Четверг, 28 марта 2024
Курс ЦБ
$  92.59
 100.2
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Ползком в будущее

    Опубликовано: 22.07.2017 в 18:48

    Категории: Главные темы номера

    Тэги:

    В Москве 29 и 30 июня работал Международный форум «Примаковские чтения». В этом году на форум приехали участники из 20 стран, чтобы вместе с российскими коллегами обсудить, каким будет «Мир в 2035 году», и как уберечь его от экономических и политических катаклизмов.

     



    Срочные онлайн займы в тенге на любые цели на ccloan.kz. Взять тут кредит можно без справки о доходах, без залогов и поручителей. Решение за 10 минут. Деньги можно получить в любом городе Казахстана в Астане, Алматы, в Караганде, Атырау и т.д.



     

     

    Организаторы «Примаковских чтений» — Центр международной торговли, Торгово-промышленной палаты России и ИМЭМО им. Е.М. Примаков РАН.

     

    Накануне обозреватель «Российской газеты» Игорь Исаев встретился с участником форума, одним из наиболее признанных прогнозистов в России — академиком РАН Александром Дынкиным, президентом Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН (ИМЭМО).

     

    Говорили о том, что в обозримом будущем в мировой иерархии экономика России переместится с 12-го на 15-е место, если сохранит текущую модель роста. А также о грядущих кризисах, о сроках отмены санкций, о судьбе нефтяного рынка.

     

    Александр Дынкин рассказал, что темпы роста экономики России будут на обозримую перспективу ниже мировых, примерно на уровне ведущих стран Европейского союза, если ничего не предпринимать. Для ЕС менее двух процентов роста ВВП в год — это неплохо, но с нашим отложенным спросом домашних хозяйств на здравоохранение, образование, жильё, экономическим спросом на инфраструктуру, технологическую модернизацию можно бы было достичь 3-4 процентов.

     

    Модель роста, основанная на экспорте углеводородов, неплохо работала с 2000-х годов. Она была неизбежна и необходима, когда после тяжелейшего трансформационного шока 90-х годов и общество, и экономика должны были немного «прийти в себя». Тем не менее, если говорить о причинах рецессии 2015-2016 годов, то наполовину она была связана с неэффективностью экономики, ещё на треть -с падением цен на углеводороды, завершением очередного глобального сырьевого цикла, и лишь процентов на 20 — с санкциями.

     

    «Сегодня наша задача, — убеждён Дынкин, — перевести экономику в другую модель без потрясений и кризисов. Но здесь надо быть аккуратным, потому что многие говоруны призывают слезть с нефтяной иглы. Это нонсенс.
    Все страны стараются залезть на нефтяную иглу, а мы почему-то должны слезать. Вот американцы с радостью на неё садятся».

     

    По мнению Александра Дынкина, нам ничего не помешает сидеть на нефтяной игле, потому что все альтернативные источники энергии, электромобили имеют свои ограничения и негативные стороны. Он считает, что на 20 лет здесь нет сверхсерьезных угроз.

     

    Относительно разрыва между нами и США как глобальным лидером, если экономика России останется на инерционном пути, Александр Дынкин ответил, что: «У нас в два с лишним раза меньше численность населения, чем в США, почти в четыре раза ниже производительность труда. Перемножим одно на другое, получим 8-кратный разрыв в экономической мощи двух стран. И через 20 лет США останутся технологическим, военным лидером, лидером по размеру ВВП — измеряемого по текущим обменным курсам, не по паритету покупательной способности, здесь уже Китай впереди.

     

    Важнее, какое место будет занимать Россия в мировой экономике. Если ничего не менять, то к 2030 году экономика по паритету покупательной способности опустится с 6-го на 7-е место, пропустив вперёд Бразилию, а по текущему обменному курсу — с 12-го на 15-е, после Мексики. Сегодня именно эти две страны — наши реальные конкуренты и по институциональным, и по структурным реформам. Катастрофы никакой не произойдёт, и мы только станем такой средненькой, низкотехнологичной страной».

     

    По мнению Александра Дынкина, режим санкций продлится достаточно долго. Минимум десять лет. Это объективная реальность, в которой мы живём. Но мир стал полицентричен, он не замкнут на экономике Запада.

     

    Сейчас есть альтернатива. Япония ввела сокращённый объём санкций, Южная Корея ограничилась отменой визитов двух заместителей министров, Китай, Тайвань — ноль санкций. Поэтому есть опция развития труда.

     

    Вторая история — санкции подталкивают к необходимым внутренним преобразованиям. Например, если бы не они, мы бы так и не создали национальную платёжную систему, которую имеет каждая крупная страна. Ряд секторов освободился от внешней конкуренции — сельское хозяйство, радиопром, тяжёлое машиностроение, химическая промышленность. Они неплохо себя чувствуют в условиях санкций. Нельзя говорить, что санкции -это только ущерб. Конечно, это ущерб с точки зрения долгосрочных заимствований, но, с другой стороны, это дисциплинирует компании, заставляет их жить по средствам, уменьшать внешнюю кредиторскую задолженность.

     

    Самая серьёзная проблема связана с технологическим обменом. Но есть неплохие технологии корейские, китайские, японские, тайваньские. И здесь остаётся выбор, не такой, конечно, широкий, как раньше. Многие западные бизнесмены, прежде всего немецкие, очень критически относятся к этим санкциям, стараются с нами сотрудничать.

     

    Относительно следующего мирового кризиса Александр Дынкин сказал: «Следующий глобальный кризис — это та вещь, которая плохо поддаётся прогнозированию. Если и возможны откуда-то угрозы мировой экономике, то, по моему мнению, из Китая. Там есть очевидный перегрев фондового рынка, большое количество «токсичных» долгов не только корпораций, но и регионов, однако при тех централизованных инструментах, которые сохраняются в Китае, есть надежда, что они сумеют избежать краха финансовой системы. Так что в ближайшие четыре-пять лет я не вижу нового мирового экономического кризиса.

     

    Мир стал более непредсказуемым. Мы живём в условиях полицентричного мирового порядка, когда возникает множество центров различной степени силы. Помимо классических США, Китая, России, ЕС, к таким центрам можно отнести Индию, Иран, Саудовскую Аравию.

     

    Конечно, это более неустойчивая, непредсказуемая конструкция, чем двухполярный мир. Поэтому возможны, скажем, конфликты между Ираном и Саудовской Аравией, Северная Корея может спровоцировать конфликт в Северо-Восточной Азии, сохраняются напряжённые отношения между Индией и Пакистаном. Надеюсь, решение этих двух последних стран вступить в ШОС снизит остроту их конфликта, как это было в случае с Германией и Францией — одной из политических целей создания ЕС было снять вековую конфронтацию между ними.

     

    Профессиональные прогнозисты знают, что наиболее достоверной статистикой, обращённой в будущее, является демографическая статистика. Опираясь на неё, мы можем прикинуть количество рабочей силы в разных странах, это работает с минимальными ошибками. Второй показатель, который для нас важен, это производительность труда, он весьма инерционен, и его развитие можно просчитать.

     

    Таким образом, мы получаем размеры валового внутреннего продукта 158 стран через 20 лет с достаточно высокой степенью вероятности. Можно сказать, что в 2001 году мы с точностью до десятой процента спрогнозировали темпы роста мировой экономики до 2015 года. Весьма точны были наши оценки по экономике России, мы ошибались лишь в десятых процента, но на таком длинном горизонте времени -это неплохой результат».

     

    Александр Дынкин высказал своё отношение к программе, которую готовит рабочая группа Экономического совета при Президенте по подготовке реформ, которую возглавляет Алексей Кудрин: «Мы прошли в 2017 году период массовой смены лидеров ведущих стран, но ни в одной стране не было предложено такой широкой и основанной на надёжных расчётах панорамы трансформации общества и экономики, как это пытается сделать Алексей Кудрин. Он хочет сменить колею развития страны, но без радикальных потрясений. Для России это важно, потому что мы — страна стагнации и революций.

     

    Конечно, эта программа будет дополняться какими-то элементами из других программ, их много. Но большинство из них предлагают варианты «ускорения на базе машиностроения», которое мы уже проходили. Искусственные схемы, связанные с печатанием денег, с массированными инвестициями в какие-то приоритеты, которые, на самом деле, у каждого свои, с удержанием «инвестиционных» денег от попадания на валютный или потребительский рынок, — это всё химеры, с моей точки зрения.

     

    Должна быть эволюция без рывков. Философия Кудрина обратна шоковой терапии».

     

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info


  • Новости партнеров:

  • Лесок

  • Свежий выпускАрхив
    № 04 (411) 04.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Лесок
    Хозрасчетная поликлиника
    КПРФ
  • Ниармедик (мобильный)
    Зеленый сад 350х280
    ГК Прокс
  • АвтоЕще

    Тема трансмиссий в автомобилестроении представляет собой значительное теоретическое и практическое значение