Суббота, 12 октября 2024
Курс ЦБ
$  96.07
 105.1
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • На выселках

    В крохотном домике без удобств живёт рязанский ветеран


     

    Рязань, 11 марта – Областная Рязанская Газета. Всё время, что общался с 96-летней Анной Ивановной Тарасовой, в уме навязчиво крутились две вещи. Строчка «Это нужно не мёртвым…» Роберта Рождественского и наклейки на дорогих машинах «Спасибо деду за Победу!». Ветеран тыла не ждёт подарков от жизни, довольствуется тем малым, что есть. Это привычка – всю жизнь так и прожила. Но почему мы – молодые и сильные – не можем ей подарить что-то по-настоящему ценное за все её многолетние труды, или способны только на «понты» в виде ура-патриотических акций?

     

    ДОРОГА К ДОМУ

     

     

    Мы договорились с внучкой Анны Ивановны, Натальей, встретиться возле торгового центра, чтобы совместно продолжить путь к намеченной цели. Причина вполне банальна – она ездит на «Ниве». Другие к нашей конечной точке путешествия – домику на отшибе в деревне Гряцкое – попросту не проедут.

     

     

    Дорога к дому 

     

    Казалось бы, практически окраина областного центра, а проехал несколько километров, и ты – в другом мире. Где не то, что дорог нет, нет даже направлений, по которым можно проехать. Пока едем ещё по самому Гряцкому, машина ведёт себя уверенно, но стоит только свернуть с главной деревенской улицы по направлению к домику ветерана, двигатель начинает натужно подвывать. А ведь Наталья предупредила: «Как узнала, что приедете, дорогу почистила».

     

    Вся надежда — на внучек, Анну и Наталью

    «А вообще дорогу к нам на выселки, а так называется небольшая улочка из пары домов в стороне от главной дороги, никто не чистил, и чистить не собирается», – горько констатирует Наталья. Одну трагедию молодая женщина уже пережила. Её мать, которая жила тут же, в Гряцком, болела диабетом, уже не двигалась. Им посоветовали самим на санках (!) привезти её, полуживую, к центру Гряцкого, откуда её забрала «скорая». Через пару дней Наташина мама умерла в больничной палате… «А когда-то здесь жизнь кипела, и медпункт был хороший, – рассказывает мой проводник, – а теперь, посмотрите сами – сплошная разруха. Старые люди, живущие здесь, никому не нужны».

     

    Самое сложное в нашем «ралли» – это преодолеть небольшой спуск и подъём. Под самодельной плотиной, «заказывали несколько КАМАЗов битого кирпича и сами же засыпали запруду», протекает ручей, который, по словам Натальи, то и дело сводит на «нет» все плоды их нелёгкого труда. «Местные власти? – переспрашивает Наталья. – Никогда они о нас не думали, выживайте, как сможете. Был у нас депутат Шуваев, пять лет обещал колодец нам сделать. Дел-то было – одно бетонное кольцо добавить, а то каждую весну его заливает – приходится на родник за водой ездить. А кто сейчас у нас депутат, мы и не знаем – он нам на глаза не показывается. Приходишь в сельсовет, к Анне Ильиничне, у той всегда один ответ, вернее – вопрос: «А что мы можем сделать?».

     

    Плотина

     

    ШЕСТОЕ ПОКОЛЕНИЕ В ПОДАРЕННОМ ДОМИКЕ

     

     

    Несмотря на столь почтенный возраст, Анна Ивановна обладает хорошей памятью и острым умом: «Родилась я в Каменце, недалеко отсюда, в двадцать первом году. Пастухом был мой отец, и я с малолетства – в лаптях. Как война началась, я грузила дрова в железнодорожные составы. А потом на меня цинга напала, я болела долго. А уж когда выздоровела, до конца войны работала в Рязани, в госпитале. Муж мой, Иван Фёдорович, пришёл с фронта без руки. Я работала в Турлатове, в аэропорту, начальником караула охраны. А начинала-то… Всё приходилось делать, а начальник аэропорта всё это видел и сказал: «За все твои старания дом тебе подарю». Я не верила, а он, действительно, подарил. Муж всю войну прошёл в разведке, а там что: хлеб да вода. Вот и получил рак желудка. Четырёх дочерей поднимала, потом и внуки пошли».

     

    Мы подсчитали. Если брать в расчёт родителей Анны Ивановны, которых она перевезла к себе под старость лет, в этом крохотном домике проживает уже шестое поколение. И сегодня в нём живут вместе с ней ещё пятеро – две внучки, Анна и Наталья, и трое правнуков. Казалось бы, словно какой-то рок над ними висит: мужиков, тех, кто может подставить сильное плечо, нет рядом. Но женщины…

     

    Они из той породы, что «и коней, и в избу». Что характерно – во время нашего общения никто из них не пожаловался ни на судьбу, ни на начальство. И не было обречённости в их взгляде на жизнь. Каким-то извиняющимся тоном они рассказывали о своих горестях и невзгодах. По-видимому, привыкли рассчитывать только на свои силы. Ведь домик три раза горел, с ним сгорели и медали Анны Ивановны. И каждый раз они начинали всё с «нуля», без помощи извне…

     

    НЕ ДОЖИДАЯСЬ ОНФ

     

    «Никуда я теперь уезжать не хочу, – безапелляционно заявляет 96-летняя женщина. – Да и куда мне ехать-то? Я тут всю жизнь прожила – тут и помирать буду. Ведь всё болит, меня же четыре раза резали, два – по онкологии. А я всё живу и живу». А потом – вдруг резкий переход: «Видал, вокруг ольхи сколько? Воздух-то какой! Благодаря ему и жива до сих пор». 

     

    Скажем честно: не только и не столько благодаря целебному воздуху, жива ещё Анна Ивановна. Рядом с ней – её самые близкие люди. Она их вырастила-вынянчила, и теперь пожинает плоды своего труда. Хотя и Анне, и Наталье приходится несладко: «Хорошо, что газ провели. Сами. Теперь с теплом проблем нет. А удобства – как говорится, на улице. Бабушку обязательно купаем не реже раза в неделю – она у нас чистоплотная. Нагреем воды в кастрюлях – и купаем». 

     

    Пора мыться — кастрюли наготове!

     

    Наташа недавно живёт в Гряцком – «не сложилось с мужем». Завела кур и кроликов: «Теперь яйца и мясо – свои». На обратном пути она рассказывает про планы на будущее, а мне – не по себе. Неужели так и будут три женщины, за плечами одной из которых – жуткая война, и дальше рассчитывать только на свои силы? Неужели именно для Анны Ивановны «закрыты» разного рода программы, рассчитанные на таких, как она? Перефразируя известное: «Не просите – и не дастся вам», хочется задать вопрос разного рода социальным работникам и представителям власти, а прежде всего – руководителю Дядьковского сельского поселения Алексею Шибаеву: «Доколе? До каких пор люди, подобные Анне Тарасовой, будут выступать в качестве просителей?». 

     

    Вся эта история стала известна благодаря активистам Общероссийского народного фронта, которые зачастую выступают в роли беспристрастных проверяющих тех безобразий, которые творятся на местах. Есть поговорка: «Сытый голодного не разумеет». Может, стоит местным чиновникам провести хотя бы денёк с утра до ночи в крохотном домике Анны Тарасовой, чтобы отношение к ветерану изменилось. Или они надеются на то, что век её уж недолог, памятуя о другой поговорке: «Нет человека – нет проблемы». Поверьте, дамы и господа, когда в дело полноценно вступит ОНФ, проблемы у вас только начнутся…

     

    Павел АВЕРИН. Фото автора

     

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Ниармедик (мобильный)

  • Свежий выпускАрхив
    № 16 (423) 30.09.2024 г.
    Читать выпуск
    Мнения людейЕще
    Спецоперация спецоперацией, а веселье по расписанию: до осени в Рязанской области пройдут шесть фестивалей
  • КПРФ
    Ниармедик (мобильный)
  • ГК Прокс
    Зеленый сад 350х280
  • АвтоЕще

    Коррозия — одна из самых распространённых проблем, с которой сталкиваются владельцы автомобилей. Она разрушает металл, ослабляя прочность кузова и других важных частей автомобиля