Пятница, 26 апреля 2024
Курс ЦБ
$  92.13
 98.71
Рязань
+24°C
  • Расследования
  • Зеленый сад
  • Дело врачей

    Опубликовано: 23.09.2019 в 10:10

    Категории: Выбор редакции,Медицина

    О больных проблемах отечественной медицины глава Минздрава РФ Вероника Скворцова рассказала обозревателю «Российской Газеты» Ирине Краснопольской («Российская Газета» от 6 августа 2019 г. № 199 (7957)).


    Статья из № 34 (292) «Областной Рязанской Газеты» от 19.09.2019г.

    Вероника Скворцова согласилась с мнением обозревателя газеты, что если у руководителя региона медицина в приоритете, то она, как правило, в достойном состоянии.По мнению министра, нужно отдать должное многим действующим губернаторам. Медицина, здравоохранение стали для них если не номером один, то входящими в тройку самых приоритетных тем. Уровень накопленных проблем в каждом регионе разный. Но, тем не менее, каждый губернатор занимается всем спектром проблем трёхуровневой системы оказания медицинской помощи, в том числе кадровой политикой и территориальным планированием, добиваясь, чтобы все виды помощи, включая первичную, были доступны.

    Дефицит врачей, к счастью, несколько уменьшился. За 4 года только в первичном звене число врачей увеличилось на 4 тысячи. Но пока дефицит, действительно, сохраняется. На сегодняшний день главным механизмом его устранения является целевая подготовка в университетах и колледжах, позволяющая готовить специалистов для конкретных рабочих мест, в том числе для первичного звена в удалённых районах страны. Сейчас уже более 50 % студенческих бюджетных мест — целевые, а в ординатуре – более 60 %. Кроме того, существенно снизила кадровый дефицит и программа «Земский доктор/Земский фельдшер», которая уже привлекла в сельскую местность и малые города более 34 тысяч специалистов первичного звена. Но мы внесли на обсуждение ещё одно предложение. Во всём мире молодой специалист, который только окончил обучение в медицинском университете, в течение нескольких лет не может самостоятельно работать без кураторства со стороны опытного наставника.

    Если речь о работе по профилю общей терапии, то это обычно два-три года. В США – три года, в Европе – два года. Если речь об общей хирургии, то до 7 лет. У нас такой системы никогда не было. И это неправильно. Одно из наших предложений: законодательно закрепить статус «молодого специалиста» и «наставника» и ввести обязательную работу молодых специалистов под контролем опытных наставников в государственной системе здравоохранения. Не менее трёх лет.

    Медицинская общественность горячо поддерживает это предложение. Поддерживают медики из всех регионов. Это решит ещё одну проблему – ежегодно дополнительно приведёт в первичное звено до 11 тысяч молодых специалистов. Мы с вами говорили о частных организациях. Их сейчас в стране 69 тысяч. Существенно больше, чем государственных. Они неравномерно распределяются по стране. Регионы сами лицензируют частные организации. Есть регионы, где на одну государственную организацию приходится 10-15 частных. При этом преобладающее большинство частных центров не имеют самостоятельного штата, а используют тех же сотрудников, которые работают в государственных организациях. Иногда провоцируя сотрудников на вытеснение пациентов на платные услуги со своего государственного приёма на свой частный приём. Это недопустимо. Сейчас всё устроено так, что территориальному планированию размещения медицинских объектов подлежат только государственные организации, а частные – нет. Между тем передовой международный опыт показывает, что страны с развитой частной медициной разрешают создание частных клиник там, где в них есть реальная потребность населения, с учётом конкретных медицинских профилей. При этом клиники работают по длительным контрактам с государством, имея стабильные и увеличивающиеся объёмы медицинской помощи от государства. Бесплатно для населения. И нам необходима возможность полноценно управлять процессами территориального планирования медицинской помощи.

    Вероника Скворцова отметила, что рискованное потребление крепкого спиртного учёные называют одним из главных факторов риска смерти российских мужчин в трудоспособном возрасте. За последние 10 лет были приняты очень серьёзные обдуманные меры по снижению потребления спиртного: и правовые, и экономические, и медицинские. Они привели почти к двукратному снижению потребления за десять лет. Сегодня во всех основных международных руководствах ВОЗ по теме алкоголя наша страна из плохого примера перешла в хороший. И ничего: спиртное не стало по талонам, нет огромных очередей, никто не рубит виноградники. Что же касается корпоративов, то работники и работодатели сами вправе решать, как им проводить праздники. Но важно помнить: алкоголь совершенно не обязательно является неотъемлемой частью торжества.

    Минздрав два года назад подписал с РСПП Хартию по здоровому образу жизни. Там идёт речь о том, как создать здоровье сберегающую среду на рабочем месте, уменьшить вредные привычки, закрепить навыки правильного питания, правильной организации двигательной активности, то есть в целом привить культуру заботы о своём здоровье. Материалы, которые собрали сами работодатели и представили в Минздрав, – это примеры лучших практик, уже действующих на производствах, которые показали, действительно, замечательные результаты в плане снижения заболеваемости и укрепления здоровья работающих.

    Вероника Скворцова рассказала, что каждый год в обязательном порядке проходит диспансеризацию. И как врач, и как министр, и как гражданин очень советует всем обязательно раз в год проверять своё здоровье. Тут даже никаких доводов не надо приводить. Это просто должно стать правилом жизни каждого. Можно даже сказать – законом жизни.

    В прошлом году 62 миллиона россиян прошли профилактический осмотр. Причём примерно у трети из них были выявлены отклонения в здоровье, и они прошли углублённое обследование второго этапа диспансеризации, включающее компьютерную и магнитно-резонансную томографию, эндоскопические, ультразвуковые и сложные лабораторные методы диагностики. Мы возобновили по обновлённым регламентам диспансерное наблюдение за теми, у кого выявлены хронические заболевания или серьёзные факторы риска их развития. Для того чтобы можно было обеспечить оптимальное медицинское сопровождение.

    Иной становится и работа скорой помощи. Неэффективные вызовы почти ушли. Помощь оказывается на всей территории страны, от Дальнего Востока до Калининграда, существенно быстрее, чем за всю историю страны. В 90 % случаев бригады скорой приезжают в течение 20 минут. А пациентов привозят туда, где им, действительно, могут оказать эффективную помощь. Регионы завершают создание централизованных диспетчерских служб скорой помощи, на которые будут выведены не только наземные бригады, но и санитарно-авиационные.

    В 2013 году высокотехнологичную помощь получили 505 тысяч человек в год. В 2018 году – более 1 млн 100 тысяч. Кроме того, то, что квотировалось в 2013 году, сейчас оказывается в рамках базовой программы ОМС без квот, по реальной потребности. Это касается и стентирования сосудов, и эндопротезирования тазобедренных суставов. Перечень высоких технологий постоянно актуализируется. В нём сейчас присутствуют методы, о которых вообще речи не было в 2013 году. Так, в 2020 году дополнительно включаются протонная терапия, новые технологии сердечно-сосудистой хирургии, вертебрологии и др. Увеличивается количество медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не входящую в базовую программу ОМС.

    По мнению Вероники Скворцовой, требует безусловного дальнейшего развития первичная медико-санитарная помощь. Всю жизнь, и в советские времена, и в постсоветские, «первичка» финансировалась по остаточному принципу. Потому что основной финансовый объём шёл на стационарную специализированную помощь.

    Относительно предписанных минутам приёма пациентов, отведённые врачам разных специальностей, Вероника Скворцова сказала, что врач должен принимать пациента столько времени, сколько нужно. И здесь нет ограничений. А расчётные рекомендации необходимы для главных врачей и администраторов для планирования штатного расписания и организации лечебного процесса. Кстати говоря, впервые с советского времени мы провели в 2014 году специальные хронометрические расчёты для работающих в первичном звене врачей как участковых, так и узких специалистов, и для средних медицинских работников. Было показано, что время первичного осмотра пациента не может быть менее 20 минут (в советское и постсоветское время показатель составлял 12 минут), время повторного осмотра: от 10 до 15 минут. Так что современные штатные расписания пересмотрены с учётом расширения временных возможностей. При этом было выявлено, что до 50 % времени осмотра уходит на так называемую «косвенную работу». Прежде всего – это оформление документов. А вот при внедрении новых технологий, в том числе информационных систем, связывающих врача с его рабочего места с электронными документами, банком лабораторных данных, архивом цифровых изображений, системами распределения лекарств по аптекам и т.д., те же 20 минут осмотра разложились внутри совершенно по-другому:

    70 % вместо 50 % стала занимать непосредственная работа с пациентом, то есть «медицинское время» выросло в 1,5 раза. А всё остальное: человек разделся, оделся, ему распечатали электронные бланки, впечатав только то, что нужно, – занимает всего 30 %.

    Арнольд ГРЫНИН

    Читайте нас теперь и в Телеграм: https://t.me/rg62_info

    Новости партнеров


  • Ниармедик (мобильный)

  • Свежий выпускАрхив
    № 05 (412) 18.03.2024 г.
    Читать выпуск
  • Лесок
    Хозрасчетная поликлиника
    КПРФ
  • ГК Прокс
    Ниармедик (мобильный)
    Зеленый сад 350х280
  • АвтоЕще

    С 25 мая планируется установка дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств на следующих участках улично-дорожной сети города Рязани: