Поправка на свет
Рязанский художник представил отчёт об очередном пленэре
Рязань, 17 ноября – Областная Рязанская Газета. Сомневаюсь, чтобы об этом живописце и графике в нашем городе в среде творческой интеллигенции кто-нибудь не слышал. В первую очередь, потому что в багаже автора числится сорок семь персональных выставок, на каждой из которых он не переставал удивлять своими свежими произведениями. Причём некоторые из них создавались во время своеобразных пленэров, которые художник проводил в различных географических точках не только России, но и зарубежья. К тому же в последние годы он плодотворно сотрудничает с Рязанским музеем путешественников, и в качестве художника принял участие в двух экспедициях: «Полярный меридиан-2014» и исследовательской поездке по местам маршрута П.П. Семёнова 1856-1857 годов (см. статьи «Старые и малые» № 11 (68) от 19.03.2015 и «Весеннее настроение» № 12 (119) от 24.03.2016). И вот теперь в Музее истории молодёжного движения (ул. Свободы, д. 79) начала работу его сорок восьмая персональная выставка под названием «Семь дней в Армении». Итак, у нас в гостях Максимильян Пресняков.
«Семь дней в Армении»
Справка. Максимильян Пресняков. Родился в 1968 году во Владивостоке. Затем переехал с родителями в Рязань, где обучался в Рязанском художественном училище, после чего окончил МГХАИ им. В.И. Сурикова. Член Союза художников России, почётный работник общего образования, член-корреспондент Академии народного искусства России, автор публицистических, методических и научных книг и статей в печатных и электронных изданиях по вопросам изобразительного искусства. Сейчас преподаёт в Рязанском филиале Высшей школы народного искусства, а также руководит студией «Творческие мастерские». Участник более трёхсот выставок.
– Вы довольно часто выезжаете на разнообразные пленэры, которые некоторым могут показаться экзотическими. Вас можно назвать художником-путешественником?
– Я бы так не сказал. Я не профессиональный путешественник, отправляющийся в дорогу каждый месяц или четыре раза в год. Всё-таки есть работа, другие идеи, которые не связаны с путешествиями. Путешествия – это не есть то, что занимает всю мою жизнь. Данная поездка в Армению – это своеобразный эпизод, позволяющий отвлечься не только от работы в мастерской, но и не предназначенный для развлечения. Поскольку он происходит по делу и, в конечном счёте, имеет свой результат. По опыту прежних поездок я понял, что надо менять свет, надо менять регион, и тогда начинаешь сравнивать и подбирать для каждого конкретного места и образа свою палитру. Я бы назвал это осмыслением цветовой гаммы, колорита, потому что южное солнце и северное очень сильно отличаются: по цвету, теплоте, пейзажу и многим другим обстоятельствам, включающим даже атмосферу. Затем возникает такая ситуация, когда свет интенсивно падает и освещает саму работу. И чтобы передать получающийся цвет, нужно сделать поправку, например, как в артиллерии делают поправку на ветер. А здесь необходимо внести поправку на свет. И если постоянно работать в мастерской, эту поправку очень трудно уловить. Поэтому её необходимо выполнять на месте, на пленэре, причём в разных условиях.
– Расскажите поподробнее о своей поездке в Армению, по результатам которой и открылась текущая выставка.
– Поездка состоялась в августе этого года, и её я задумывал достаточно давно. Из истории я вспомнил, что на территории Армении располагалось одно из древнейших государств Урарту. Поэтому стало очень интересно, что же там за страна, что там за обстановка, как всё выглядит на самом деле. Я продолжительное время изучаю для себя различные стили, связанные с архитектурой. Плетёнка там, орнамент. И это в своё время на Кавказе было хорошо развито и имеет свои особенности. Но поездка постоянно откладывалась до нынешнего года. Потом я не только ради этого ехал. Здесь у меня, прежде всего, был интерес к образной взаимосвязи истории и современности. И впечатлений от поездки получена масса, в двух словах не расскажешь. Там очень интересно. В первую очередь, интересная старинная архитектура. Причём множество сооружений выполнено из туфа методом сухой кладки. Несмотря на то, что они возведены в разные века, всё-таки просматривается некий единый стиль, постепенно трансформировавшийся до наших дней. Чувствуется какая-то традиция и преемственность. Например, более современные модернистские церкви или порталы всё равно сочетаются со старинными архитектурными ансамблями.
Когда же я собирался в поездку, то по новостям говорили о различных тамошних волнениях. И я сомневался, стоит ли мне ехать в Армению. Но после консультаций выяснилось, что даже во время данных событий продолжали проводить экскурсии и никаких проблем не возникало. Опасность тех эксцессов была преувеличена. В целом общение и отношения между людьми хорошие. Правда, случались иногда проблемы, связанные с языком, но они бывали редко. Потом перед поездкой я также советовался по поводу самых интересных мест с точки зрения истории, чтобы они вошли в план путешествия. Смотрел альбомы по архитектуре Армении и Еревана. Изучал карту, где и что находится. Не сказать, что пролистал всю библиотеку. Тем не менее, чтобы что-то не упустить, нужно готовиться, изучать и составлять приблизительный план. У меня был с собой маленький походный этюдник, облегчённый вариант без ножек, который я носил в рюкзаке. Естественно, взял акварель, карандаши, разные наборы бумаги. И когда некоторые удивлялись, зачем мне рюкзак, я им показывал художественные принадлежности, и все вопросы отпадали. Поскольку обычные люди ходили налегке, а я в жаркую погоду с рюкзаком, но не как турист с палаткой.
Самыми запоминающимися для меня стали начало поездки и завершающий день. Вначале, когда я ехал на автобусе через Грузию, то смотрел во все глаза. Можно сказать, что обычный маршрут без объяснений экскурсовода уже выглядел словно экскурсия. Просто смотреть в окна, запоминать, любоваться. Поскольку сам пейзаж очень интересен. Соответственно, въезд в Ереван и всё связанное с данным обстоятельством. А последний день был посвящён у меня посещению музея декоративно-прикладного искусства.
– На начавшейся выставке практически всю произведения выполнены на месте, кроме двух живописных полотен. Можно узнать об их особенностях?
– Да, это работы «Большой Джермукский водопад» и «Большой Джермукский водопад». Первая является собирательным впечатлением от той поездки. А Джермукский водопад – это такое ущелье, где находится курортное место с минеральными водами разных температур. Они напоминают Карловы Вары, по вкусу воды, как всё расставлено. Но это всё-таки Кавказ. Джермукский водопад сделан туристическим местом, там люди ходят, фотографируются. Что я хочу сказать именно по данной работе. Вообще, если передвигаться по тропинкам возле водопада, то с каждого ракурса виден какой-то определённый фрагмент. И на этом пейзаже совмещено сразу три ракурса. Потому что иначе получается неполная картина: либо один поворот виден, либо другой, либо третий. Пейзаж такой трехповоротный вышел. И вот водопад сверху стекает бурлящей дорогой. Там можно стоять и медитировать.
«Большой Джермукский водопад»
– В будущем запланированы какие-либо поездки?
– Да, предполагается моё участие в алтайской части по следам экспедиции Семёнова Тян-Шанского. Но всё дальнейшее зависит от Рязанского музея путешественников.
Сама выставка продлится до 11 декабря. График работы музея: ежедневно с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:00). Выходной – воскресенье. Телефоны для справок: 25-71-71, 25-52-50, 25-89-10.
Георгий ТИТОВ
Фото автора
«Большой Джермукский водопад»