От линейки до ЛиФФта
В гостях у «Областной Рязанской Газеты» поэт, прозаик, детский писатель, зам. редактора Первого Всероссийского литературного журнала «ЛиФФт» Рязанской области, член правления Рязанского союза литераторов (регионального отделения РСПЛ), член Российского союза профессиональных литераторов и Союза писателей ХХI века Лидия Терёхина.
– Лидия Серафимовна, когда впервые появилась тяга к творчеству? В каком возрасте?
– Я с детства творческий человек. Любила петь и плясать. Петь, правда, больше. Пела в вокально-инструментальных ансамблях при Кирицком ДК и при обувной фабрике «Победа октября» – нынешняя «Рязаньвест», в ансамбле «Голубые рифы». А проба пера произошла по заданию учителя по русскому языку и литературе Кирицкой средней школы Спасского района Василия Сергеевича Губанова. Моим учителем он не был, преподавал в старших классах, но был ответственным за проведение всякого рода мероприятий: КВН, посвящённых юбилейным датам известных писателей, смотров художественной самодеятельности. Вот к одному из таких смотров районного масштаба в номинации «Патриотическая песня» надо было написать четверостишие. Наш 6 «Б» класс представлял инсценированную песню «Гренада» на слова Михаила Светлова, композитора Виктора Берковского. Я выходила из хора и читала:
Юный, честный комсомол
Всегда вперёд идёт.
Он славит Партию трудом,
И славит весь народ!
В седьмом классе я ответила на двадцать вопросов викторины по противопожарной безопасности, и некоторые ответы были в стихотворной форме. Помню только один: «Двадцать метров от дома, смело складывай солому!» И представляете, меня наградили книгой, на линейке, перед всей школой представитель из областной пожарной охраны. Я не помню своего состояния души, наверное, была очень обрадована. На этом всё моё стихотворное творчество заснуло до 1991 года. Но тяга к письму присутствовала всегда. Любила писать сочинения на вольную тему, а уж письма – листов на пять. Я теперь понимаю, что это был способ выговориться.
– Что или, быть может, кто вдохновляет на создание произведений?
– Без вдохновения, конечно, никак. Всегда бывает по-разному. Трудно писать по заданию, и я стараюсь отказываться от таких просьб. Считаю, что это выхолащивает мысли перед замыслом своих произведений.
– Сколько у вас книг? Когда была издана первая?
– У меня шесть книг из них два поэтических сборника. Первая книга вышла в 2004 году, и это был сборник сказок «Розовая страна». В него вошли ещё тридцать стихотворных загадок, которые любят разгадывать дети на моих с ними встречах.
– Какая книга наиболее дорога и почему?
– Книга «Крыло Серафима». Сюжет основан на воспоминаниях моей мамы и сестёр. Они пережили все тяготы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Я очень часто перечитываю её. В ней жизнь моих родителей, родственников и многих уже нет в этой жизни, но они живут теперь в этой книге. И что радует меня – это небезразличное отношение читателей к ней. Мне звонят, говорят при встрече слова благодарности, что сюжет вызывает много эмоций. Читая её, люди плачут и сожалеют, что мало написано, хотели бы страниц так на двести. Но ведь не это главное. Для меня главное не масштабность, а лаконичность. У меня готовится книга для семейного чтения – «Приключения маленькой Сонечки», когда выйдет трудно сказать, причины всем известные. В ней мини-рассказы, но общая картина создаёт характер этой девочки. Она интересна, харизматична.
– Были в жизни какие-либо необычные встречи, так или иначе связанные с творчеством?
– Да, их было несколько и самая запоминающаяся, это встреча с поэтами творческой мастерской «Феникс» под руководством Нурислана Ибрагимова в «Доме пионеров», сейчас это «Дом детского творчества». Я работала на Приборном заводе и меня часто приглашали на заводское радио, печатали мои стихи в малотиражной газете, и в то время главный редактор Людмила Владимировна Богданова предложила мне встретиться с ведущим поэтом в Рязани, показать ему свои стихи. Я согласилась. Встречу он назначил во время заседания с поэтами. Я пришла, такая вся (улыбается – прим. автора), «гениальная». Меня усадили рядом с Нурисланом, он с гитарой, за большим столом по всему периметру сидят дети-поэты. И для меня с первого стихотворения юного автора начался кошмар. Я постепенно стала уменьшаться в теле, хотелось до размера комара, чтобы незаметно вылететь в окно. Как в сказке Александра Пушкина. Слава Богу, поэтов было много, и я ушла, сославшись на занятость до того, как должна подойти моя очередь читать свои вирши.
В 2001 году организовалось литературное объединение «Волна». Оно существует уже 18 лет, до сих пор мы проводим два раз в неделю заседания, дружим, отмечаем праздники. В литобъединении Дмитрий Аравин с Ольгой Сидоровой разглядели в моих стихах задатки прозаика. Я попробовала, и у меня получилось – за неделю выдала восемь сказок. На одном мероприятии «Волны» меня присмотрел Алексей Васильевич Бандорин, председатель регионального отделения Российского Союза профессиональных литераторов, пригласил в свой Союз и вместе с Людмилой Фёдоровной Салтыковой открыл мне путь в большую литературу. Я им очень благодарна за это. Немалую роль в становлении моего писательского творчества сыграли и писатели из СПР – Алексей Петрович Хлуденев, Алла Михайловна Нечаева. Алла Михайловна на семинаре по прозе, если память не изменяет в 2013 году, где она была руководителем группы, вдруг объявила: «Всем спасибо, все свободны, а тебе, Лида Терёхина, я даю рекомендацию в члены Союза писателей России». Вот это состояние я запомнила навсегда. Я была ошеломлена. Но не получилось. Не хватило двух или четырёх голосов, версии прозвучали разные. Значит – не судьба. Господь, видно, имеет на меня другие планы.
– О чём пишите?
– О любви. Как же без неё? Я думаю, что у меня получилось бы написать и краеведческий материал. У меня есть некоторые способности раскапывать истории своего рода. Но это большой труд, архивы, а у меня просто нет времени, я увлечена другой работой – журналом.
– Как быстро пишите? Сколько времени проходит от замысла до воплощения?
– Если пишется стихотворение, то сразу и правка небольшая. В прозе без сюжета, из пальца не высосешь. «Крыло Серафима» написала за четыре месяца. Сюжеты долго пропускаю через себя, а пишу быстро.
– Много ли редактируете? Есть ли такой человек, к мнению которого прислушиваетесь?
– В основном редактирую стилистические ошибки. А так, сами знаете, этот процесс бесконечный. К мнению прислушиваюсь, но не всегда, иногда моя интуиция подсказывает мне, стоит ли к этому мнению прислушиваться или нет.
– Где публиковались?
– Публикаций очень много, библиография растянулась на несколько листов. Вот некоторые из них. Журнал «Балтика» (г. Калининград); журнал «Сура» (г. Пенза); «Литературный фонд имени Горького» (г. Москва); альманах «ЛитЭра» (г. Праг); альманах «Славянская лира» (Республика Беларусь); «Литературная Рязань», журнал «Крым» (г. Симферополь); Всероссийский журнал «ЛиФФт». Запись повести «Крыло Серафима» на радио «Русский мир», в рубрике «Театр у микрофона» в моём исполнении, запись трёх книг на рязанской студии библиотеки для слепых и многое другое.
– Есть у вас какие-либо награды, победы в конкурсах?
– Да, 1-е место на приз зрительских симпатий и 2-е место по оценкам жюри в номинации «Малая проза» на Международном литературном фестивале «Славянская лира – 2015» в городе Полоцке, Республика Беларусь. Местные газеты писали, что золото и серебро увезла Лидия Терёхина из города Рязани. Очень приятно, правда? В Крыму в г. Саки на Международном литературно-музыкальном фестивале «Интеллигентный сезон – 2016 и 2018» заняла третье место в номинации «Малая проза». Рязанский фестиваль «Под небом рязанским» всегда приносит мне награды в разных номинациях. В 2017 году я награждена серебряной медалью Всероссийского литературного фестиваля «ЛиФФт».
– Как в жизни появился журнал «ЛиФФт»? И какие планы на будущее в издании журнала?
– В 2016 году вместе с Михаилом Даньшовым из Сапожковского района мы были делегированы от фестиваля «Под небом рязанским» на «Первый Всероссийский литературный фестиваль ЛиФФт», который проходил в г. Алуште. Там мне и поступило предложение стать редактором рязанского журнала. Я, как человек, всю жизнь сомневающийся в себе, сразу отказалась. Боялась, что не справлюсь, подведу. Дело-то мне, на тот момент, незнакомое. Попросили мы с Михаилом помочь Надежду Михалину. Она редактор четырёх альманахов. Стали работать на добровольных началах. Сейчас это модно (улыбается – прим. автора). Сделали с ней за год три журнала. Было очень сложно и морально, и материально. Теперь я уже самостоятельно сделала два журнала. Журнал полюбили, авторы у нас в Рязанском крае просто замечательные, я их обожаю. Со многими мы дружим. Встречаемся на моей кухне. И вообще, журнал получился народным. В районах нашлись помощники, подбирают для журнала авторов, присылают целые подборки. Опыт показал, что ничего не надо бояться. Всё получится, если будешь делать дело с душой и любовью не ради пиара, а ради человека. А планы у меня грандиозные – выпустить десять журналов, а там поглядим, на всё Божья воля.
– Чем для вас является творчество?
– В данный момент – это вся моя жизнь. Без творчества я просто захирею.
Лариса КОМРАКОВА