Ухоловские фермеры Храмовы умеют побеждать
Совсем недавно мы приезжали в село Волынщино Ухоловского района Рязанской области, чтобы посмотреть, как у Нины Фёдоровны Храмовой и у её сына Ярослава, управляющего хозяйством, сейчас обстоят дела. Каких успехов смогли они добиться, с какими проблемами столкнулись. Интереснейшая беседа получилась…
«Областная Рязанская Газета» традиционно уделяет большое внимание сельскому хозяйству региона. Каждый год мы колесим по районам области, встречаемся с руководителями сельхозпредприятий, которые рассказывают о своей непростой работе и делятся планами на будущее.
Хозяйство «Моя семья», о котором сегодня мы расскажем, организовал Николай Храмов в далёком уже 2000 году.
Его супруга, Нина Фёдоровна Храмова, родилась 15 ноября 1956 года в ухоловском селе Смалеевка. Училась в Рязанском педагогическом институте, с Николаем Храмовым познакомилась ещё в школе, а после его возвращения из армии, вышла за него замуж. И не разочаровалась.
Нина Фёдоровна вспоминает, как муж решил заняться фермерством, и взял в аренду 200 гектаров земли, с этого всё и началось. Храмовы начали заниматься земледелием.
– Муж начал технику старую покупать, комбайны и трактора, – говорит Нина Фёдоровна. – В первое время занимались растениеводством, выращивали траву на сено и на силос, продавали её. Надо было зарабатывать. У нас было пять человек детей: Андрей, Максим, Анастасия, Александр и младший Ярослав.
Работали все у нас, ребята помогали отцу, кто на комбайнах, кто на тракторах. Пришло время, и ребята женились, детей нарожали. Александр своё хозяйство организовал, тут же, на семейной земле. Андрей пошёл в учителя, сейчас работает в школе. Анастасия сейчас в московском офисе «Россельхозбанка».
Сейчас у нас в хозяйстве постоянно работает 9 человек. Мои внуки тоже помогают сейчас в уборке урожая. Я очень богатая, ведь у меня теперь четырнадцать внуков. Конечно, приходится привлекать к уборке урожая дополнительных сотрудников. У нас же теперь одних посевных площадей сейчас три тысячи сто гектар.
– Несмотря на трудности, удаётся развивать хозяйство, приобретать новое оборудование, – продолжает беседу управляющий хозяйством Ярослав Храмов. – На сегодняшний день мы выращиваем масличные культуры, например, подсолнечник и сою, ячмень, пшеницу, горох и рапс. Закупили элитные семена. Это – наша гордость.
О своём младшем Ярославе Нина Фёдоровна говорит так:
– Это мой заместитель, он тут главный, он больше знает по хозяйству. Когда мой муж Николай ушёл из жизни, надо было кому-то хозяйством заниматься. Вот я и решила, что Ярослав будет хозяином. У меня ноги болели, много не набегаешься и не наездишься. Пришлось делать операцию. И Ярослав всё взял в свои руки.
– Как прошёл этот год? – интересуемся у Ярослава.
– Этот год не то, чтобы идеальный, но не плохой, – продолжил беседу Ярослав. – Далеко неплохо прошёл год. 30,5 центнеров с одного гектара дал подсолнечник. Все культуры дали хороший урожай.
Единственное, что просело у нас – соя. Но мы пока по этой культуре непрофессионалы. Два года назад попробовали её в первый раз, но не позволила погода, да и сушилки своей не было, чтобы довести до кондиции её.
Потом не стали рисковать, потому что выращивание этой культуры очень затратное дело. Большие риски. Гербициды очень дорогие, а без них никак нельзя. Выходит, она вдвое дороже, чем зерновые. В этом году на соседей смотрели, кто и что сеет, кто и как обрабатывает. Встречаемся, общаемся, делимся полезной информацией.
В этом году была всё же просадка по ячменю. Конечно, мы недовольны. Хоть и дал ячмень 39 центнеров с гектара, но реально мы ожидали больше. Почему-то в этом году не только у нас, но и у остальных в сое содержание белка ниже обычного.
Переработчики говорят, что они готовы заплатить больше денег, но только если был бы высокий протеин в сое.
– Почему так вот получилось? – сам себе в разговоре задал вопрос Ярослав Николаевич. – Мы сейчас выясняем, думаем, кумекаем. Чтобы понять, где мы что проморгали. Может, мы где-то что-то не вовремя сделали, где-то что-то недоработали. Хотя вроде бы всё сделали, как по науке: и сложные удобрения внесли, и селитру, и азотные тоже, а вот получилось, как получилось.
– Пшеница тоже в этом году подпросела. Хотя у нас она четвёртого класса. Сейчас цена на неё приемлемая. В том году цены не было в сентябре-октябре. Всего 8 рублей на пшеницу, а себестоимость 7 рублей у нас была. Надо и удобрения, и топливо, и ГСМ закупать.
А так, в общем-то, урожай у нас хороший. Работали, конечно, с весны до осени без отдыха, вообще не вылезали с полей. Сейчас посеяли озимые на площади 1 050 гектар. Всходов нет, хотя, сев начали с 28 августа, а 5-6 сентября закончили. Сев провели, как положено, с удобрениями.
Даже министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут тоже задаётся вопросами по этому поводу: что будем делать дальше? Напрягает, что сроки сева были соблюдены, озимые должны взойти, распуститься, набрать мощь. Должна уже сейчас развиться корневая система, а всё ещё нет всходов. И вот только-только озимая пшеничка наклюнулась. Всё-таки ждём погоды, может быть, более-менее озимая пшеница вылезет.
Я всем говорю, ребята, хороших урожаев озимой пшеницы не ждите. Корневая система не развилась. Говорить о том, что в следующем году урожай озимой пшеницы будет колоссальный, не приходится.
Оксана Лут сказала, что недосев по России превысил 7 миллионов гектаров. Люди просто озимую не сеяли. А смысл? Это уже минус. Конечно, пока ещё неизвестно, что с нашей посеянной будет. Надеемся на лучшее.
– Как у вас с техникой дела обстоят?
– У нас сейчас очень много техники, но вот людей не хватает. Проблема с кадрами очень большая. Хорошо, что племянники мои помогают. Зовут их Андрей и Ярослав.
Андрей учится в радиоакадемии, а Ярослав учится в сельхозакадемии. Учатся они очно. Июль-август работали здесь, у нас. Ребятам самим очень нравится. Ведь техника сейчас, что иностранная, что отечественная очень интересная. Работать – одно удовольствие.
Племянники мои трудиться привыкли, ведь они здесь выросли, им нравится на своей земле полезными быть. Этой зимой мы приобрели два немецких зерноуборочных комбайна CLAAS. Там и бортовая электроника, и климат-контроль.
Но людей всё равно не хватает. У нас на току работает сейчас всего три человека. Эти трое намолотили такой объём зерна, сложно поверить: пять тысяч тонн зерна! Некоторые приходят в пять утра, а уходят домой в десять вечера. Нагрузка просто колоссальная. И это у всех! На сутки люди заступают и работают с 8 утра до восьми утра.
Почему с людьми проблема? В нулевые вроде бы молодёжь на селе была, но они не видели ничего в будущем, всё в деревнях разваливалось, просто ноль был, и молодёжь уезжала, кто в Рязань, кто в Москву, так там они и осели. Почему в деревне сейчас работать некому?
Об этом все уже давно говорят. Думаю, если бы мы смогли в своё время, после развала нашего СПК Волынщинского, зайти, развиться, чтобы адекватную зарплату платить, чтобы создать условия, то люди бы всё-таки нашлись бы и остались.
– Наш колхоз, который раньше здесь был развалили. И развалили его, я думаю, специально, – вступает в беседу Нина Фёдоровна. – Скотину всю перерезали. Комплекс животноводческий четырёхрядный был. Всё уничтожили. Люди тогда не только работу, но и надежду потеряли на будущие. Многие уехали.
– Пенсионеры остались, – продолжает Ярослав Николаевич. – Приходят ко мне и говорят, что раньше такого не было, чтобы склады в хозяйстве были забиты под крышу. Технику такую не видели. Современная техника, конечно, это просто сказка.
А что говорить об инфраструктуре нашего села? У нас даже магазин закрыли. Была палатка торговая, но и её закрыли. Как сейчас заинтересовать людей, пускай, даже не молодых? Среднего возраста, 30-40 лет. Они уже, возможно, не рискнут вернуться. Они уже осели в цивилизованных городах.
Старики и сейчас вспоминают, что Николай Храмов всё делал для людей. В своё время построил вокруг прудов беседки для молодёжи.
– А что сейчас? Клуба нет, – подхватывает Нина Фёдоровна, – а ведь всё было.
– Пройдёт пять-семь лет, что будет дальше? – размышляет Ярослав Николаевич. – Если у нас в девятом классе один человек. При том, что школа на три населённых пункта.
Но хватит о грустном уже размышлять. Жить-то надо дальше. Несмотря на трудности, есть и много хороших тенденций. К примеру, мы работаем с компанией «Агроэкспертгрупп», с липецким филиалом. Работаем вместе уже почти 12 лет. Они приезжают и помогают, по необходимости. Подсказывают, консультируют. Они молодцы. Раз в неделю агрономы приезжают. Также компания поставляет нам средства химзащиты. У нас теперь скидки максимальные, плюс отсрочки платежей, если надо, возможны. Очень удобно, что компания может доставить продукцию к нам на место. Молодцы. Спасибо огромное этой компании за сотрудничество.
Отмечу, что у нас со всеми поставщиками прямые договоры. К примеру, с Рязанским нефтезаводом. Никаких перебоев с топливом у нас не было в этом году. Спасибо большое за сотрудничество. Совсем недавно я побывал на выставке «Золотая осень» в Москве. Встретил там нашего министра сельского хозяйства Дмитрия Филиппова. Он тоже всегда помогал нам и помогает. Спасибо большое.
Но, прежде всего, я хочу поблагодарить всех наших людей за их труд. Даже слов благодарностей подходящих трудно подыскать сразу. Герои они все. Настоящие. Соль земли нашей. От всей души благодарю Серёжу Панкратова, Владислава Денисенко, Вячеслава Жокина, Алексея Павлова, Сергея Манушина, Дениса Мяло – они просто жили в поле.
– А теперь я хочу сказать о сыновьях, – вновь вступила в разговор Нина Фёдоровна. – Вот Ярослава вы послушали. А я ещё скажу, что он на «Кировце» пацаном ещё работал, колхозу помогал.
А ещё вместе с нами живёт Максим. Он у нас главный механик, инженер. Работает на «отлично». Он и в поле, и на току, и на складах. Все ребята у нас замечательные!
Вот на такой позитивной ноте и закончилась эта интереснейшая беседа о замечательных людях. Настоящих тружениках и настоящих героях нашего времени – семье Храмовых из Ухоловского района – династии тружеников, которые умеют побеждать.
Беседовал Николай Кириллов
Фото автора