускного класса Сасовской средней школы № 1, только-только начинал свой литературный путь. Ключевым произведением книги «Весноцветье» является посвящённая великому русскому лирику поэма «Есенинский остров».
– Был ли в вашей жизни писатель, который оказал влияние на вашу дальнейшую творческую судьбу?
– Мне в этом очень повезло. В самом начале своего литературного пути я оказался в тесном кругу единомышленников, тогдашних студентов литфака Рязанского пединститута. Это Валерий Авдеев, Сергей Агальцов, Валерий Кудряшов, Валерий Самарин. К нам, в общежитие на Урицкого, частенько заглядывали уже известные к тому времени авторы: Александр Архипов, Алексей Корнеев, Анатолий Сенин, Владимир Филатов.
А Борис Шишаев даже несколько недель проживал там. Сколько разговоров было о поэзии! С каким вдохновением читались только что написанные стихотворные строчки! Нашими настольными и … застольными книгами были «Самородок» Евгения Маркина и «Сосен шум» Николая Рубцова.
Мы радовались своим первым публикациям на страницах областных газет: «Мне не надо покоя, сердце рвётся в полёт. Жизнь сказала: «По коням!» Жизнь сказала: «Вперёд!» Кстати, было ещё одно издание, где порой помещались наши опусы. Это литфаковская стенгазета «Словесник». Она читалась во время перерывов между лекциями и тут же обсуждалась. Многие строчки, напечатанные в семидесятые годы в «Словеснике», и поныне в памяти уже давно поседевших выпускников литфака.
Тогда главным вершителем «пиитических судеб» был наш декан Игорь Николаевич Гаврилов, замечательный литературовед, удивительный педагог. Его по праву именовали отцом современной рязанской литературы. А мне выпал уникальный случай, может быть, единственный в мире: Игорь Николаевич был моим «дважды деканом», причём в разных учебных заведениях – на литфаке пединститута и на библиотечном факультете института культуры.
Месяца за полтора до кончины любимого наставника я встретился с ним во время поэтического митинга возле памятника Сергею Есенину на набережной реки Трубеж. Игорь Николаевич с одобрением отозвался о моём выступлении, вместе погоревали мы о безвременном уходе Валеры Авдеева, по-товарищески обнялись. Оказалось, что на прощанье…
– Вы пишете быстро?
– Пишу по-разному. В основном, быстро, но порой довожу потом до ума довольно долго. Над уже упомянутой мной поэмой «Есенинский остров» я работал почти два десятка лет, с 1996 по 2015 год. В судьбе произведения приняла заметное участие моя супруга, педагог-словесник Лидия Викторовна Озерова.
Когда летом 1996-го я задумал написать произведение о Сергее Есенине с несколько необычным сюжетом, то хотел для этого выехать в Мещёру, где прошли годы отрочества и ранней юности великого лирика. Но мне нездоровилось, и Лидия посоветовала повременить с поездкой, а сама решила создать такие условия, чтобы я действительно мог представить себя в тех местах, овеянных поэтическими легендами. Невольно получилось схоже с историей написания Сергеем Есениным в Закавказье цикла «Персидские мотивы».
Мы выехали на родину жены, в село Гавриловское. Оно находится от города Сасово в дюжине километров. Я до обеда немного помогал жене на огороде, потом шёл купаться на пруд, благо тот находился всего лишь в четверти часа ходьбы от дома, где проживали Лидины родители. В общем, сочеталось приятное с полезным. А после обеда у меня было предостаточно времени, чтобы предаться своим раздумьям о Есенине.
Черновой вариант произведения был написан именно тем летом. Но меня кое-что не устраивало в поэме, а потому я не торопился отдавать её в печать. Вернулся к окончательной доработке произведения, когда готовил рукопись своей итоговой книги «Весноцветье», и закончил «Есенинский остров» только нынешним летом. Но время, надеюсь, было потрачено не зря. Работа над словом должна быть крайне серьёзной, ответственной. Без такого отношения нечего и за перо браться.
– На ваши стихи написано свыше полусотни песен, в их числе: «Рязаночка», «Венчальный свет», «Песня о Сасове», «Сказ о Рязани» и многие другие. Когда изначально пишется стихотворение – есть понимание, что это будет песня?
– Песня – это всегда загадка. Иной раз глядишь, вроде бы и текст напевный, и рефрен есть, а песня не рождается. Я и не думал, что стихотворения «Тополиный батальон», «Вдаль с холма…», «Сиреневый Спас», «Роза снежная, роза талая…», «Цна», «Пётр и Феврония» когда-то будут положены на музыку. Но мой друг, рязанский композитор Юрий Ананьев увидел в них песенное начало. И дай-то Бог.
Наши песни звучат и в передачах областного радио, и поются творческими коллективами Рязанщины, и получают дипломы всероссийских фестивалей. Порой руками развожу: неужели мы это написать сумели? Мне очень дорого сотрудничество с композиторами-земляками, а более всего, конечно, с Юрой Ананьевым. Мы ведь уже 37 лет содружествуем!
– Было ли желание написать повесть, роман?
– Мне проще сочинить что-то в рифму, видимо, такой уж склад души у меня. А в прозе пишу, конечно: литературно-краеведческие очерки. Кстати, к занятию этим жанром подтолкнул меня именно Игорь Николаевич Гаврилов, когда я ещё был студентом.
– Кто ваши любимые писатели?
– Здесь я, к счастью, не оригинален. Если взять ХХ век, уроженцем которого я являюсь, то в число «моих» классиков-прозаиков входят: Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, Александр Солженицын, Борис Можаев. Любимые поэты: Сергей Есенин, Павел Васильев, Глеб Горбовский, Николай Рубцов. А рязанская плеяда – это ярчайшие представители обозначенной ещё в минувшем веке касимовской литературной школы Николай Родин, Евгений Маркин, Борис Шишаев, Валерий Авдеев.
– Над чем вы сейчас работаете?
– После выхода «Весноцветья» заканчиваю работу над книгой о Сергее Есенине. В неё войдут стихотворения, поэмы, статьи, посвящённые этому великому представителю отечественной и мировой словесности. Есенинской тематике отдано более сорока лет моей литературной судьбы.
– Вы уже более трёх десятков лет руководите в Сасове созданным вами литературным клубом «Первая строка». Выпустили в свет более 50 сборников произведений участников этого клуба. На ваш взгляд, можно научиться писать?
– Нельзя научиться тому, чего не дано. Литератор уже с первых шагов должен обнаруживать свои способности. Да, можно и нужно потом целыми десятилетиями совершенствоваться, пробиваясь к самому себе, но настоящая учёба основывается только на врождённом призвании.
– Ваши советы начинающим…
– Верить в себя, дерзать, рисковать! Быть преданными русскому языку, как своему Отечеству. И в три шеи гнать от себя всякого рода литературных извращенцев.
– Чем вы сейчас занимаетесь?
– Всю свою взрослую жизнь, вот уже 43 года, я занимаюсь, перефразируя известную строку Сергея Есенина, одним и тем же: «Сочиняю песни о луне». Ну, и о земле, конечно.
Участвую в работе литературно-музыкального содружества «Родня», куда, помимо меня, входят поэты Евгений Артамонов, Татьяна Бочарова, Ольга Морозова, Сергей Панфёров, Валерий Хлыстов, композиторы Юрий Ананьев, Александр Костенко. С удовольствием сотрудничаю в столичных и региональных изданиях, в числе которых «Областная Рязанская Газета».
– Для вас важно признание читателя?
– «Поэтам хочется признания», – так некогда произнёс один из моих наставников Анатолий Сенин. Я живу в таком месте, где все люди на виду. Обмануть кого-либо в районной глубинке невозможно. И если моим землякам памятны какие-то строчки их давнего стихотворца, то лучшей награды и желать нельзя.
Лариса КОМРАКОВА