Четверг, 25 апреля 2024
Курс ЦБ
$  92.51
 98.91
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • К 1000-летию пребывания русских на Святой Горе Афон

    Опубликовано: 25.08.2016 в 08:42

    Категории: Главные темы номера

    Тэги: ,

    Не помнить зла. Духовная тайна 100-летнего русского старца

     

     


     

    Рязань, 25 августа – Областная Рязанская Газета. Тысячелетие русского монашества на Афоне – дата достаточно условная: к 1016 г. относится первое известное письменное упоминание о «монастыре русских» на Святой Горе. Но история русского присутствия в «Уделе Пресвятой Богородицы» насчитывает более 1000 лет. По преданию, первый русский монастырь на Афоне был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского (умер в 1015 г.) вскоре после принятия христианства на Руси: русским монахам был представлен скит. Двумя веками позже, в 1169 г., когда число русских иноков возросло, им был передан заброшенный монастырь, посвящённый великомученику и целителю Пантелеимону.

     

    А теперь небольшой рассказ о великом подвижнике, русском старце Иеремии (Алёхине).

     

     

    «Без любви нет спасения, но любовь невозможна без самопожертвования и креста, а крест – без смирения и терпения. Терпение, любовь и смирение – вот путь христианина, ведущий в Царство Небесное» – эти слова старца выражают истинный смысл жизни. Так он и жил, имея столетний опыт жизни, в которой ему довелось претерпеть множество тяжких испытаний, лишений, пройдя через которые, не каждый способен остаться при здравом рассудке, не озлобиться и сохранить в своём сердце веру и любовь к ближним. Во всех выпавших на долю испытаниях старец всегда оставался верен Господу, со смирением и любовью к гонителям переносил все невзгоды. Его пример особенно важен нам сейчас, когда многие из нас склонны роптать и сетовать на жизненные трудности, даже и не сопоставимые с теми, что Господь посылал для укрепления Своего верного слуги – отца Иеремии.

     

    Из ста лет почти двадцать провёл он в лагерях, ссылках, скитаниях и каторжных трудах. За не исчезающей с лица батюшки Иеремии любвеобильной и жизнерадостной улыбкой скрывается горечь страданий, пережитых им в ссылках, в тяжких испытаниях и лишениях.

     

    Родился о. Иеремия в казачьем хуторе Новорусском, находившемся на земле Великого Войска Донского в большой семье Алёхиных 22 октября 1915 г., в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, в честь которого и был наречён в купели. В семье было ещё три старших сына.

     

    Его детство было в годы богоборческой революции и гражданской войны. В конце 1920-х годов в их дом пришла беда. Отца арестовали как «кулака». В то время у него уже было плохо со зрением. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого отца, чекисты забрали его и посадили в тюрьму. Вскоре всю семью «раскулачили» и отправили на Урал в Пермскую область. Довезли до Соликамска и на баржах переправили в верховья Камы на пустынный берег (около ста человек, среди них много детей). Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, строить избушки из сосен, трудиться. Резали и сплавляли по реке. Через полгода умерла мать, много детей умерло. Отец и старшие братья решили совершить побег, но он не удался. Их разделили. Больше отца он не видел.

     

    Иакова Алёхина поместили в лагерь. Но Господь умягчил сердце начальника караула, который дал ему 3 рубля, чтобы оплатить переправу, и выпустил.

     

    Старец рассказывал: «Пешком шёл на родину от села к селу. Просил милостыню, и нигде люди не давали умереть с голоду. Бог посылал добрых людей». Будущий старец, скитаясь несколько лет, пешком добрался в родные края, на Украину. В 1935 г. устроился в г. Мариуполе простым рабочим на металлургический завод. За отказ отречься от веры и вступить в компартию подвергся преследованию и аресту. С приходом немцев в 1941 г. был угнан в Германию. И вновь каторжный труд, голод и нечеловеческие условия жизни. Но он не ожесточился, сохраняя в сердце веру в Господа.

     

     

    1945 год. Иакова Алёхина освободили. На вопрос офицера – чем он планирует заниматься? – ответил, что хочет провести остаток жизни своей в служении Господу. За этот ответ лишь чудом Божиим он избежал нового ареста.

     

    По возвращении на Родину будущему старцу пришлось претерпеть новые испытания и гонения за веру, особенно в хрущёвские времена. Он решил окончательно уйти из мира и посвятить свою жизнь служению Богу. Так, в 42 года (в январе 1957 г.) Иаков Алёхин принял монашеский постриг с именем Иеремия, а затем и священнический сан.

     

    Непростым оказался его путь на Святую Гору Афон. Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печёрского монастыря некоторые монахи будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, о. Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего наместника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, умер в 1964 г.) Одесского, также подаёт соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешения. И всё же, несмотря на все сложности, в 1974 г. Патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявлений монахов из СССР выбрал троих, в числе которых оказался о. Иеремия, выдав разрешение на поселение на Святом Афоне. В Лазареву субботу 26 апреля 1975 г. в Свято-Успенском храме Одесского мужского монастыря проходили проводы о. Иеремии на Святую Гору Афон.

     

    На следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим, о. Иеремия отбыл в Москву для дальнейшего следования на Афон. В Москве о. Иеремию ожидал Игумен Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Авель (Македонов), который выехал в Россию на переговоры с Московской Патриархией о необходимости очередной присылки насельников. Из всех избранных кандидатов лишь о. Иеремия попал на Афон. К моменту прибытия о. Иеремии на Святую Гору в Великой Русской обители проживало всего 14 насельников, большинство из которых были немощные телом (но не духом) старцы.

     

     

    В возрасте почти 60 лет прибыл о. Иеремия на Святую Гору. Первыми его словами братии были следующие: «Простите, что прибыл к вам в таком возрасте». Убедившись, что он человек благонадёжный, старцы назначили его ризничным и ввели в Собор Старцев монастыря. Затем он был избран духовником обители.

     

    1 октября 1978 г. о. Авель поехал в СССР на похороны своего друга с детства митрополита Никодима (Ротова) и уже не смог возвратиться. Покидая Афон, он обратился с последним словом к братии, вероятно, зная, что останется в России. Он призвал братию во всём слушаться духовника обители архимандрита Иеремию, которого он оставляет вместо себя за старшего. Вскоре Собор Старцев назначил духовника обители о. Иеремию Игуменом.

     

    5 июня 1979 г. о. Иеремия был утверждён Патриархом Константинопольским Димитрием в должности Игумена Русского монастыря. По традиции Святой Горы Игумен был облачён в архиерейскую мантию и на него возложена панагия и вручён игуменский жезл – символ пастырской власти.

     

     

    Батюшка Иеремия заступил на игуменское служение, пожалуй, в самое сложное и ответственное время, когда едва не пресеклось русское монашество на Афоне, едва не угасла русская лампада на Святой Горе. Благодаря трудам о. Иеремии монастырю удалось возвратиться к добрым традициям и правилам великих старцев. Ведь из вновь прибывших насельников надо было воспитать новые поколения на святоотеческих традициях. По благословению Игумена Иеремии монастырь возродил духовно-просветительскую и издательскую деятельность.

     

    Так из ста прожитых лет – сорок лет на Святой Горе и более тридцати пяти лет Игуменом монастыря. Батюшка всегда был прост в общении и в быту, нестяжателен, аскетичен и любвеобилен как по отношению к братии, так и к паломникам вне зависимости от их социального статуса и положения. И главное – он за всё благодарил Бога и постоянно молился за всех людей, особенно за тех, кто нанёс ему столько страданий и боли. В этом, видимо, и кроется духовная тайна старца Иеремии. Тайна его внутреннего подвига и долголетия. Это и есть рецепт духовного возрождения и примирения нашего общества. Старец Иеремия с братией постоянно молились за Отечество, за Украину. «Не надо делить наши народы! Все мы – один род. Где разделение – там вражда. А должна быть между нами любовь. Кто проповедует ненависть, войну и вражду – тот от врага. А кто проповедует мир и любовь – с тем Христос». Старец поучал братию монастыря молиться за умягчение злых сердец, не давать злобе победить добро и любовь в своём сердце. «Без любви не будет Святой Руси!»

     

     

    4 августа в 14 ч. по афинскому времени на день памяти особо почитаемой в обители иконы Божией Матери Почаевской, пребывая в светлом уме, мирно, тихо и безболезненно на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Иеремия. Сразу же по преставлении была отслужена панихида и началось чтение неусыпаемого Евангелия, которое продолжалось до самого погребения. Чин погребения возглавил прибывший по благословению Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Проститься со старцем собралась вся братия Русской обители, скитов и келий. Спустились из пустынных келий все русские келиоты Афона. Архиепископ Феогност зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла, в котором отмечено, что печаль чад Игумена Иеремии преобразуется в радость, потому что они истинно обрели предстателя на небесах.

     

    Ия КИРИЛЛОВА

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Хозрасчетная поликлиника

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Хозрасчетная поликлиника
    КПРФ
    Лесок
  • ГК Прокс
    Зеленый сад 350х280
    Ниармедик (мобильный)
  • АвтоЕще

    С 25 мая планируется установка дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств на следующих участках улично-дорожной сети города Рязани: