Пятница, 26 апреля 2024
Курс ЦБ
$  92.13
 98.71
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Таинственные линии судьбы

    Опубликовано: 24.01.2019 в 02:00

    Категории: Главные темы номера

    В гостях у «Областной Рязанской Газеты» поэт, художник, член Союза российских писателей Ольга Сидорова (Ершова).


     – Ольга Васильевна, вы по образованию – художник…

     

    – Да, я с детства любила рисовать, и отец привёл меня в художественную школу. Он был одет в военную форму, и все решили, что я – дочь генерала (в количестве звёзд на погонах и преподаватели, и ребята ещё не разбирались!) и поэтому меня поначалу немного сторонились, но потом привыкли. С некоторыми из них я потом училась в Рязанском художественном училище, которое в прошлом году отметило своё первое столетие, и поддерживаю отношения до сих пор: наша группа оказалась очень дружной. Но также с детства, я любила писать и сочинения, особенно на свободные или пейзажные темы: мы жили тогда в Белоруссии, военный городок находился в лесу, полным ягод, грибов, зверей и птиц… Я жалею сейчас, что родители не смогли сохранить эти сочинения: интересно посмотреть, что видел и ощущал ребёнок-подросток в 7-12 лет…

     

    В Рязанском художественном училище (тогда оно не носило имя Г. Вагнера), литературу долгие годы вёл замечательный преподаватель – Лев Николаевич Никонов. Мы не знали тогда, что Лев Николаевич в молодости сам писал стихи (а может быть, он писал их и в старости?), активно публиковался в рязанских газетах, коллективных сборниках, и даже возглавлял Рязанское отделение Союза поэтов в 1925 году! Я думаю, что благодаря и его влиянию из стен художественного училища вышло так много поэтов, причём разных поколений! Я могу назвать и Лидию Нефёдову, и Виктора Читаева, и Нурислана Ибрагимова, и Ирину Курицыну, и Игоря Ситникова, а из более молодых – Елену Кореневу. Игорь Ситников, кстати, мой «союзник», мы оба – члены Рязанского отделения российских писателей. В 90-е годы я подготовила большой материал, посвящённый Льву Никонову, который был дважды опубликован: в «Рязанских ведомостях» и в «Рязанском узорочье», в разных вариантах.

     

    – Когда и где были первые публикации?

     

    – Самыми первыми моими публикациями в рязанских газетах (в «Приокской Правде») были рисунки, а не стихи! За эти рисунки мне до сих пор стыдно, хотя они и посвящены героической Брестской крепости, в которой я неоднократно бывала ещё до открытия в ней мемориального комплекса. Первой же литературной публикацией стала рецензия (!) на один из спектаклей рязанского Театра драмы. Рецензия – чуть лучше… В дальнейшем, судьба публикаций выводила меня к газетам сама: я входила в состав первой редколлегии газеты «Прогресс» Рязанского приборного завода; писала заметки и в «Рязанский комсомолец», и в «Приокскую правду»; а после «перестройки» в «Рязанские ведомости» и в «Рязанское Узорочье», в том числе и в «Областной Рязанской Газете» состоялось несколько моих публикаций. Я люблю вашу газету за информационность, за оперативность, за «личностность» зрения. Мне жаль, что с появлением Интернета работа журналистов, на мой взгляд, многое теряет…

     

    – Был ли в жизни человек, мастер Слова, который оказал влияние на ваше поэтическое творчество?

     

    – При газете «Приокская правда» в советское время работало областное литературное объединение «Рязания», занятия которого проходили в «Доме Печати» на улице Горького. «Рязанию» в разные годы возглавляли писатели российского масштаба – Борис Шишаев и Анатолий Сенин, которые многое сделали для становления пишущих людей Рязани, в том числе и для меня. Анатолия Ивановича Сенина я всегда вспоминаю добрым словом: он всячески поддерживал меня, несмотря на абсолютную непохожесть наших стихов. Анатолий Иванович и готовил первые мои публикации в газете «Рязанский комсомолец», в том числе и авторскую, с фотопортретом. Поддержала меня добрым словом и известная всем поэтесса Валентина Калашникова: во время одного из литературных семинаров, она сама подошла ко мне, сказав, что из меня выйдет толк… К её мнению я не могла не прислушаться, ведь Валентина Калашникова долгое время вела другое литературное объединение Рязани – знаменитые «Родники»…

     

    Анатолий Иванович Сенин ввёл меня в литактив Рязанской писательской организации, тогда Союза писателей СССР! Благодаря и ему я поверила в себя, научилась профессионально работать со словом. В книге «Звезда звезды не затемнит», собранной и выпущенной уже после его смерти писателем Алексеем Петровичем Хлуденевым, есть и мой очерк об Анатолии Ивановиче. Анатолий Иванович Сенин прочёл мою первую поэтическую книжку «Лиственный дом», изданную в 1996 году на правах рукописи… Увидев, что она без SBN, пожелал издать «настоящую», с официальными библиотечными данными. Но её – «настоящую», он не увидел: «Табун Пегасов» вышел уже после его смерти, в 2001 году в издательстве «Русское слово». В этих двух сборниках есть мои графические рисунки; вот за них мне не стыдно! Потом выходили книги с новыми стихами: «И летит за мною облако» (2004г.), «Дилогия – «Время Нелюбви» (2009 г.) и «Время Любви» (2011 г.). В 2017 году – поэтический сборник, также, с новыми стихами – «Новый ветер». Пока их шесть, но на самом деле их семь: самой первой книжкой была машинописная, в количестве 4-5 экземпляров: «Тропинки к солнцу»: по инициативе Владимира Корнилова такие книжки подготовили тогда литераторы Рязани для библиотеки клуба «Строитель».

     

    – Как я поняла, вы любите «белые стихи»…

     

    – Да, например, книга «Тропинки к солнцу» собраны целиком из «белых» стихов, я тогда писала только такие… Уже гораздо позже, в 2005-2006 годах, я собрала книгу «белых» стихов целиком на «рязанском» материале: это сборник рязанских поэтов «Нерифмованный, вольный…» Этот проект я считаю для себя наиболее важным, так как «Нерифмованный, вольный…» – первая попытка собрать нерифмованные стихи разных авторов в течение полувека! Одно из первых стихотворений этого сборника датировано 1947 годом, одно из последних – первым пятилетием двадцать первого века… В нём есть стихи и Бориса Жаворонкова, и Игоря Гаврилова, и Ксении Охапкиной, и Евгения Маркина, и Бориса Шишаева, и Анатолия Сенина, и многих других. О «Нерифмованном, вольном…» было несколько отзывов, в том числе и во всероссийской «Литературной газете».

     

     

    – В нашей газете мы публиковали вашу статью о писателе-рязанце Иване Макарове. Вы и сейчас занимаетесь исследованием творчества Ивана Макарова?

     

    – Да, в последние годы я работаю вплотную с архивными материалами, связанными с жизнью и творчеством писателя-рязанца Ивана Макарова – «Ивана Буйного» (1900-1937). Хочется вернуть имя нашего замечательного земляка в российскую литературу, вернуть к рязанскому читателю, тем более что, как показывают архивные документы, в его книгах остались достоверные сведения об исторических событиях Рязанского края. Исследовательская работа занимает много времени, сил, но в целом, книга о нём выходит на заключительный этап; очень надеюсь удачно завершить и эту многолетнюю свою работу.

     

    Ещё несколько слов по «макаровской» теме… Параллельно с написанием книги, стараюсь участвовать и в научных конференциях (количество написанных мной научных статей приближается к 15-ти). В основном они – о писателе Иване Макарове, о его малой родине… Этот материал особенно хорошо принимается в Ряжском районе, откуда он родом, и г. Ряжске; стараюсь не пропускать и «Гаретовские чтения», которые ежегодно проходят в г. Ряжске… Усилия не проходят даром: меня в шутку или не в шутку уже называют «макароведом» российского уровня, а в 2017 году, на здании бывшей Ряжской мужской гимназии, которую Иван Макаров окончил в 1919 году, установлена новая мемориальная доска: я была приглашена на открытие…

     

    – Профессия художника помогает или, быть может, мешает литературному творчеству?

     

    – Основная профессия художника помогала и помогает мне оставаться на плаву: как показало время, Рязанское художественное училище давало хорошее профессиональное образование. Поэтому, можно сказать, что я всю жизнь занимаюсь творчеством: и художественным, и литературным! Они друг друга дополняют, очень органично сменяя друг друга. В основной моей профессии, также есть творческие достижения, но об этом как-нибудь в другой раз… Линии наших судеб таинственны: их не придумаешь и не угадаешь… Сейчас кажется неправдоподобным, но преподаватель литературы художественного училища – Лев Николаевич Никонов лично знал писателя Ивана Макарова! В 1927-1929 гг. в зданиях училища размещался и Рязанский землеустроительный техникум, заведующим которого был в эти годы и начинающий писатель Иван Макаров; он и жил при техникуме! Лично я окончила художественное училище уже в 70-х годах: оно по-прежнему находилось в тех же зданиях, где работали и Лев Никонов, и Иван Макаров…

     

    Кто ваш лирический герой?

     

    – Лирический герой? Наверное, я сама… Но я ощущаю себя в стихах не лично, а собирательным образом многих женщин, живущих раньше или живущих теперь. Мы – женщины – мало изменились: хотим взаимопонимания, поддержки, любви… В стихах я говорю и от их имени; по крайней мере, мне так кажется…

     

    Лариса КОМРАКОВА

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Хозрасчетная поликлиника

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Лесок
    Хозрасчетная поликлиника
    КПРФ
  • Ниармедик (мобильный)
    Зеленый сад 350х280
    ГК Прокс
  • АвтоЕще

    С 25 мая планируется установка дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств на следующих участках улично-дорожной сети города Рязани: