Четверг, 25 апреля 2024
Курс ЦБ
$  92.51
 98.91
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Старость — в радость

    Пожилым особое внимание, не на словах а на деле.


    Рязань, 29 марта — Областная Рязанская Газета. Материал из №12 (222) от 29.03.2018г.

     

    В России сейчас средняя продолжительность жизни — 72,3 года. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию поставлена задача увеличить этот показатель до 80 лет. Активное долголетие объявлено приоритетом развития общества.

     

    В Японии, которая занимает первое место в мире по продолжительности жизни, 83,7 года. О том, как достигнуть этого и об опыте Японии, обозревателю «Независимой газеты» Аде Горбачёвой высказала своё мнение главный гериатр Минздрава РФ и главный гериатр Москвы Ольга Ткачёва.

     

    Ольга Ткачёва считает, что в Японии продолжительность жизни увеличивается за счёт очень многих факторов: и об­раза жизни, и современного уровня медицины, и комфортного проживания, финансового и социального обеспече­ния. Младенческая смертность чрез­вычайно низкая. В отношении про­двинутого среднего возраста стали развивать гериатрическую помощь, то есть специальную медицину для пожи­лых, что позволило увеличить ожида­емую продолжительность жизни после 60 лет. Для этого должны быть созда­ны особые условия.

     

    Ольга Ткачёва

     

    Кроме медицины, необходимо обе­спечить уход, хорошую социальную помощь. В Японии очень много раз­ных домов престарелых, пансионатов для пожилых людей: и дневного пре­бывания, и стационарного пребыва­ния. Есть, например, пациенты, ко­торые находятся в стационарах после перенесённых операций или каких-то острых манипуляций. Японцы создают комфортные условия для лечения, ре­абилитации и ухода именно за пожилы­ми пациентами и, наверно, поэтому у них так много «совсем пожилых» людей.

     

    Ольга Ткачёва отметила, за по­следние годы в образе жизни населе­ния Японии есть две тенденции: с од­ной стороны — увеличивается и будет увеличиваться средняя продолжитель­ность жизни, потому что созданы ус­ловия, для того чтобы беречь здоровье граждан пожилого возраста. Но, с другой — так называемые «голубые зо­ны», к которым, например, относится Окинава, стали превращаться в «серые зоны». Почему? Потому что там поя­вился фастфуд, ускорился темп жиз­ни, увеличилось количество стрессов.

     

    Традиционная японская еда очень полезна: рыба, нежирная пища без избыточной калорийности и с доста­точным количеством овощей и фруктов. Но в Японии тоже есть проблемы циви­лизации, например, ожирение. Причи­на — появление фастфуда.

     

    Ольга Ткачёва рассказала, что пенсионный возраст в Стране восхо­дящего солнца 65 лет и у мужчин, и у женщин. Сейчас обсуждается новый рубеж — 75 лет. Это связано с двумя аспектами: во-первых, там колоссаль­ная демографическая проблема и нуж­но продлить возраст трудоспособности во избежание экономических трудно­стей; во-вторых, в результате здо­рового образа жизни и внедрения ге­риатрических программ пожилые японцы достаточно долго ведут активный об­раз жизни.

     

    В определённый период в Японии бы­ла проблема суицидов в пожилом воз­расте, связанная и с другими фактора­ми, не с одиночеством. Как рассказал президент Национального центра ге­ронтологии Японии, программа во­влечения пожилых людей в социальную жизнь сработала, и процент суицидов среди них существенно уменьшился.

     

    Люди старшего поколения получают разнообразную медицинскую и со­циальную помощь, вобравшую всё, что есть лучшего в мире. Активно разви­вается форма, когда и медицинские, и социальные службы помогают на до­му. Очень развиты дневные стацио­нары, где с пациентами занимаются гимнастикой, когнитивным и физиче­ским тренингом. Есть разные вариан­ты проживания в домах престарелых: и для сохранных пациентов, и для ос­лабленных. Там можно оставаться ме­сяц, два, три, год, а потом возвра­щаться домой. Социальная помощь в значительной части финансируется государством. Есть специальное стра­хование для длительного ухода, мож­но доплачивать определённую сумму в зависимости от своего дохода (от 10 до 30%). Если доход совсем низ­кий, такая помощь может оказывать­ся бесплатно. Это специальная меди­ко-социальная помощь пожилым людям.

     

    Дома престарелых, как во Франции и в Израиле, относятся не к социаль­ной, а к медицинской сфере, к систе­ме здравоохранения. В этом принципи­альная разница, о которой нам нужно задуматься: ведь дом престарелых — это зона особого внимания с точки зрения именно здоровья. Как прави­ло, там лежат очень тяжёлые пациен­ты, которые требуют не только еже­дневного элементарного ухода, но ещё постоянной медицинской помощи, на­блюдения и реабилитации.

     

    По мнению Ольги Ткачёвой, многое из опыта Японии поддержки старше­го поколения может быть практически использовано в России. Прежде все­го, ориентация на пожилых. В Японии создана инфраструктура для пожилых, так как таких людей очень много. Вез­де — в магазинах, кафе, на вокзалах доступная среда, комфортные условия для пожилых. Выпускаются специальные продукты для стариков, предусмотрены специальные полки, даже специальная подсветка, чтобы было видно надпи­си. Произошло изменение отношения к старшему поколению со стороны обще­ства в целом.

     

    В заключение беседы Ольга Ткачё­ва ответила на вопрос «В России по­ставлена задача — достигнуть сред­ней продолжительности жизни 80 лет. В каких направлениях надо предпри­нимать усилия, чтобы этого добиться, при том чтобы старшее поколение оставалось полноценным и независимым?»

     

    Она сказала: Минздрав России ори­ентируется сейчас на два основных направления: профилактика и гериа­трия. Профилактика должна проводить­ся в любом возрасте, но желательно начинать её как можно раньше, прямо с детства. И — развивать гериатрию, специальные технологии, которые мо­гут помочь пожилым людям сохранить активность.

     

    Надо вводить гериатрическое стра­хование , то есть предусматривать тот факт, что в старости может потре­боваться долговременный уход. Один из вариантов медицинской помощи — стационары на дому. Далеко не все могут и хотят попасть в дом преста­релых. В нашем менталитете поместить стариков в дома престарелых — значит, их бросить, хотя, на самом деле, это право выбора самого человека, его се­мьи, если речь идёт о хорошем, ком­фортабельном доме престарелых. Надо продумать вопрос оплаты социальной помощи в зависимости от финансово­го положения пожилого человека, насколько он может, например, доплачи­вать за какие-то услуги.

     

    В одной из своих статей Ада Гор­бачёва рассказала, что в середине апреля предполагается в Министерстве здравоохранения РФ утверждение доку­мента о том, как следует назначать препараты больным пожилого возраста. Собственно, и сейчас при проведении лекарственного лечения учитывается возраст пациента. В проекте нового документа указывается, что старикам следует назначать доступные по цене средства. Другими словами, дешёвые, потому что если лекарства для пенсио­нера неподъёмны по цене, он вообще откажется от лечения.

     

     

    Ольга Ткачёва считает, что, с од­ной стороны, всё правильно: лучше принимать не особенно эффективные ле­карства, чем никакие. С другой сторо­ны, в этом документе стариков неволь­но рассматривают как людей второго сорта, которым современные лечебные средства не по карману, поэтому луч­ше и не говорить о них.

     

    Покупка лекарств, действительно, пробивает огромную дыру в бюджете, и не только у старшего поколения. По­этому уже много лет говорят о том, что лекарственное обеспечение долж­но входить в страхование. Однако за много лет дело так и не сдвинулось с мёртвой точки.

     

    Пожилые люди в России на конец 2016 года составляли 24,6%, в Мо­скве — 26%. Материальное положение у многих, особенно одиноких, действи­тельно, незавидное. Однако не всё так просто. Врачи рассказывают, что больные, поступающие в больницу, по­рой привозят с собой мешок разных снадобий, которые купили за нема­лые средства, наслушавшись телеви­зионной рекламы и поверив шарлата­нам. По предлагаемым рекомендациям, врач будет обязан разъяснять пациен­ту, что потратил он деньги зря, ни­чем эти снадобья не помогут.

     

    Но врачи и сегодня пытаются вну­шить всё это больным. Насколько те их слушают — другой вопрос. По но­вым рекомендациям, врачи обязаны бу­дут напоминать, что нельзя пользо­ваться средствами, рекламируемыми по телевизору. Но бороться с тем, что­бы больные не пользовались реклами­руемыми по телевидению средствами, думается, надо по-другому: не допу­скать на ТВ сомнительной рекламы в такой важной сфере, как здоровье.

     

    Что касается стоимости лекарств, то врачи государственных лечебных учреждений, выписывая рецепт, давно уже спрашивают: подороже или поде­шевле выписать препарат. Тем более, видя перед собой скромного пожило­го человека.

     

     

    «Пожилые больные должны получать адекватное их заболеванию лекар­ственное лечение, — пояснил в бесе­де с «Независимой газетой» председа­тель Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьёв. — Есть особенности лечения пожилых — нужно, как правило, снижать дозы, не все препараты можно назначать (так называемые стоп-критерии). Но глав­ное — все необходимые лекарства долж­ны быть для больных бесплатными. Для этого во всём мире существует систе­ма возмещения затрат на лекарства. Больного, его врача не должны касаться цены на препараты: это дело регулирующих орга­нов и плательщиков».

     

    По моему мнению, с предложением Павла Воро­бьёва нельзя не согла­ситься.

     

    Арнольд ГРЫНИН

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • ГК Прокс

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Хозрасчетная поликлиника
    КПРФ
    Лесок
  • Ниармедик (мобильный)
    Зеленый сад 350х280
    ГК Прокс
  • АвтоЕще

    С 25 мая планируется установка дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств на следующих участках улично-дорожной сети города Рязани: