Пятница, 26 апреля 2024
Курс ЦБ
$  92.13
 98.71
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Писатель дальнего плавания

    24 ноября отметила свой юбилей литератор, кандидат педагогических наук, лауреат премии Рязанской области им. Якова Полонского Людмила Анисарова.  


    Рязань, 29 ноября — Областная Рязанская Газета

     

    Рязанская писательница  удивительным образом сочетает в себе, казалось бы, абсолютно несовместимые способности: писать «женские» книги о любви и работать с серьёзным историческим материалом. Как ей это удаётся? Что объединяет героев её биографических  книг? Об этом и многом другом мы и поговорили накануне её дня рождения.

     

    Люда, мы давно с тобой знакомы. Поэтому – на ты? Не возражаешь?

    – Разумеется.

     

    Истоки всего – в семье. Твои родители. Какими они были?

    – Спасибо за вопрос. У меня были прекрасные родители. Светлая им память… Много лет назад в Сараевской средней школе учились Валя Баранова и Толя Крючин. Оба были способными, яркими. Играли вместе в драмкружке. С девятого класса и до конца жизни их связывала большая настоящая любовь – такая, о которой мечтает каждый человек. Из сухопутной рязанской глубинки мой будущий папа поехал в Ленинград поступать в военно-морское училище. И поступил, и стал офицером-подводником. А моя будущая мама, окончив в Рязани учительский институт,  поехала работать в село Дурное Пронского района. Ещё будучи курсантом, папа приехал в Дурное (по легенде, шёл  по лютому морозу пешком от станции сорок километров), и на следующий день, 23 февраля 1953 года, мои будущие родители расписались в сельсовете.

     

    Мама стала для меня образцом школьного учителя. Папа – образцом мужчины, семьянина и гражданина. От них – любовь к Родине, людям, верность общечеловеческим идеалам. Высокие слова? А я их никогда не боялась и не боюсь, потому что в нашей семье они не расходились с делом, поступками. Кстати, свою книгу «Вице-адмирал Головнин» я посвятила светлой памяти моего отца и моего старшего брата – офицеров-подводников.

     

    Вот откуда твой интерес к морю и морякам. И замуж ты тоже вышла за офицера флота, так?

    – Тогда он ещё был курсантом, но в целом так и есть. Мой муж, подаривший мне 36 лет назад свою фамилию, Василий Анисаров – тоже бывший подводник, капитан 3 ранга, с которым мы «прослужили» 11 лет на крайнем Севере.  Он по существу мой личный секретарь, на нём – все компьютерные работы. Без него никуда.    

     

    Самое главное в моей нынешней жизни – это моя необыкновенная дочь Валерия и её семья. Лера с мужем и сыновьями-двойняшками живёт в Москве. Очень цельная и гармоничная натура, чему я не устаю удивляться.  В своё время окончила с отличием наш инфак, занимается техническим переводом. Её муж Светозар – талантливый и довольно известный фотограф. У них общее хобби: популярные сейчас танцы хастл и зук. Мои внуки Влад и Дима, любимые и невозможные, пошли в этом году в школу. Страдаю оттого, что не могу видеться с ними так часто, как хотелось бы…

     

    Когда и как ты решила стать писателем?

    – А я, признаться, и не решала. Вот учителем русского языка и литературы – да, решила в десятом классе, пошла по маминым стопам. Преподавателем вуза тоже стала вполне осознанно. Преподавала в Рязанской радиоакадемии (как тогда этот вуз назывался) «Риторику и культуру речи». Защитила кандидатскую диссертацию. А в писательницы подалась авантюрно, спонтанно и почти бессознательно. У меня есть рассказ «Одиночество». Вот там героиня второго плана (почему-то очень похожая на меня!) бросает преподавательскую деятельность и уходит  в писательницы. Так уж у неё получилось. Вот и у меня так получилось. Почти неожиданно. И для окружающих, и для самой себя. Это было в конце 90-х… Время было заполошное, вот я и поддалась одному из его соблазнов. Ну а потом – деваться некуда. Вот и пишу. А если серьёзно…

     

    После выхода первой книги «Знакомство по объявлению» в московском издательстве «АСТ» в 1999 году (общий тираж – 30 тысяч) писательницей я себя, точно, ещё не считала. А вот после выхода в том же издательстве романа «Вы способны улыбнуться незнакомой собаке?» (это была третья моя книга) ощутила себя причастной… А сейчас – да, я писатель, и с этим уже ничего не поделаешь, нравится это кому-то или нет.

     

    Думаю, нашим читателям интересно узнать, как писались твои книги. И каким образом ты от так называемой «женской прозы» перешла к работе над биографиями моряков?

    – По-разному писались мои книги. Кстати, мне лучше всего работается там, где нет моего собственного быта и необходимости проговаривать по телефону жизнь с друзьями-подругами, которых у меня много, и которых я нежно люблю. Но… В общем, периодически сбегаю из дома куда придётся, туда, где можно ни с кем не общаться. Хотя последнее время научилась и дома прятаться от всех, отгораживаться от жизни. Нет меня – и всё.

     

    Первые книги, как я уже сказала, вышли в «АСТ». Для этого не нужны были ни деньги, ни связи. Издатель увидел, что это можно продать, – и этого достаточно. А потом я написала небольшой роман «Куба, любовь моя…», который уже выходил за рамки «женской прозы», и перестала представлять интерес для издателя. Вот такой парадокс: стала писать лучше, серьёзнее, не можешь печь книжки, как пирожки, – значит, ищи спонсоров и печатайся в родном городе.

     

    В 2005 году судьба подарила мне встречу с дочерью известнейшего в своё время советского писателя-мариниста Алексея Новикова-Прибоя – Ириной Алексеевной. Наш земляк, избороздивший все моря и океаны, участник русско-японской войны, автор романа «Цусима», человек широкой души… Оказалось, что в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» не было его биографии, которая того, безусловно, заслуживала. Решила, что справлюсь. Было нелегко. Работа в архивах, исторический материал, из которого можно никогда не выплыть, Цусимское сражение, гибель русского флота, о чём знатоки спорят до сих пор… В общем, отчаянье накрывало меня практически каждодневно. Но, как  говорила моя мама, есть железное слово  н а д о. Раз уж взялась…

     

    Мой «Новиков-Прибой» вышел в 2012 году. К этому времени я уже мечтала погрузиться в интереснейшую  жизнь другого моряка-рязанца – Василия Михайловича Головнина. Книга вышла в издательстве «Вече» несколько месяцев назад.

     

    А что объединяет твоих героев: Головнина и Новикова-Прибоя?

    – Патриотизм. Их верное и честное служение Отчизне.  Мужество. «Я не выношу дряблости человеческой души», – это слова одного из героев «Новикова-Прибоя». И они, по сути, могли бы прозвучать из уст и самого Алексея Силыча, и уж тем более Василия Михайловича.  

     

    Для тебя важно признание читателей?

    – Очень важно. Когда ты знаешь, что у тебя есть читатель, тогда есть смысл работать дальше. Каждый положительный отзыв – драгоценен. Каждое приятие переживается. Неприятие – тоже. Не верю, что кому-то из пишущих всё равно, читают его или нет. Конечно, абсолютно по-разному воспринимаются мои «женские» рассказы и биографическая проза.

     

    С выходом «Новикова-Прибоя» и «Вице-адмирала Головнина», безусловно, изменился мой, так сказать, писательский статус. Это ко многому обязывает и, наверное, определяет дальнейшую жизнь. Получается, что, во-первых,  надо не останавливаться, а продолжать работу над биографиями моряков-рязанцев  (сейчас  с огромным интересом изучаю жизнь адмирала Авинова), во-вторых,  необходимо совершенствоваться, расти.  Когда  в  уже вышедшей книге про Головнина обнаружилось несколько «ляпов», думала – не переживу. И уж точно про моряков больше писать не буду! А утром, смотрю, жива. 

     

    Более того, проснулась с мыслью:  моя следующая «морская» книга должна быть безупречна, во всяком случае, в отношении терминов. Хотя я относилась и отношусь к этому очень серьёзно, но вот… не хватило зоркого редакторского глаза. Поджимали сроки. И возвращаясь к вопросу о читателях… Для меня не просто важно признание какой-то тысячной доли читательской аудитории – я завишу от этого небольшого (а может, не такой уж он теперь и небольшой)  круга людей. Он, этот круг, есть – значит, есть, как писатель, и я.

     

    Ты как-то сформулировала  для себя жизненное и творческое кредо?

    – Давно с этим определилась. Периодически повторяю и не считаю нужным что-то менять. Живу, как мне кажется, в полном соответствии со своей внутренней природой, не ломая себя. Плыву по течению. Я, пожалуй, счастливая женщина… От депрессий, которым всё-таки подвержена, спасают Вера и близкие люди. И просто люди – светлые, добрые, красивые. Искренне радуюсь тому, что их так много…

     

    Лариса КОМРАКОВА

     

     

     

     

                                                       

     

     

     

     

     

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Лесок

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Хозрасчетная поликлиника
    Лесок
    КПРФ
  • Зеленый сад 350х280
    ГК Прокс
    Ниармедик (мобильный)
  • АвтоЕще

    С 25 мая планируется установка дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств на следующих участках улично-дорожной сети города Рязани: